ТРОПОЙ ХО ШИ МИНА

Газета "Flash!"

Ещё один характерный показатель нравственного здоровья вьетнамцев – это отношение к алкоголю. Водка здесь рисовая, и относительно дешёвая, даже в курортном Нячанге стоит раза в 3-4 дешевле, чем в Казахстане. Причём, это относится не только к спиртному местного производства, но и к импортным напиткам. Во Вьетнаме нет акцизного сбора, который и в Казахстане, и в России составляет значительную часть цены.

Подношения умершим предкам в храме в день, когда по поверью считается, что они рядом с живыми



Практически каждый турист старается увезти домой настоящую азиатскую рисовую водку. Самая лучшая из них – это Ha Noi. Что интересно – её крепость – 33%. Хорошее качество у вьетнамского пива. Поскольку Вьетнам – это бывшая французская колония, здесь развиты и традиции виноделия. Регион Далат вообще считается «маленькой Францией», именно здесь и находятся винодельческие заводы.

Так вот, при обилии алкогольных напитков, проблемы алкоголизма в стране нет. Мы не видели пьяных даже на свадьбах! Об этой важнейшей жизненной церемонии – особый разговор. В нашем отеле нам довелось дважды видеть свадьбы. Видимо, здешний ресторан пользуется популярностью, и жители Нячанга часто проводят в нём свадебные праздники. Одна свадьба проходила в воскресенье, а другая – вообще среди недели. Характерная особенность вьетнамских свадеб – это огромный портрет молодожёнов у входа. Это может быть как фото, так и рисунок. Гости сначала собираются в холле гостиницы, где уже всё красиво украшено, а потом перемещаются в ресторан. Обе свадьбы длились не более трёх часов! Начинались около шести вечера, а к девяти уже заканчивались! Мы поднимались в одном лифте с гостями, когда вечером возвращались с моря. А выходя на вечернюю прогулку по городу или шопинг, с ними же мы уже спускались вниз. В лифте можно было достаточно хорошо убедиться, что после свадьбы не было ни одного пьяного! Никто громко не разговаривал, не махал руками, не пел, не ощущался даже запах спиртного. Такое впечатление, что они все вообще были «как стёклышко»! Тихо-мирно народ выходил из гостиницы, и шёл к стоящим неподалёку мотоциклам. Особенно умилительно смотреть, как садятся за руль девушки в мини-юбках. Никаких такси, только на своих мотоциклах. Вот так спокойно гости разъезжались. Вы можете себе представить такую свадьбу у нас?!

Реальность Вьетнама показывает, что проблему пьянства не решить удорожанием алкоголя, каким путём идут у нас. Не решить её и запретительными мерами, как это пытался сделать Горбачёв в 1985 году. Такой проблемы нет в странах с традиционным обществом и крепкой нравственностью. А такая нравственность может быть только в традиционном обществе, а не в пресловутом «правовом» с его дурацким принципом «разрешено всё, что не запрещено».

Если сравнивать две азиатских страны – Таиланд и Вьетнам, расположенные неподалёку друг от друга, то можно сделать сразу напрашивающийся вывод — где выше нравственность. Таиланд уже давно попал под влияние Америки, и это влияние постепенно разрушает крепкие традиции. Конечно, это происходит не сразу, и помехой на пути развращения стоит буддизм, являющийся в Таиланде государственной религией. Но разложение видно на каждом шагу. Таиланд – это азиатский центр сексуальных услуг. В Паттайе в самом центре города есть целая улица «красных фонарей». Впрочем, это условное название никак не подходит для данной улицы. Там и красных фонарей не нужно. Она вся состоит из сексуальных заведений. Девчата в весьма откровенных нарядах не стоят на тротуарах, и не сидят возле окошек. Они мило расположились на стульчиках в многочисленных кафе, и прямо оттуда зазывают клиентов. Девичий гомон похож на птичье щебетание, он сливается в один непрерывный звук. Почти на каждом шагу и массажные салоны, где желающим сделают боди-массаж — когда абсолютно обнажённая массажистка ласкает клиента своим телом. Среди туристов распространено и сексуальное шоу, где половой контакт происходит прямо на сцене. А потом выясняется, что все участники шоу ещё, ко всему прочему, и транссексуалы, т.е. поменявшие пол. Короче, насмотреться и попробовать в Таиланде можно многое. Поэтому туда и валят толпами туристы из Европы. На сексуальную экзотику.

