— Никому не нужна наша проблема. Никому! Кроме нас, — сетуют жители дома 345/2, по улице Бажова. — Мы просим стену отремонтировать, нашу просьбу везде игнорируют, а ведь она в любой момент может упасть!
Сейчас, когда идёт активная предвыборная гонка, самое время обратить внимание на проблемы простых жителей, чтобы всякого рода мероприятия проходили не «для галочки», а в первую очередь для людей. Однако, куда бы не обращались жильцы дома 345/2 по улице Бажова с просьбой привести в порядок полуразрушенную стену, в ответ — многозначительная тишина.
— Дом возводили очень долго, и до 2000 года он был «замороженный», — говорят жители дома 345/2, по улице Бажова. — Когда началась «перестройка», все работы приостановили. Вторая секция так и осталась недостроенной. В 2000 году, по словам жильцов, директор, который приватизировал квартиры в этой секции, продал собственность. Подрядчик всё это разобрал, и вот стена осталась совсем голая. Она тонкая совсем, и к тому же разрушается. Мы просим что-нибудь с этой стеной сделать. Утеплить её или предпринять другие меры, чтобы государство помогло, потому что мы не потянем такие миллионы.
Куда только не обращались люди — стандартный замкнутый круг — КСК, КМС, ЖКХ, акимат, представители депутатского корпуса и даже независимая экспертиза. В 2011 году к обитателям дома приходили сотрудники жилищной инспекции, навязывали людям хвалёную программу термомодернизации. Что стало с домом-тёзкой, расположенным также на улице Бажова, после того, как жильцы согласились на эту программу, мы писали в независимой газете «Flash!» (№4 (321) от 18 февраля). Граждане словно почувствовали, что не стоит связываться с этим «тёмным делом». И наотрез отказались отремонтировать «шестиэтажку» при помощи государства.
Возмущению жителей нет предела. И не только потому, что в разных инстанциях, мягко говоря, «отфутболивают». Дом еле стоит, и никому до него нет дела, даже в столь кульминационный, предвыборный час.
— Мы сейчас на выборы должны идти, — заявили жильцы дома 345/2, по улице Бажова. –Но, что мы имеем с этими выборами? Ничего мы не имеем. Потому что никто нам не помогает в нашей проблеме. У нас самый больной вопрос — когда была вторая половина дома, кто дал указание, кто её разбирал? Настолько всё это — тайна, покрытая мраком. Кто разбирал эту стену, тот и должен был сделать её. Они же продали, у них же деньги были! Как до этого вопроса доходит — все молчат, как вроде бы нас не слышат, или мы на другом языке говорим. Обращались к Мамырбаевой Розе Узаковне. Мы с ней ругались, мы к ней ходили. Раньше Роза Мамырбаева была директором КМС №10 и депутатом. Депутат Дасыбаева Алия Нарбековна, когда ходили к ней на приём, обещала всё сделать, помочь в нашей проблеме. Однако, никто не приходил.
Но, люди всё равно обращались, стучали во все двери госучреждений, а от них как от чего-то инородного, открещивались. Очередной стук захлопнувшейся двери, не зря говорят, надежда умирает последней… Единственный человек, который не равнодушен к жилищной беде людей – это бывший председатель Совета общественности ВКО Владимир Лопаткин. Владимир Фёдорович принял горожан, пообещал, что поможет, чем сможет. Но инструмент власти совсем в других, и, видимо, мохнатых руках…
Наверняка, если фигуры чиновников поселить в такие и подобные дома-развалюхи, то жилое строение сделали бы качественно, быстро. Деньги нашлись бы, и неизвестное лицо, которое приватизировало и довело до такого состояния дом, поведали бы миру. Ах, как мешают делу эти надоевшие частицы «если» и «бы».
Грибок на стенах, бегающие туда-сюда крысы, которые высовываются из дыр, падающие кирпичи, зияющие дыры, разрушенные стены, из которых торчит «состав» всего жилища, всё это и многое другое, стало уже привычным атрибутом в жизни людей.
