Железнодорожный вокзал Нячанга. Объявляется посадка на поезд в Сайгон. Несмотря на переименование этого города в 1975 году в Хошимин, станция по-прежнему носит название Сайгон.
Собор Нотр-Дам Сайгон – копия собора в Париже
Мы заходим в вагон, располагаемся в купе, которое оказалось довольно комфортным. Интересно, что обшивка деревянная, как в бане. Есть даже плазменный телевизор, где сразу после отправления начинают показывать документальный фильм об истории железных дорог Вьетнама. Проводник приносит пакет с салфетками, печеньем, бутылку воды, все это входит в сервис.
Вроде бы всё, как и у нас, но не покидает ощущение, что что-то не так. Выхожу из купе, и сразу упираюсь в окно. Узковато, у нас вагон шире. Но почему? И только через некоторое время «доходит» — узкая колея! Впервые в жизни я еду в поезде по узкой колее, которая принята во всем мире. Как известно, когда в России начали строить первую железную дорогу, колею решили сделать шире, чем в других странах. Так и сложилось, что на теперь уже постсоветском пространстве колея шириной в 1520 мм (было 1524), что шире европейской на 85 мм. Прежде всего, это было сделано в целях обороны. Широкая колея внесла свой вклад в период Великой Отечественной войны, затрудняя передвижение военных грузов из фашистской Германии. Специалисты также говорят, что на более широкой колее гораздо устойчивее двигаются локомотив и вагоны, да и скорость можно развить побольше. Кстати, действительно, ход вагона несколько другой, чем у нас.
Жаль, что поезд шел уже в темноте, и не удалось посмотреть в окно на вьетнамские пейзажи. Заснуть долго не мог, несмотря на усталость. Кондиционер охладил купе до такой степени, что пришлось с головой укутываться в одеяло. Ещё одно открытие вагонного комфорта – это туалет. Идеальная чистота, белоснежный унитаз, такой же, какой устанавливают в квартирах, белоснежная домашняя раковина в умывальнике. Ещё одна раковина установлена прямо в коридоре, и чтобы помыть руки, не нужно ждать в очереди.
Наиболее любопытные туристы уже прошлись по всем вагонам. Выяснили, что не везде такой комфорт. В составе есть и общие вагоны, где только сидячие места, и полно народу. Нас, туристов, разместили по высшему разряду. Заплатить за такую 9- часовую поездку нужно: на верхней полке 760 000 донгов, на нижней – 740 000, что составляет чуть больше 35$.
В 4 часа утра включается громкая музыка с национальными мотивами. Приехали. Город уже начинает просыпаться. Торговцы раскладывают свой товар прямо на улице, на асфальте разложены и свежие газеты. Да, видимо с уличной торговлей в Хошимине и не пытаются бороться. А как с ней бороться и зачем, если для многих это единственный источник существовования?
Набережная реки Сайгон
Хошимин – огромный мегаполис с 10 – миллионным населением. В городе проживает более 10% жителей страны. Вьетнам – одна из стран, в которых извечное соперничество двух столиц. К таким относятся и Россия, где соперничают Москва и Санкт-Петербург, к ним же стал относится и Казахстан после переноса столицы в Астану, что привело к негласному спору между Астаной и Алматы.
Во Вьетнаме это соперничество гораздо острее, оно обусловлено очень трагической историей и политикой. Ханой – это столица страны, но южане, особенно после начала реформ 90-х годов в большинстве своём не считают Ханой «своей» столицей. Для них главный город по-прежнему Сайгон. Ведь страна объединилась только в 1975 году после кровопролитной войны, когда социалистический Север и капиталистический Юг воевали, и на стороне Юга были сначала французские колониалисты, а затем и американцы. Это не только два разных города, они по-прежнему символизируют две разных общественно-политических системы, и до сих пор не все «южане» приветствуют победу Севера и объединение страны под его эгидой.
Хошимин не производит впечатление громадного города. Может быть, потому, что на улицах нет интенсивного автомобильного движения, присущего мегаполисам с таким населением. Как и везде во Вьетнаме, и здесь народ передвигается на мотоциклах. Небоскрёбы, ультрасовременные здания в стиле хай-тек имеются лишь в центральной части города. Да и здесь они расположены на фоне старинных построек во французском колониальном стиле. Остальные районы – это обычные городские кварталы. Вот это сохранение старинного облика и придаёт Хошимину неповторимый вид.