Ничего подобного нет во Вьетнаме. Даже намёка и полунамёка на подобную секс-индустрию. Немало массажных салонов и SPA – центров, но везде только оздоровительные процедуры. Похоже, что «коммерческого секса», как называют теперь у нас проституцию, во Вьетнаме нет. Даже в Хошимине (бывшем Сайгоне) – прежней столице Южного Вьетнама, мы не видели и не слышали о таком явлении.



Нужно выпустить птичку и загадать желание – обязательно сбудется



Одна из крепких традиций – это культ предков. Вьетнам – светское государство. Здесь нет преобладающего распространения какой-то религии. Конечно, есть последователи буддизма, католицизма. Но народ нельзя назвать религиозным. А вот культ предков объединяет, пожалуй, всех. Если в буддизме считается, что покинувшие нас люди перевоплощаются в животных, поэтому в том же Таиланде священное отношение ко всем животным, в городах спокойно ходят бродячие собаки и кошки, и никто их не посмеет тронуть, то вьетнамцы верят в другое. В то, что умершие предки находятся рядом. В каждом месяце есть определённый день, когда считается, что предки посещают своих родственников, но их никто не может видеть. В этот день люди идут в храмы, несут еду, зажигают свечи. Как раз в один из таких дней мы побывали в одном из храмов города Хошимин. Сразу обратило на себя внимание обилие угощений возле портретов умерших. Угощение, какие-то вещи, одежду могут класть и прямо на улице, ведь эти предметы могут пригодиться родственникам.

От культа предков идёт и обычай хоронить рядом с домом. Особенно это распространено в сельской местности. Когда мы ехали из Хошимина к дельте реки Меконг, то по обе стороны дороги видели рисовые поля. И прямо посреди обрабатываемого участка хорошо видно захоронение. Причём могилы и памятники в идеальном состоянии. Это при том, что с 1975 года такая практика была запрещена. После того, как Северный Вьетнам одержал победу в кровопролитной войне с американцами, и пал прозападный режим в Сайгоне, была проведена земельная реформа, и такие захоронения посреди полей прекратились. При этом уже существующие могилы никто не тронул. Как сейчас соблюдается эта традиция, и как ей следуют в больших городах – сказать сложно. Но культ предков сохраняется и играет важнейшую роль в духовно – нравственных устоях страны.

Например, новогоднюю ночь вьетнамцы стараются обязательно провести в компании с пожилым человеком, которому не менее 70 лет. Это вам не наши пьяные корпоративы! Новый год во Вьетнаме встречают дважды. 1 января в стране официальный праздник – международный Новый год. Его отмечают очень скромно. А вот главный праздник – это ТЭТ – Новый год по лунному календарю. Он приходится на конец января или начало февраля, и длится праздник три дня. По размаху и всенародной любви он не сравним с другими праздниками и фестивалями.

Даже в самые тяжёлые годы войны за освобождение и борьбы с американской агрессией, вьетнамцы неизменно отмечали этот священный праздник. На праздничный стол обязательно подаются лепёшки и пироги – баньтынг и баньзей, имеющие форму круга и квадрата. Они означают небо и землю, а вместе – мир под общим кровом. Утром после встречи Нового года следует отправиться на поиски цветка с капельками росы на лепестках, сорвать веточку персикового дерева и одарить подарками детей. В состоянии «с «бодуна», в каком обычно мы просыпаемся в новогоднее утро, цветок с капельками росы явно не найдёшь.



