КАК ПОБЕДИТЬ НА ВЫБОРАХ!

Газета "Flash!"

Век живи, век учись: немного юмора!

Забегая вперед, скажу, что в этом щепетильном деле нет конкретных рецептов, да и быть не может. Но, тем не менее, послушайте вот: такое может происходить на самом деле.

Есть такое изречение: «И в шутку, и всерьез». Простите автору этого юмористического повествования, если он где-то не так выразится, а кто-то может, узнает себя, но редакция – то и вовсе не причем. Кстати, автор провел в свое время десятки туров, выдержал жаркие гонки предвыборных «драк», разумеется, он сам не баллотировался ни разу, а «болел» за других, и в основном, одерживал победу за победой.

То ли рука легкая, то ли ему просто везет, может быть, электорат был на высоте. Понимаю, наиболее важным фактором, может быть даже главным, который должен быть окончательно сформированным как у кандидата, так и у членов его команды – это настроенность на победу.

Если попытаться смоделировать ситуацию, то символ «кандидат + его предвыборная программа» похож на велосипед, который движется вперед благодаря педалям. При этом одна педаль — это авторитет личности самого кандидата, базирующийся на его способности говорить просто и понятно, его умение находить психологический контакт с избирателями, быстрота его реакций на самые неожиданные ситуации и каверзные вопросы, и так далее. Вторая педаль – это авторитет предвыборной программы, который определяется уровнем ее продуманности и реальностью механизмов ее исполнения.

В целом все это ведет к поступательному росту числа избирателей, которые в день выборов проголосуют за «своего» кандидата, чья личность и чья программа вызвали у них наибольшие симпатии.

Но если кандидат не может «двух слов связать», (к сожалению, есть и такие), постоянно путается в своей предвыборной программе, составленной кем-то знакомым, либо подчиненным, которая фактически не отражает «запросных ожиданий» избирателей или же носит популистский характер, то у такого кандидата «велосипед» будет двигаться в обратном направлении – от успеха к провалу.

Но не все еще потеряно. Все можно исправить, изменить, повернуть на изнанку, заслужить доверие своих избирателей, победить. Как? Скажу как — просто.

Многие, почти все кандидаты в депутаты, например, присутствуют на повсеместно проходящих отчетах акимов всех уровней. Им задают самые остро трепещущие вопросы. Например, в Семее прозвучали вопросы: почему в городе нет пляжа; когда же будет сдан фонтан на главной площади города; когда же, наконец-то, снесут или отремонтируют бывшее здание зооветинститута; почему никто не борется с бродячими собаками в поселке Восточный; почему кладбище по Знаменской трассе превратили в свалку и т.д. Витала в воздухе и ласкала слух и сердце каждому присутствующему в зале идея о придании городу Семей статуса областного центра. Было видно, что ностальгия по прошлому присутствует почти у каждого. Вот вам и половина вашей предвыборной программы, включите эти пункты — не пожалеете. Власти все равно рано или поздно, так или иначе, выполнят эти наказы населения. Если они прозвучат еще и в вашей предвыборной программе – это же равносильно тому, что вы и есть самый ответственный слуга народа, болеющий за всех – это уже половина победы!

На финише предвыборной кампании многие кандидаты в депутаты всех уровней ведут себя пассивно, не пытаясь бороться за голоса избирателей. Другие, бывает, перебарщивают. Середины нет и быть не может. Но именно сейчас от них требуются энергичные действия и гибкая тактика. Могу поделиться и дать несколько полезных советов, которые могут быть пригодиться в оставшиеся до выборов дни.

Жажда социальной справедливости, охватившая массы, тяжело ударила по высоко сидящим кандидатам, имеющим солидные прибыли, недвижимость и т.д. Бытовые условия этого немногочисленного контингента вызывают постоянное раздражение у населения. Снять это раздражение – вот задача номенклатурных претендентов. Прежде всего, замените свой персональный «Джип», «Вольво», «Мазду» или «Мерседес Бенц» (к сожалению, я даже не знаю их правильные названия) на невзрачный «Запорожец» или «Москвич», можно пересесть на старую «Волжанку», в крайнем случае, на «семерку» «Жигули» и т.д. Пусть «трудящиеся», старики и старушки (самые активные избиратели), регулярно видят вас за рулем этой скромной машины, терпеливо ждущей зеленого света на перекрестках. Полезно, чтобы ваш «Запорожец» появлялся рядом с тем гражданином на стареньких «Жигулях», которого задержал сотрудник дорожной полиции, спрятавшийся в кустах (как они обычно делают) у дорожного знака, за превышение скорости 40 км в час.

Подойдите, представьтесь, что вы кандидат в депутаты. Поинтересуйтесь «в чем дело?». Спросите у задержанного: сколько км в час он ехал после знака «40». Вспомните, обгоняли ли Вас в это время иномарки. Он скажет: «Да». Так потребуйте у стража порядка на дорогах справедливости, и пусть едет с Богом этот несчастный водитель малолитражки. А гаишнику моргните, что вы разберетесь.

Будьте уверены, этот водитель если не полгорода, то четверть несправедливо наказанных шоферов, собутыльников, не говоря уже о соседях, родных и знакомых поднимет за вас.