Французский колониальный стиль чувствуется даже в отеле. В номерах – массивная мебель под XIX век с вычурной отделкой, также отделаны и холл, рекреации. О французском периоде напоминает и точная копия собора Нотр Дам на центральной площади города. Здесь же и старинное здание почтамта. Туристы отправляют открытки домой. Экскурсовод говорит, что к месту назначения открытки прибудут через 3 дня, и вернувшись домой, нас будет ждать послание из Сайгона. Но, на деле до Усть-Каменогорска открытка шла более месяца. Тем не менее, всё равно память.
Кстати, один из американских фильмов, снятый по бестселлеру знаменитой писательницы Даниэлы Стил, так и называется – «Письмо из Сайгона». Вот с этого почтамта и отправлял письма своей любимой в Штаты американский солдат, призванный на войну. Не так далеко находится и здание, где проходили традиционные брифинги «файв о клок» (в пять часов) военного командования для журналистов, на них приходила героиня фильма, приехавшая искать своего без вести пропавшего возлюбленного.
Да, в Сайгоне происходили бурные исторические события, запечатлённые в фильмах и книгах. Например, в таком увлекательном шпионском детективе, как «Миссия в Сайгоне» Жерара де Вилье и романе «Тихий американец» английского писателя Грэма Грина, по которому был снят фильм.
Свидетельства современного, уже нового периода развития Вьетнама – это суперсовременный квартал на набережной реки Сайгон. С 90-х годов прошлого столетия во Вьетнам активно пошли китайские и корейские фирмы. За счёт иностранных инвестиций был построен самый высокий во Вьетнаме 69-этажный небоскрёб с вертолётной площадкой. Туристы могут подняться и на смотровую площадку, откуда открывается вид на весь город.
Неподалёку – и центральный рынок, напоминающий город в городе. А вообще Хошимин и напоминает большой рынок. Здесь целые специализированные торговые кварталы. В одном, к примеру, только магазины и лавки, торгующие музыкальными инструментами, в другом – только произведениями живописи, в третьем – спортивными товарами, в следующем – сувенирами и т.д. Бродить по таким торговым улочкам можно целыми днями. Но такая возможность есть только у тех, кто приехал в Хошимин надолго. В нашей двухдневной программе времени на шопинг нет, ведь нам ещё ехать на реку Меконг.
Почтамт в Хошимине
Меконг – это символ Индокитайского полуострова, одна из крупнейших рек мира. Её исток в Тибете, далее она протекает по Китаю, Таиланду, Лаосу, Камбодже и Вьетнаму, впадая в Южно-Китайское море. От Хошимина до реки – 80 километров. Мы подъезжаем уже практически к дельте реки, совсем недалеко место впадения в море. Меконг поражает своими размерами, здесь ширина реки – несколько километров, конца и края не видно. Вода мутная, грязная, глинистого цвета. Повсюду по воде – цветы, это водные гиацинты. Течение довольно бурное. Именно в этом месте, как рассказала нам экскурсовод, в 1992 году велись съёмки ещё одного известного фильма – «Любовник». Это совместная французско-британско – вьетнамская картина о любви совсем юной француженки, воспитывающейся в пансионате в Сайгоне, и состоятельного китайца, который значительно старше героини. Если вы хотите почувствовать атмосферу Меконга, посмотрите этот фильм. Он также воспроизводит время расцвета французского колониализма в Индокитае, это период 30-х годов прошлого века.
В дельте Меконга попадаешь практически в первозданную природу. Конечно, это не дикие непроходимые тропические джунгли. Здесь уже прошла рука человека, и обустроила все для нужд туризма. Но основной транспорт в этом районе – лодка. И когда плывешь на маленькой 4-х местной лодочке, ловко управляемой хрупкой вьетнамской девушкой, в протоке Меконга, под сводами сомкнувшихся тропических лиан, чувствуешь, как велика и прекрасна природа. Как важно сохранить эту красоту, и это богатство, данные нам от Бога!
Тропический ливень
Через Меконг протянулся многокилометровый изящный мост. Увидев его, я вспомнил наши бесконечные разговоры о необходимости строительства в Усть-Каменогорске еще одного моста через Иртыш. Почему вьетнамцы, не имея таких ресурсов, как у нас, смогли возвести такой уникальный мост, а у нас только болтают, хотя речь идёт о мостовом переходе всего в несколько сотен метров?!
