В ТИСКАХ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Газета "Flash!"

В этом, на первый взгляд, локальном производственном конфликте, который произошёл на УК ТЭЦ летом прошлого года, при внимательном рассмотрении проступают типичные явления нового капиталистического порядка, который был навязан нашему рабочему классу реформаторами.


КОНФЛИКТ

13 июня 2012 года Алексей Холщевников – мастер подрядной организации ТОО «СЭЛА», выполнявшей ремонтные подрядные работы на УК ТЭЦ, получил наряд-допуск на бригаду ремонтников. Наряд был выдан начальником электроцеха К. Кенесбаевым и начальником смены того же цеха Олегом Осиповым. Как потом выяснится, первый не указал в допуске наблюдающего за работами представителя цеха, а второй объяснил, — согласно категории работ, определенных Кенесбаевым, указал все, что требуется. А в дальнейшем, с 18 июня, виды работ изменились, а вот наряд-задание изменен не был. А это очень важное требование правил эксплатации.

17 июня О. Осипов ушёл в ежегодный трудовой отпуск, а 19 июня в электроцехе произошёл несчастный случай с мастером А. Холщевниковым, который дотронулся до находящегося под напряжением агрегата. В результате он получил серьёзную электротравму, ожог пламенем до 80% поверхности тела. И только благодаря энергичной и своевременной помощи, оказанной подоспевшими сотрудниками бригады и подъехавшими врачами из БСМП, удалось отстоять жизнь Алексея.

Как водится, в подобных случаях были созданы специальные комиссии по расследованию ЧП. Выводы комиссии, созданной Департаментом по контролю и социальной защите, следующие: грубая неосторожность с правилами техники безопасности самого пострадавшего, неудовлетворительное знание вопросов, связанных с охраной труда работниками ТОО «СЭЛА», необеспеченность средствами индивидуальной защиты и спецодеждой работников данной организации, неудовлетворительная организация производства работ, выразившаяся в отсутствии наблюдающего за работами со стороны УК ТЭЦ, не указание в наряде-допуске всех токоведущих частей, оставшихся под напряжением. Комиссия определила степень вины работодателя и пострадавшего как 70% на 30% и назвала персонально виновных в происшествии – сам пострадавший А. Холщевников; А. Затинщиков, директор ТОО «СЭЛА»; К. Кенесбаев, начальник электроцеха; О. Осипов, начальник смены и Е. Паражницкий, возглавлявший смену в тот день. Комиссия вменила в обязательном порядке подвергнуть всех перечисленных работников внеочередной проверке знаний по вопросам безопасности и охраны труда.

К иному выводу пришло руководство УК ТЭЦ. Оно, исходя из своих полномочий, объявило выговор Кенсенбаеву и Паражницкому, а с находящимся на тот момент в отпуске Осиповым и вовсе расторгло трудовой договор, давая этим понять, кого считает главным виновником ЧП.

С данным решением администрации Олег Осипов не согласился, как, впрочем, и профком УК ТЭЦ. Их возражения были весьма резонны. Осипов не мог быть в тот день допускающим подрядчиков на смене, так как ответственные лица меняются ежедневно, к тому же он на тот момент был в отпуске. Почему даже упущение Осипова в наряде-допуске от 13 июня, которое ему вменяют, за оставшиеся до ЧП дни начальник цеха Кенесбаев не удосужился перепроверить и не выдать новый наряд в связи с изменениями условий работ? Далее – почему в состав комиссии, расследовавший этот случай, не вошли работники предприятия, тем более профкома? Пытаясь получить ответы и восстановиться на работе, инженер подал в суд. Но городской суд иск инженера не поддержал.

Не касаясь оценки решения суда, всё же отметим несколько странных обстоятельств. За время слушания дела сменился прокурор. На время слушаний другие персонажи ЧП, вызванные прокуратурой Кенесбаев и Паражницкий, ушли – кто в отпуск, кто на больничный. На позицию профкома суд ответил ст.54 Трудового Кодекса, позволяющей работодателю в случае нарушения правил охраны труда обходится без согласия профсоюзов. Одним словом, дело закрыто, виновный назван, инцидент исчерпан? Юридически возможно, фактически вряд ли.

ПРОБЛЕМА

Изучая обстоятельства произошедшего ЧП, захотелось узнать о работе УК ТЭЦ в целом. Чем живёт сейчас рабочий коллектив, какие значимые события происходили на предприятии в последние годы. Организация ведь не рядовая, как никак – стратегический объект, от работы которого зависят абсолютно все. Вот какие истории про УКТЭЦ рассказали люди, работавшие прежде и работающие поныне, отдавшие предприятию не один год своей жизни.

