ТРОПОЙ ХО ШИ МИНА

Газета "Flash!"

ЧАСТЬ II «РАЗБОГАТЕТЬ ТРУДНО, А ЖИТЬ ЛЕГКО»

— Во вьетнаме нет никаких правил дорожного движения, — первым делом предупреждают туристов гиды. Это чуть ли не самые первые слова, которые слышат путешественники, только перешагнув пограничный пост в аэропорту и сев в автобус.

Парковка мотоциклов в центре Нячанга



Честно говоря, гиды может быть и сознательно, но несколько нагнетают атмосферу в самые первые минуты пребывания на вьетнамской земле, когда комфортабельный автобус везёт уставших от длительного перелёта туристов из аэропорта в отель. Пугают, например, чуть ли не массовым воровством. Дескать, желательно купаться в море только по одному, чтобы второй человек следил за вещами, а то и шорты могут стибрить. И сумочки дамские сильно не отпускать, а то вырвут из рук, и ищи – свищи, особенно если грабители на мотоцикле. И украшения драгоценные носить не нужно, могут сорвать с шеи. Короче, сначала думаешь — куда же я попал!

А вот когда проделываешь обратный путь – из отеля в аэропорт – в этот момент думаешь уже о другом: а ведь из этих страхов реально сбылся только один – насчёт правил дорожного движения. Правила эти, во Вьетнаме, конечно, есть. Только никто их не соблюдает. И, похоже, такая реальность здесь складывалась годами, десятилетиями.

Не менее 95% транспорта здесь – это мотоциклы. На мотоциклах ездят практически все, исключая только самых маленьких детей. За рулём и преклонные старики, и женщины. Такое впечатление, что вьетнамец и мотоцикл – это единое целое. Искусству вождения просто поражаешься: на одном 2-колёсном транспортном средстве ухитряется разместиться целая семья: муж, жена и 2-3 ребёнка! Это незабываемое зрелище. Да как же они могут вот так ехать!

Если бы мне довелось управлять машиной во Вьетнаме, я бы остановился уже через сотню метров. Как можно спокойно передвигаться, когда автомобиль со всех сторон облеплен мотоциклами, на которых чуть ли не в 2 этажа сидят люди, да ещё с детьми! Но здесь это нормально, и водители машин, автобусов едут с философским спокойствием.

Переходить через дорогу в первый раз просто жутко. Поток мотоциклов издалека напоминает сплошную массу саранчи. Пешеходов никто не пропускает. Вот куда бы наших «жолполовцев»! Вот бы они штрафов насобирали! Нас предупредили – при переходе самое главное – не останавливаться и не бежать, сломя голову! Мотоциклы вас объедут, — пояснили гиды. И действительно, вся эта масса очень ловко объезжает пешеходов. Как-то ухитряются это сделать и немногочисленные автомобили. Так что на третий – пятый раз уже привыкаешь, и идёшь через дорогу почти уверенно.

Мотоциклы и вьетнамцы – это единое целое



Самое смешное было в тот момент, когда нас услужливо взялся перевести через набережную дежуривший полицейский. Он важно пошёл впереди, и поднял знак «Stop». Но никто всё равно не остановился!

Ну, а чтобы завершить мотоциклетную тему, скажу, что неплохой японский мотоцикл во Вьетнаме можно купить в салоне за 500 долларов, или 10 млн. донгов. Это минимальная цена. Ну, а далее уже в зависимости от потребностей и возможностей. Для вьетнамцев и эта сумма – немалые деньги. В сельской местности заработок в 100 долларов считается хорошим. На частных предприятиях зарплата в среднем 200 долларов. Заработок в 400-500 долларов считается очень хорошим, это уже уровень престижных государственных предприятий, курортных городов, и таких мегаполисов, как Ханой или Хошимин. Впрочем, переведите зарплаты в Казахстане в долларовый эквивалент, особенно по нынешнему курсу, и вы увидите, что уровень наших заработков такой же, если не ниже. А зарплата в 500 долларов нынче доступна далеко не всем казахстанцам. При этом уровень цен во Вьетнаме несопоставим с нашими тарифами и ценниками.

«Жить во Вьетнаме легко, разбогатеть трудно» — так охарактеризовала жизнь в своей стране наш экскурсовод Ань (мы её звали Аней). Сама Ань является примером этой формулы. Все два дня нашего пребывания в Хошимине она была одета в старенькие джинсы и простенькую рубашку.

— Нам много не нужно, — поясняла Ань. – Одежда самая простая, холодов у нас не бывает, так что одеты мы легко. Еды вдоволь. Так что прожить — особых проблем нет.

Помогает такому простому образу жизни и восточная философия – спокойный, созерцательный взгляд на окружающую действительность, умение довольствоваться малым, тем, что есть.