Ещё чему можно поучиться у вьетнамцев – так это развитию туризма. Зачем в ВКО приглашают какие-то иностранные консалтинговые фирмы, и платят им сотни миллионов за разработку «мастер-планов» по развитию туризма? Название громкое, а где дела? Пригласите специалистов из Вьетнама, и они вам расскажут, как непроходимые джунгли сделать туристической зоной. Ведь здесь, прямо среди первозданной природы, расположены современные рестораны, сувенирные лавки, конфетный цех, где прямо в присутствии туристов делают конфеты из различных тропических плодов, и тут же их продают, есть даже аквапарк в джунглях. Что немаловажно – вдали от цивилизации обустроены удобные, чистые туалеты, с современными унитазами, раковинами. На островах дельты Меконга, посреди джунглей! Один из районных акимов ВКО упрекнул меня в слишком частом упоминании туалетной темы. Так ведь с этого всё начинается. Кто же поедет к нам, если нет возможности нормально справить нужду и помыть руки?! Неужели для того, чтобы это понять, нужно приглашать зарубежных советников и тратить на их советы миллионы народных денег? Вьетнамцы это поняли без всяких иностранных советников, и начали с самой необходимой инфраструктуры.
Конфетная фабрика на острове в дельте Меконга
А вообще пребывание в Хошимине прошло под знаком воды. Это и путешествие по Меконгу, и прогулка на теплоходе по реке Сайгон. И – тропический ливень. Это стоит увидеть и почувствовать. Мы попали под ливень, гуляя по городу. Он пошёл внезапно и резко. И сразу полил водяной стеной. Вьетнамцы достали дождевики, и, как ни в чём не бывало, ехали на своих мотоциклах. Хотя дождевик – это слабое спасение. При таком потоке воды и в дождевике промокаешь насквозь. Мы забежали в магазин детских игрушек. Думали, переждем, и возвратимся в отель. Прошло 20 минут, полчаса, час, но ливень не сбавлял темп. Вежливые продавцы предложили нам стулья. Такой заботы мы, конечно, не ожидали. И с надеждой продолжали смотреть сквозь стеклянную дверь на ливневый пейзаж. Я так и не смог понять, как при таком потоке воды можно управлять мотоциклом? Ничего не видно, сплошная водяная пелена, водитель мокрый до нитки, скользко…
Прошло полтора часа, но конца и края ливню не было видно. Мы поняли, что если продолжим сидеть в магазине, то опоздаем на прогулку по реке Сайгон. До отеля оставалось метров 100, мы сняли обувь, и как в детстве побежали по лужам и под струями дождя…
Через некоторое время теплоход уже неспешно шёл по реке Сайгон. Город окутал южный вечер, с плотной, густой темнотой, как и бывает недалеко от экватора. На берегу сменяли друг друга сияющие огни небоскрёбов деловой части города. Местные жители говорят, что этот район похож на Сингапур или Куала-Лумпур. Хорошо, что только эта часть похожа на азиатские мегаполисы. А в остальном Хошимин – Сайгон сохранил своё своеобразие, и сегодня мало чем отличается от города 60-х – 70-х годов прошлого века, так любовно отражённого в книгах и кинофильмах. Нам рассказывали об иностранцах, живших и работавших в Хошимине, которые влюблялись в этот город, и потом возвращались в него уже на всю оставшуюся жизнь. Нельзя сказать, что и нас очаровала южная столица Вьетнама, но свой след в душе город, конечно, оставляет.
А на палубе в это время артисты на вьетнамских народных инструментах исполняли мелодию «Катюши». Растроганные туристы дружно подпевали. В этот момент комок подкатил к горлу, и я подумал: какая же великая была у нас страна, если мы хотели обнять весь мир, и могли его обнять. Ведь нам до всего было дело. В нас видели пример, и знали, что мы не бросим в беде, защитим. С вьетнамцами мы вместе прошли самые суровые испытания, закалили нашу дружбу на полях сражений, и стали настоящими братьями. Поэтому здесь до сих пор помнят нашу родную «Катюшу».
ДЕНИС ДАНИЛЕВСКИЙ
Нячанг – Хошимин – Усть-Каменогорск
(Продолжение следует) Фото автора