Из рассказа Игоря Ципина:

– Я пришёл на ТЭЦ после окончания энергетического техникума, в конце 80-х. Что называется, и по призванию, и по профессии. Работа электрика, монтёра, энергетика – очень ответственна. Всегда нужно быть предельно внимательным, принимать взвешенные действия, вначале продумать ход работ, потом выполнять. В общем, работа, чем – то напоминающая долю сапёра. Одна единственная ошибка может быть роковой. С высоким напряжением не шутят. От того и нервные нагрузки большие. В советские времена это учитывалось. Смены комплектовались со штатным запасом, чтобы дежурные смены чрезмерно не утомлялись и в случае чего всегда был резерв. Даже когда стали переходить на рыночные рельсы, нас, энергетиков, поначалу не трогали реформами. Да, в те годы на ТЭЦ также случались большие задержки по зарплате, выдавали её иногда товарными талонами. То есть как у всех, но организационно и штатно, не трогали. Поэтому и коллектив вполне сохранился. Только с приходом американцев к управлению, в конце 90-х годов, стала ощущаться переналадка производства. Нет, не техническая. Американцы ничего не усовершенствовали из техники, скорее всего ни одного нового болта не вкрутили. Переналадка пошла штатно-организационная. По одному рабочих стали приглашать в отдел кадров и сладко предлагать уволиться по собственному желанию. Взамен обещали выплатить отступные порядка нескольких месячных окладов и оплатить переучивание на другую специальность. В противном случае, тихо угрожая, намекали на могущие возникнуть проблемы с техникой безопасности и увольнение по статье, без всяких уже отступных. Кто-то даже рад был отступным в виде 200 -300 тысяч тенге, по тем временам они казались неплохими деньгами, кто-то догадывался, что потеряет от такого «полюбовного» соглашения гораздо большее, но смирялись с участью. Как против хозяина попрёшь? Большинство всё же проявляло упорство, здраво понимая, что американская подачка быстро закончится, а где найти равноценную, да и любую другую работу? С этим и сейчас не просто, а тогда почти не разрешимая проблема была. Вот и старались держаться.

Тогда и стали спешно возводить культ безопасности и охраны труда, доводя его до абсурда. Стремительно нарастал вал взысканий по этой статье, и коллектив стал редеть. Там где раньше работало по 7 человек в дежурной смене, осталось только трое, но за прежнюю или чуть большую зарплату. Американцы, надо полагать свои отступные быстро с лихвой вернули, а наши биржи загрузили безработными.

А вот размышления Александра Данилина, общественного инспектора по охране труда профкома УК ТЭЦ:

– Эти американские порядки не исчезли и поныне, когда рулят отечественные управленцы. И сейчас приходится безуспешно доказывать, что, например, использование защитных очков не всегда эффективно на разных работах. На одних они действительно необходимы, а на других, где очевидно отсутствует возможность попадания в глаза инородных частиц, использование очков даже опасно, так как они запотевают, нарушая нормальное зрение, что и может как раз привести к травме. Но нет. Всех заставляют бездумно быть застёгнутыми, что называется на все пуговицы, даже когда это противоречит объективно той же безопасности труда. Мы уже давно догадались, что чрезмерно показное внимание к охране труда используется администрацией как некий жупел угрозы для недовольных и несогласных. Всегда можно надеть на таких работников узду послушания, и не придерёшься потом ни по какому Кодексу. Так борьба за безопасность труда превратилась в реальную угрозу.

Слушая тревожные рассказы энергетиков, невольно вспомнилось одно заседание общественности, года 3 назад. С каким жаром собравшиеся проклинали американское управление нашей энергетикой, отсутствие инвестиций и т.д. Казалось, дай тогда этим людям плакаты в руки, и они пойдут по улице, скандируя, как во времена агрессии США во Вьетнаме – Янки, гоу хоум! Вдруг на совещании тихо прозвучало одно мнение «Сейчас плачем, а придут родные управленцы, рыдать будем!». Вот мы и дожили до этих времён, и предсказания не выглядят далёкими от истины, хотя того прорицателя тогда и зашпыняли за отсутствие должного патриотизма. Электросети, например, уже не принадлежат американцам, а управляет ими родной «Самрук-Энерго». А хрен оказался не слаще редьки, да и не могло быть по – другому, у капиталистической наживы и беззакония нет деления на наших и не наших, они всюду и во все времена одинаково бездушны к судьбам людей труда.

В заключение свежая статистика. Объём инвестиций в основной капитал в 2012году в энергетику составил 7,7% от общего объёма, это меньше чем инвестиции в операции с недвижимым имуществом – 8,2%. В структуре инвестиций по источникам, на долю иностранных инвестиций в область на 2012 год приходится – 0,4%! Выработано электроэнергии в прошлом году 6,8 млрд. кВт/ч, отпущено в сеть 6,4, а потребление составило 8,6 млрд. Между тем, в 1986 году только гидростанциями ВКО было выработано 4,77 млрд. кВт/ч.

Сергей МИХЕЕВ

От редакции. Если у руководства УК ТЭЦ возникнет желание прокомментировать этот материал, мы готовы предоставить такую возможность.