Могилы прямо посреди рисовых полей



Во вьетнамском календаре есть ещё несколько праздников. 8 марта, как и во многих странах, народ празднует международный женский день. Сохранён традиционный праздник – день поминовения королей Хунг (дата, как и лунного Нового года, плавающая, обычно в апреле). 30 апреля – день воссоединения Вьетнама, в этот день в 1975 году войсками Демократической Республики Вьетнам и силами южновьетнамского Сопротивления был взят Сайгон. 1 мая отмечается день международной солидарности трудящихся. 19 мая – день рождения Хо Ши Мина. 2 сентября – День независимости. В этот день страна официально освободилась от французского колониализма и японской оккупации, была принята Декларация независимости.

Ещё один традиционный, многовековой праздник – ТЭТ Чунг Ту – фестиваль середины осени, или Праздник полнолуния. По большей части это детский праздник, в котором участвует каждая школа. Вечером происходит красочное шествие детей с горящими фонариками в руках. Последователи буддизма в этот день покупают птиц или черепах и выпускают их, загадывая желание.

Даже из перечисления праздников видно, что во Вьетнаме чтут даже древние традиции, свою героическую историю, и традиции международные. Наверное, вот в такой гармонии, в таком бережном отношении к своему прошлому и к общечеловеческому опыту, и кроется секрет сохранения страной своего своеобразия, несмотря на самые суровые испытания, которые веками пришлось пройти этой стране и этому народу.

Да, уж ломали Вьетнам по – всякому. Но упорный, стойкий народ выдержал. Об этом мы поговорим чуть позже. А сейчас Вьетнам живёт мирной жизнью уже более 40 лет. В 2015 году как раз исполнилось 40 лет окончанию войны за воссоединение страны. В сентябре 2015 –го праздновали 70-летие Августовской революции 1945 года и независимости Вьетнама. А с момента завершения американо-вьетнамской войны прошло уже почти 43 года.

Вечером вьетнамские мужчины смотрят футбол. Причём, здесь очень популярен коллективный просмотр. На узких улочках курортного района Нячанга любителям футбола не хватает места на тротуарах. Все стульчики в кафе заняты болельщиками, их расставляют даже на проезжей части. Всё внимание – на большой плазменный экран. Болеют вьетнамцы очень эмоционально. Но такие эмоции вызывает не чемпионат Вьетнама. Сам я, конечно, матчи местного чемпионата не видел. Но зато посмотрел спортивную передачу местного телевидения. Стадионы вполне современные, с пластиковыми сидениями, козырьками, неплохими полями. И трибуны полны, фанаты приходят с флагами, атрибутикой команд. Но вьетнамскому футболу пока далеко до высокого международного уровня. Мечта местных болельщиков – выход сборной в финал чемпионата мира. Но для этого нужно играть не хуже Японии, Южной Кореи, Ирана, или хотя бы сборной КНДР, дважды выходившей в финал. До этого пока ещё далеко. А болеют вьетнамцы за клубы… Испании. Да, именно так. С таким упоением они смотрели трансляцию матча чемпионата Испании. Наверное, в мечтах они видят такой же уровень и вьетнамского футбола. Хотя такое вряд ли произойдёт. В Испании футбол – это бизнес-проект. Во Вьетнаме, всё-таки, это спорт, часть здорового образа жизни. Вряд ли во Вьетнаме станут платить футболистам миллионы евро или долларов, и приглашать европейских или латиноамериканских звёзд.

Но в этот момент мне подумалось – всё-таки, мир становится действительно глобальным. Вот и за тысячи километров от Испании, в далёком вьетнамском городе народ страстно болеет за мадридский «Реал» или за «Барселону», и вряд ли об этом даже подозревают звёздные футболисты этих клубов. Расстояния нынче не являются препятствием. И это хорошо, мир всё равно рано или поздно станет единым. Вот только объединятся мир должен на принципах справедливости, а не на принципах силы, господствующих на планете сейчас.



ДЕНИС ДАНИЛЕВСКИЙ

Нячанг – Усть-Каменогорск

(Продолжение следует)