ТРУЖУСЬ, КАК ПЧЁЛКА!

Газета "Flash!"

С 1 января 2016 года вступил в силу новый трудовой кодекс. В пользу кого он написан, или вернее, для кого? Как защитить и отстоять свои права в условиях жесточайшей реалии, выясняла корреспондент независимой газеты «Flash!».

В последнее время всё чаще звучит критика в адрес создателя Кодекса — Министерства труда и социальной защиты РК. Дескать, обновленный Кодекс представляет интересы только работодателей, «простые смертные ему чужды», пенсионеров теперь можно уволить без суда и следствия, также и беременных женщин. А дополнительный отпуск людям с ограниченными возможностями снижен с 15 до шести календарных дней. Экономика должна быть экономной, — как завещал великий Брежнев. Только вот экономить, в идеале, надо не за счёт простых людей.

— Мне думается, что есть заинтересованные лица в укреп-лении позиций крупного бизнеса, — отметил председатель профсоюза работников науки РК Марат Молдабеков. — Не секрет, что его представители сидят и в парламенте, являются членами правительства. Профсоюзы же в последние годы затихли, да и не только в последнее время. Уже десятки лет они молчат, слабо функционируют, не поднимают острых вопросов, а если и поднимают, то незначительные и несущественные.

В своих выступлениях министр здравоохранения и социального развития Тамара Дуйсенова подчеркивала – «в условиях кризиса нужны активные меры содействия трудоустройству граждан», но новый трудовой Кодекс говорит нам обратное — расторгнуть трудовой договор стало проще, например, в случае «снижения объема производства, выполняемых работ и оказываемых услуг, повлекшего ухудшение экономического состояния работодателя». Сейчас кризис во всех красках и каждый второй работодатель может подписаться под эту формулировку. Правда, и доказать это нанимателю предстоит основательно об этом говорит статья 53 пункт два ТК РК.

Кто ратовал за либерализацию трудовых отношений? Всё то же министерство здравоохранения и социального развития. Теперь, чтобы прийти к консенсусу, работодателю и работнику нужно сесть за стол переговоров и чётко прописать все права и обязанности в коллективный договор. А вот в качестве «миротворца» может выступить проф-союзная организация.

— Многие критикуют и говорят, что этот трудовой Кодекс плохой, он ухудшает положение наемных работников, — говорит председатель областной организации профсоюза работников государственных, банковских учреждений и общественного обслуживания Татьяна Мозговая. — Да, действительно он не совершенен, есть статьи, которые можно трактовать по-разному, что для Закона недопустимо, не должна одна статья противоречить другой.

Время покажет, сколько ещё недочётов хранит один из главных законов страны. Наверняка, он ещё полон неразгаданных тайн. Разработчики Кодекса, призванные усовершенствовать его, почему-то вместо улучшения, оставили много вопросов.

— Пенсионер достиг пенсионного возраста и согласно новому трудовому Кодексу, это является основанием для увольнения, — сообщила председатель областной организации профсоюза работников государственных, банковских учреждений и общественного обслуживания Татьяна Мозговая. -В законе не сказано, какие пенсионеры, а те, что достигли пенсионного возраста до принятия этого Закона, на них этот пункт распространяется? Я считаю, что он не должен касаться тех пенсионеров, которые достигли пенсионного возраста до введения нового Трудового Кодекса, т.к. Закон обратной силы не имеет (ГК РК, ст. 4). Есть у нас и основной Закон страны, это Конституция РК, которая запрещает любую дискриминацию, в том числе, и по возрасту (ст. 14 Конституции РК, статья 6 Трудового Кодекса).

Цели и задачи нового трудового Кодекса определяет статья 3, в которой есть такой пункт, как защита прав и интересов сторон трудовых отношений. Вывод напрашивается сам собой — должны учитываться мнения обоих сторон, а не только работодателя. Ключевое слово здесь — должны.