Но если у вас нет старой машины, могу вам одолжить на время предвыборной кампании свою старую «Мазду». Она, правда, ломается через день, ну и пусть. Зато можно использовать этот мотив на различных СТО. О вас будут знать все механики, ремонтники, электрики — мастера. Они скажут: «Этот парень наш!», и поднимут на ноги всех своих друзей, соседей, так как это люди «слова-дела». Не упускайте момента.

Когда вы приедете на встречу с избирателями, всегда может спустить задний баллон. Как бы случайно открывайте багажник на глазах у толпы. Дайте возможность всем желающим заглянуть в багажник и увидеть там банку кабачковой икры, консервы «Завтрак туриста» и полкило вареной колбасы нездорового цвета, плавленый сырок с плесенью, другие продукты вашего рациона: огурцы, помидоры, перец, картофель, и скажите, что все это вы с супругой сами вырастили на дачном участке…

Пока не пользуйтесь услугами платной поликлиники, сходите на прием к своему терапевту в СВА. Полтора часа, которые вы просидели в очереди среди простых больных и пенсионеров, позволят вам лучше вникнуть в проблемы здравоохранения и – это главное – поднять рейтинг своей популярности.

Рекомендую также обратиться к обычному стоматологу, который будет сверлить ваш больной зуб обычной бормашиной. Ничего, терпите! Ваши крики неизбежно вызовут сочувствие у сидящих в очереди, что обязательно отразиться на итогах голосования. Постарайтесь при этом не просто завывать от боли, а выкрикивать лозунги типа «рвите с корнем!», или «так больше жить нельзя!». Все клиенты — твои, каждый голос решающий! Помните об этом.

На встречах с избирателями смело критикуйте власти за каждую ошибку: сегодня это вам ничем не грозит, потом будет видно. Если кто-то в зале или просто на площадке вспомнит про ваши конкретные ошибки, долги по зарплате или пенсионным отчислениям, тут же парируйте: «Не ошибается только тот, кто ничего не делает!». Затем слегка покайтесь и обрушивайтесь на тяжелое наследие переходного периода, на рыночную экономику. Главное — чтобы собравшиеся быстро забыли о вашем личном вкладе в рост местных безобразий, не дай Бог – коррупции.

Положение кандидатов, не занимающих высоких должностей, т.е. рядовых граждан, хотя их почти нет, разумеется, предпочтительнее. На них, по крайней мере, не висит грех привилегий, и наломать дров они еще не успели. Но для победы на выборах этого мало. Нужен «Ореол»! Хорошо действует на избирателей репутация беспощадного борца с дельцами теневой экономики, т.е. коррупцией. Бейте в грудь, что с этим злом в обществе будет покончено. Повторяйте с трибуны, что именно вы единственный в городе человек, которому доподлинно известны все подпольные миллионеры – коррупционеры. Если попросят назвать хотя бы одного – назовите фамилию самого опасного из ваших конкурентов. Но сперва хорошо подумайте, чтобы он не нанял килера, еще до выборов.

Учтите: вам нужно понравиться всем: и богатым, и середнякам, и бедным. Помните всегда: не возомните себя царем небесным. Лучше помогите: организуйте благотворительный обед, перечислите в фонд поддержки бедных детей-сирот пару миллионов тенге, не обеднеете. Пусть не оскудеет рука дающего.

Как говорится, весна не за горами. Организуйте вывоз снега с улиц частного сектора, это оценят и власти, и, главное- электорат!

А если на территории избирательного округа есть школа, где, может, располагается избирательный участок, то купите пару банок краски и вместе с супругом (ой), как и многие родители, поработайте на ремонте школы, даже если ваши дети учатся в другом учебном заведении. Этот поступок обязательно заметят родители – избиратели. Не помешает вам лишний десяток голосов.

И последнее. Если бы я баллотировался в депутаты, то учел бы еще и такой момент. Как известно, выборы состоятся 20 марта с.г. А в промежутках времени есть два замечательных праздника: 8 марта — когда мы чествуем наших милых женщин. Не забудьте поздравить их и через нашу газету «Flash!» и областной телеканал.

Второй момент: великий Наурыз. Поздравьте всех своих земляков с этим наступающим замечательным национальным праздником. Вы лишний раз, накануне выборов, сможете напомнить электорату о себе и призвать их отдать свои голоса именно в вашу пользу!

Государство выделяет каждому кандидату в депутаты из бюджета большие деньги на предвыборную агитацию и изготовление печатной продукции: плакатов, листовок, календариков и т.д. Надо разумно использовать эти средства, позаботиться, чтобы они не пропали даром. Идите на телевидение, записывайтесь на видео, выступайте, доказывайте, что именно вы должны стать депутатом, а не кто-то другой. Для пропаганды своей предвыборной программы вам предоставляется также место в газете, не прозевайте, так как до выборов выйдет в свет только два номера, не больше. Потом будет поздно.

В фельетоне я никого лично не имел в виду и, думаю, никто не может обвинить меня в необъективности. Вот так –то!

Честь имею!



ВЛАДИМИР ПИГАВАЕВ

член Союза журналистов СССР и Казахстана. г. Семей.