ГОЛОДОВКОЙ ПО БЕСПРЕДЕЛУ ИЛИ ГОЛОДОВКА ОТ БЕСПРЕДЕЛА?

Газета "Flash!"

Объявлением голодовки добиваться сдачи в эксплуатацию построенного объекта, в данном случае, сельской школы. Вот до чего довела система управления, выстроенная в нашей области за последние годы!


7 марта директор НПО «ЛИК» Константин Липперт объявил голодовку. «Единственной целью данной голодовки является – обучение детей в современной построенной школе. Свыше 100 детей будут учиться в современном здании новой школы, а не в аварийном бараке. Еще раз подтверждаю: «целью данной голодовки не является доказательство чей – то правоты или не правоты, не является оказание давления на силовые органы, получения каких либо судебных решений или обещаний. Единственной целью является получение Акта приемки Госкомиссии и акта приемки передачи новой школы в с. Айкайнар», – заявил Липперт в своем обращении, распространенном в Интернете. В этот же день в нашей газете вышла статья, рассказывающая о ситуации вокруг школы, построенной в селе Аккайнар Катон-Карагайского района (см. «Почему не прозвенел первый звонок», «Flash!», №5 (250), 07.03.2013).

За это время уже много написано о самой голодовке. Давайте поговорим о том, почему же таким способом приходится добиваться элементарного – сдачи школы в эксплуатацию? Что происходит в строительстве вообще, и в строительстве школ в частности? Такого скандала и такого беспредела в этой отрасли не было за всю постсоветскую историю.

В статье «Почему не прозвенел первый звонок?» мы задались вопросом: кто же виноват в сложившейся ситуации: дяденьки – строители или дяденьки – чиновники? В комментариях чиновников от строительства, обильно появившихся после начала голодовки, они во всем винят недобросовестных подрядчиков. Мол, и строят некачественно, и в сроки не укладываются. А вот что думают по этому поводу сами строители. Приводим выдержки из обращения председателя Совета директоров Ассоциации профессиональных строителей ВКО Игоря Шацкого акиму ВКО Бердыбеку Сапарбаеву: «На сегодняшний день Вам известна плачевная ситуация, сложившаяся со строительством школ, взамен аварийных в ВКО.

Подрядные организации по разным причинам допустили срыв сроков строительства объектов. Однако сложилась данная ситуация не только по вине строительных предприятий, а также из-за ряда не правомерных действий со стороны заказчика.

В настоящее время ГУ «Управление строительства» также необоснованно затягивает процесс завершения строительства объектов и ввод их в эксплуатацию.

Не смотря на то, что все договорные сроки уже давно истекли, по некоторым школам до сих пор не выдали разрешение на их строительство. Таким образом, строительство этих объектов ведется незаконно и в этом исключительно вина ГУ «Управление строительства». По ряду школ заказчиком не представлены исходные документы, не переданы даже площадки под строительство.

На некоторых школах отсутствуют технические условия на подключение к инженерным сетям, отсутствует наличие водоснабжения, хотя в проектах точки подключения предусмотрены.

Все эти обстоятельства не позволяют сдать объекты в установленные сроки, и что еще хуже, делают невозможным сдачу их в эксплуатацию даже при завершении строительства в дальнейшем.

На этом проблемы не заканчиваются. С приходом нового руководителя в ГУ «Управление строительства» области, необоснованно затягивается принятие текущих объемов работ, по нелепым причинам не подписываются акты выполненных работ.

На вопрос, почему не подписываются акты, начальник ГУ «Управление строительства» ВКО И.Литвинов сообщает подрядным организациям, что Управление меняет формы актов (увеличивая в них количество специалистов, которые должны подписывать эти акты).

Такие действия неправомерны, так как формы актов утверждены соответствующими государственными нормативами и Управление одной области не вправе изобретать «свои формы», затягивая тем самым принятие фактически выполненных объемов работ и освоение бюджетных средств.

Из-за этого подрядчики не могут своевременно выплатить заработную плату рабочим, из-за чего многие начинают увольняться, что еще больше осложняет завершение строительства. Социальные вопросы трудящихся грубо нарушаются и ухудшаются, что идет в разрез с Вашими постоянными напоминаниями и требованиями.

Кроме того новое руководство не принимает либо откладывает ранее принятые технические решения, которые были оформлены в соответствии со всеми требованиями законодательства и по которым уже выполнены практически все работы. Взамен этого ГУ «Управление строительства» требует внесения этих изменений в ПСД с прохождением государственной экспертизы. Во-первых, в указанных случаях этого не требуется согласно государственным нормативам, а во вторых проведение государственной экспертизы затягивает ввод объектов в эксплуатацию на несколько месяцев.