— Взяли землёй завалили, а тут дыра, — сообщают жильцы дома 345/2, по улице Бажова. — Теперь эта огромная брешь высовывается из-под фундамента на первом этаже. Вот женщина живёт на первом этаже, тут было подвальное помещение, всё равно землёй дыру засыпали. Она стала говорить — у меня пол прямо на улице. Подъехал трактор, и сделали вот эту «завалинку». У нас раньше так в деревнях делали. А весной мы всё это убирали, чтобы просохло. А они потом опять завалили. Всё это сохнет и мокнет. Кирпич начинает уже разрушаться! Тут же бетон должен какой-нибудь быть. Как можно такую дыру землёй засыпать?
Жители дома продолжают рассказывать о своей наболевшей проблеме: — У меня вся плитка в квартире отлетела, я закупила все материалы, но денег не хватило, чтобы утеплить стену изнутри. На кухонном гарнитуре лежат кирпичи, сыпятся постоянно. Близ крыши большая дырка, в неё голуби уже залетают. Мы замазывали вентиляционные решётки, потому что улицу было видно! А так была бы голубятница…
Когда мы хотим запечатлеть дыры в стене, обитатели дома смеются, мол, голубь то позирует? Голубь позирует. А потом все понимают: было бы смешно, если не было бы так грустно.
На всеобщей сцене появляются представители независимой экспертизы, которые ничего толком сказать не могут. Сообщают лишь сухо, что когда они решат, тогда и напишут свой вердикт на бумажке. Жители интересуются, а визуально, мол, сказать можете? У стены нет фундамента, завалится — и всё. Невооружённым глазом видно, что такая ограда требует срочного ремонта. Здание стоит только на добром слове. На что эксперты ухахатываются, заливаются от смеха. А бабушка в сторонке плачет, просто уже нет сил бороться с этими бюрократическими инстанциями! Ведь дети, мамы и папы, бабушки и дедушки живут в этих квартирах. Сердце матери, которое переживает за судьбу маленьких детей, за жителей этого дома, уже не выдерживает и просто плачет. Некоторым же смешно. Жизнь — бумеранг, нельзя смеяться над чужим горем, а то и сам окажешься, не дай Бог, в такой же ситуации. Однако, эти товарищи этого не понимают. Дальше столь воспитанные представители говорят: фундамент есть, всё есть.
— Вы были в подвале, там же вот такой проём стоит. Надо сделать детальное обследование, потом заключение. Там есть блок 600 мм толщиной.
Хочется добавить: перед публикацией мы дополнительно связались с жильцами этого дома. По их словам, чудо-эксперты спустя неделю просто стушевались! Никакого акта обследования жилого здания люди не получили! Кстати, эти эксперты требовали незамедлительно удалить их фотографии из фотоаппарата журналиста нашей газеты, причём, угрожающим, менторским тоном. В этом деле ещё много «тёмных пятен». На вопрос жильцов, что это была за экспертиза и кто, в общем — то эти люди, председатель КСК «Элита» Гришина Анна Леонидовна заявила, что не предоставит такую информацию. Инкогнито. При том, что эта информация не является особо секретной!
Мы позвонили Анне Леонидовне, которая дала нам номер жилищной инспекции, (порекомендовавшей данную независимую экспертизу) и собственно номер директора этой организации. С последним мы связались. Тайное стало явным.
Вот как он прокомментировал ситуацию:
— У нас была договорённость с председателем КСК «Элита» — на какую сумму мы сделаем экспертизу. И нам надо посмотреть в целом, какой объём работ предстоит сделать. На данный момент нам необходимо провести аккредитацию для нашей организации. После получения этой аккредитации мы на законодательном уровне можем заниматься этой деятельностью по обследованию зданий. В целом, если посмотреть — стена промерзает. Это видно из фотографий, которые мы сделали. Здание при строительстве состоит из секций. Построили одну секцию, вторую убрали, а стена эта внутренняя осталась. Я думаю, её толщина, скорее всего, 380 мм. Может быть, 510, но этого недостаточно. Должно быть, как минимум, 640, по тем нормам строительства. А по новым требованиям 770 мм. Кроме этого, там находятся вентиляционные шахты, которые тоже промерзают. Также в несущую стену упираются плиты перекрытий, и где это перекрытие — там толщина ещё меньше, поэтому замерзание образуется, и плиты видно кое-где плесенью покрылись, и там идёт мостик холода, разрушается кирпич.