— Статья 182, пп.5) пункта 2, раздел «Права и обязанности работодателя в области безопасности и охраны труда», в ней говорится — не допускать к тяжелым работам, работам с вредными и (или) опасными условиями труда лиц, достигших пенсионного возраста, — говорит Татьяна Мозговая. — Но, эта статья не является основанием для расторжения трудового договора. По каким пунктам и как расторгнуть — есть отдельная статья — 52. Подпункт 5) пункта 2, ст.182 не является основанием для расторжения трудового договора. У нас уже есть случаи, когда работодатели увольняют по этому основанию работников, достигших пенсионного возраста. Это — неправомерно. С работником заключен трудовой договор именно с вредными условиями труда, у работника нет медицинских противопоказаний, так как же при этом работодатель не допустит работника на работу, предусмотренную условиями трудового договора? Если ссылаться на подпункт 24) пункта 1 ст. 52 Кодекса, то расторжение трудового договора по этой норме является не обязанностью работодателя, а его правом.



«Закона Буква такова,

Что нет в ней сердца.

Это что-же,

Тиранъ она? Углу глава?».

До боли точно охарактеризовал нынешние законы современный поэт Юлиан Фрумкин-Рыбаков. Нет в них сердца, а есть холодные экономические расчёты, важные показатели, важные люди, важные решения, всё важно, и всё для народа.



— Я считаю, что это антинародный документ, — заявил Султан Калиев, председатель ОО «Отраслевой профсоюз работников нефтегазового комплекса». — Даже то, что он дает право инициативы работодателю в одностороннем порядке рассматривать и расторгать трудовой договор — это уже считается вразрез интересам работников.

Вопрос газеты «Flash!»: Профсоюзы смогут защитить простого работника по новому трудовому Кодексу?

— Смогут, если захотят сами работники, а профсоюзы приложат свои знания и опыт. Вот, смотрите, справедливо это или нет. Возьмем наши организации, которые обслуживают госорганы. У нас есть такая категория людей, как «внештатные» работники. Что значит «внештатный» работник сегодня? Понятия «внештатный» работник в Трудовом Кодексе вообще нет. В нашей профсоюзной организации всего числится 8343 работника, из них 2362 – «внештатные» работники, которые теряют статус гражданских служащих, потому что они «внештатные». Хотя с ними заключены трудовые договоры, они подчиняются внутреннему трудовому распорядку, но не являются гражданскими служащими, хотя их должности прописаны в Перечне должностей гражданских служащих. Не являясь гражданскими служащими, они теряют шесть дней отпуска и лечебное пособие к отпуску. В настоящее время мы инициируем переговоры с работодателем по каждому такому случаю, пытаемся решить споры во внесудебном порядке, и если не разрешим, то будем обращаться в суд. Таков порядок разрешения споров в трудовой сфере. Два работника восстановлены в статусе гражданских слушающих, — разъяснила председатель областной организации профсоюза работников государственных, банковских учреждений и общественного обслуживания Татьяна Мозговая.

Вопрос газеты «Flash!»: Поступали ли предложения в рабочую группу по новому Кодексу от профсоюзов?

— Да, так из 200 предложений, поданных в рабочую группу от профсоюзов ВКО — 70 прошло. Конечно, многие работодатели лоббировали этот трудовой Кодекс, им надо было добиться побольше прав для себя. И всё-таки, у нас есть статьи о представителях работников от профсоюзов и возможности заключения коллективных договоров, это даёт большие возможности для защиты законных прав и интересов работников, — резюмировала председатель областной организации профсоюза работников государственных, банковских учреждений и общественного обслуживания Татьяна Мозговая. — Кстати, преимущественное большинство норм Кодекса содержат положения о саморегуляции отношений путем заключения соглашений, коллективных договоров между работодателем и работником, коллективом работников.

Не секрет, что большую часть жизни мы проводим на работе. От того, как будут развиваться трудовые отношения на нашем поле деятельности, зависит многое. Как отметил знаменитый писатель Максим Горький: «Когда труд — удовольствие, жизнь — хороша! Когда труд — обязанность, жизнь — рабство!». Так, пусть труд будет благом для всего казахстанского народа, и его по достоинству будут оплачивать, а то у нас средняя заработная плата по республике — 125 тысяч тенге. Хотя, все прекрасно понимают, что простые люди таких денег не видят. А если и видят, то в ущерб своему здоровью. И вне зависимости, высокопоставленный ли ты чиновник или рядовой сотрудник, чтобы по деянию воздавалось, а не по речам хвалебным. И случись, что человек без связей, благодаря существующим профсоюзам и другим организациям, призванным защищать наши права, он смог во что бы не стало, отстоять свою точку зрения.



АНЖЕЛИКА БАКИРОВА