В настоящее время подаются повторные иски о взыскании неустойки с подрядчиков, на суммы до 70 000 000 тенге и признании предприятий недобросовестными участниками государственных закупок. Банками взыскиваются и удерживаются суммы гарантийных обязательств. Такое давление ведет к нехватке средств для качественного завершения строительства объектов.

Обо всех выше перечисленных трудностях, подрядчики неоднократно сообщали заказчику, получая от заказчика отписки и ссылки на то, что договор заключен, и решение проблемы лежит полностью на подрядчиках.

Неоднократно также, решениями СМЭС по ВКО было установлено, что все проблемы срыва сроков строительства являются виной заказчика, из-за несвоевременной подготовки всех необходимых исходных материалов для строительства.

Однако, все проблемы, возникающие, по вине заказчика умалчиваются, до Вас не доводятся, с целью переложить всю вину на подрядчиков».

Мы вынуждены процитировать практически все обращение. Здесь дается вся полная картина. А картина получается весьма живописная! Это обращение было направлено главе области еще 12 декабря прошлого года. Уже заканчивается март – а что изменилось? Ничего! Школы стоят либо не построенными, либо уже готовыми, но не сданными в эксплуатацию. А причины, выходит – чисто бюрократические. И ликвидировать эти бюрократические завалы особого труда не составит, было бы желание. А оно есть, желание? Или, может быть, для чиновников гораздо лучше, чтобы все шло, как идет?

Неужели для того, чтобы сдать школу в эксплуатацию, необходимо «отблагодарить» нужных людей? Такая мысль возникает, когда узнаешь обо всех рукотворных препятствиях, возводимых чиновниками! Создается впечатление, что они только сидят и думают – до чего еще можно «докопаться», чтобы «прижать» подрядчика? А с «прижатым» уже можно разговаривать языком ультиматума – так что ли? В интервью местной прессе начальник управления строительства ВКО рассказал о схеме, когда строители вынужденно поставлены в условия, заведомо обрекающие их на срыв сроков строительства. А потом они вынуждены и уже построенный объект содержать, и суд обязывает их выплатить многомиллионную неустойку! Таким образом, государство и новую школу получает, и бюджет пополняет! Причем Игорь Литвинов буквально сказал, что «Эта схема не нами придумана (!). Это закон такой, он везде работает, по всей республике»! Но, наверное, в суд подают на «упертых» или на «чужих». А вот «податливых» и «своих», видимо, не трогают. Если я неправ, пусть строительные чиновники тогда объяснят, а что же нужно, чтобы построенные с соблюдением всех правил и нормативов школы были сданы в эксплуатацию? Пусть прокуратура пояснит – а почему она не заинтересуется этими выдуманными бюрократическими препятствиями? Насколько они законны? Почему принимаются в эксплуатацию объекты с заведомыми недоделками и браком и не принимаются с высоким качеством строительства? Заинтересуйся надзиратели законностью такого избирательного подхода – может быть, тогда и голодовки не было бы? И не возникла ситуация, когда из 29 строящихся школ реально в эксплуатацию сдано всего 10!

А где голос директора школы села Акайнар Рахметоллы Ускембаева? Ведь он является депутатом районного маслихата. Что мешало ему направить депутатский запрос, обсудить ситуацию на депутатской комиссии или даже вынести на сессию маслихата? А он только говорит, что «если бы дети занимались в новой школе – было бы замечательно». Ясное дело, что «было бы замечательно». Возникает вопрос: что это за депутат, который не может помочь добиться сдачи школы в эксплуатацию, помочь своим ученикам и односельчанам? Где, наконец, депутаты областного маслихата во главе с Григорием Пинчуком? Почему их не волнует катастрофическое положение со строительством школ? Почему дело дошло до голодовки?

Похоже, акция Константина Липперта начала сдвигать дело с мертвой точки. Протест прокуратуры об отмене технического решения о замене кирпича на полистиролбетон, по последней информации, отозван. Комиссия составила акт по имеющимся в школе недоделкам, которые ликовцы должны устранить. Придирки не выдерживают никакой критики, например, провести благоустройство территории. Какое может быть благоустройство, когда еще снег лежит и кругом весенняя грязь? Но и это уже шаг вперед. Аким области, якобы, должен встретиться с Липпертом, и вроде бы дал поручение решить вопрос к 20 марта. Кстати, ранее он уже поручал принять школу к 21 января. Ассоциация строителей ВКО на заседании совета директоров поддержала Липперта и готовит по этому поводу обращение к Бердыбеку Сапарбаеву. На момент подготовки статьи такова последняя информация. Но самый главный вопрос – принятие школы в эксплуатацию, пока так и не решен.

При таком развитии событий, когда дело доходит до голодовок, предприниматели просто забросят любой созидательный бизнес, к которому, безусловно, относится и строительство. И уйдут в «купи-продай». Там проще.

Денис ДАНИЛЕВСКИЙ