Выходит, что результат экспертизы предоставят, по сведению Анны Леонидовны, после праздников (видимо, после празднования Наурыза или Дня Победы?). По сведению директора независимой экспертизы — после того, как они пройдут аккредитацию. Учитывая бюрократические проволочки, не скоро.
Ещё одним «краеугольным камнем» этого подъезда стало невыносимое амбре.
— У нас полностью неправильно ГКП «Өскемен Водоканал» сделало распределение вод, из которых грязь отходит из здания. Иными словами, канализацию — повествует жительница дома 345/2, по улице Бажова Зинаида Михайлова. — Мы с представителями ГКП «Өскемен Водоканал» поговорили и надо теперь всё это раскапывать и новые трубы прокладывать. Значит, по нормам трубы были неправильно заложены, неправильная закольцовка идёт. Председатель КСК «Элита» Анна Гришина заявляет — я не знаю, меня здесь в то время не было, теперь надо делать. В неделю к нам приезжает машина, и два — три раза откачивает. Если машина не откачает, у нас в подвал все эти нечистоты пойдут. Вонища, дышать нечем.
Вот будущим господам депутатам сразу несколько пунктиков: стена, которая вот-вот развалится, приватизация и тайна за семью печатями — кто приватизировал дом и дал указание разобрать стену на кирпичики? Плюс неправильное расположение канализации, а можно выделить минутку — другую драгоценного времени и с жителями этого дома побеседовать. И главное, решить, наконец, эти вопросы. Сколько людям можно уже мучиться!
А теперь самая любимая тема — отписки госведомств. Из «Отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Усть-Каменогорска» пришёл акт визуального обследования. Да только одна загвоздка — ничего не видно! Хоть глаз выколи. Сколько я не присматривались в плохо отксерокопированный лист, выданный людям, но ничего невозможно разобрать. Внизу документа слабо видно членов комиссии, а кто они, какую должность занимают — ни слова. Дальше из ЖКХ и вовсе пишут: «Полная информация об организациях, имеющих лицензию, имеется в Управлении архитектурно-строительного контроля и лицензирования ВКО комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства (ул. Казахстан, 27, тел. 24-79-55, 24-04-20). Далее, после заключения об аварийности необходимо обратиться с письменным заявлением в межведомственную комиссию (в акимат города) для признания жилого дома аварийным. Согласно статье восьмой Закона РК «О жилищных отношениях», споры, вытекающие из жилищных правоотношений, разрешаются судом. Согласно статьи десятой Закона РК «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц», Вы имеете право обжаловать настоящий ответ в вышестоящих органах, либо суде».
Проще говоря, людям дали понять — делайте сами, решайте сами, и даже побеспокоились заранее, телефоны нужные оставили. Так, секретарь Восточно-Казахстанского областного маслихата Владимир Головатюк и вовсе переадресовал письмо жителей заместителю акима ВКО Димитрию Гарикову. Замкнутый круг получается.
Интересно, что в соседней России подобная проблема решается коренным способом. В 2014 году Глава Республики Крым Сергей Аксёнов объявил, что сотрудников государственных органов в случае переадресации жалоб от населения ждёт увольнение. Может нам тоже внедрить подобную практику? Чтобы наверняка получить заветную помощь от государства.
Многочисленные партии в предвыборное время обещают лучшую жизнь для граждан. Где она? Когда люди не уверены даже в завтрашнем дне, вдруг дом в одночасье рухнет, как спичечный коробок? Кстати, рядом с домом находится школа. Детвора, спеша в альма-матер и возвращаясь в дом, часто проходит мимо зловещей стены. Чего ждут власти? Когда здание развалится, а потом «ахать да охать» и начать его ремонтировать? Мы очень надеемся, что людям после публикации статьи окажут реальную помощь и посодействуют в решении их проблемы. Уж очень больно смотреть, когда к горю людей относятся так равнодушно.
АНЖЕЛИКА БАКИРОВА
Фото автора