День вьетнамца начинается рано утром, в 4-5 часов. В это время набережная Нячанга, а также пляж, уже заполнены горожанами. Народ делает зарядку. Кто-то занимается обычными физическими упражнениями, кто-то медитирует, кто-то принимает позы из йоги, кто-то отрабатывает айкидо, все активно двигаются. Потом начинают натирать друг друга песком, это такая своеобразная чистка кожи. И – в море, плавать.

После столь активной зарядки – завтрак. Питаются вьетнамцы по нашим понятиям скромно. Как и у любого народа Юго-Восточной Азии, основная пища – это рис и овощи. Овощи, травы в изобилии практически в любом блюде. Хотя бы в качестве украшения. Особую прелесть вьетнамской кухне придают самые разнообразные соусы. В результате самая обычная рисовая лапша превращается в такую вкуснятину, что за уши не оттащишь. Обязательно на завтрак, обед и ужин подаётся рыбный соус, изготовленный из тухлых рыб. В этом его особенность и прелесть.

Всякая экзотика вроде мяса черепахи или сердца кобры – это для туристов. У самих жителей страны пища очень простая. Много рыбы и морепродуктов, овощей, фруктов. Поэтому все вьетнамцы подтянутые, стройные, физически крепкие и выносливые даже в преклонном возрасте. Толстого, с отвисшим животом вьетнамца практически не увидишь, таких здесь впору в музее выставлять, как редкий экспонат.

Рисовая лапша с обилием овощей



Вот и весь секрет здоровья и нормального веса: физкультура и очень умеренное, здоровое питание, с минимумом или полным отсутствием мяса. Ничего нового. Ещё знаменитая балерина Майя Плисецкая по поводу своей отличной физической формы сказала знаменитую фразу: «Жрать меньше надо!». Вьетнамцы всего лишь являются живым воплощением этих правил, причём в массовом порядке.

Вы можете, например, представить себе, чтобы у нас парень с девушкой пришли в кафе и заказали … только варёную картошку?! Про таких у нас, конечно, подумают, что ненормальные. А во Вьетнаме молодые парень и девушка в кафе заказывают по одной порции риса и овощей, и едят из одной тарелки! Сам видел. Однозначно, что во Вьетнаме из еды не делают культа.

Одно из самых впечатляющих открытий Вьетнама – это кофе. Оказывается, здесь изумительный кофе! С начала 2000-х годов вьетнамский кофе стал завоёвывать популярность во всём мире. А с 2012 года Вьетнам обошёл по объёмам экспорта такую кофейную державу, как Бразилию! В ряде европейских стран, к примеру, в Германии, практически весь кофе импортируют из Вьетнама.

Восточные красавицы



Привёз кофе во Вьетнам, как и чай, француз Александр Йерсен. Это легендарная личность для страны, один из национальных героев. Вошёл он и в мировую историю. Именно Йерсен в 1884 году в Гонконге открыл возбудителя чумы, и спас миллионы жизней. Он основал город Далат – один из крупнейших курортов страны. Во многих вьетнамских городах есть улицы и памятники в его честь. А в Нячанге, где учёный умер в 1943 году, в здании Пастеровского института, основанного им, расположен музей Йерсена.

Так вот, кофе – неизменный ритуал для каждого вьетнамца, даже самого бедного. Кофе пьют холодным. Так быстрее активизируется мозг после сна, уже через 10 минут, а вот горячий кофе, какой пьём мы, стимулирует мозговые клетки лишь через полчаса. Но нам всё равно трудно понять вкус холодного кофе, да ещё и со льдом.

Кстати, и чай вьетнамцы пьют холодным. С нами произошёл курьёз в самый день приезда. До заселения в отель оставалось ещё часа четыре, и мы пошли позавтракать в кафе. Конечно, ещё ничего толком не знали. С трудом объяснили, что нам обязательно нужен хлеб, а он здесь из рисовой муки. Конечно, заказали и чай. И вот нам приносят какой-то зелёный напиток с огромным куском льда в стакане. Мы думали, что это просто охлаждённая вода. Показываем жестами – а где же чай? Так вот он – стараются объяснить девушки. Оказывается, это действительно чай. Вроде бы и хорошо для жары, но крепкий и горячий чай утоляет жажду лучше. Нас уже не переучишь.

Разносчица рисовых лепешек на пляже



Попробовать самые разнообразные сорта кофе можно во время обзорной экскурсии по Нячангу. Туристы делают длительную остановку в кофейном центре, где рассказывают историю и особенности вьетнамского кофе, а полученные знания закрепляются презентацией. Вы попробуете кофе мокка, арабика, лювак, кули, робуста. Самый экзотичный из них – лювак. Производство кофейных зерен «Лювак» заключается в том, что маленьких зверьков – мусангов, или пальмовых куниц — кормят спелыми плодами кофейного дерева, а затем собирают их экскременты, находят в них зёрнышки, моют их и сушат на солнце. Необычный вкус кофе лювак приобретает благодаря свойствам желудочного сока мусангов. На пачке такого кофе обязательно нарисована симпатичная пальмовая куница.

Секрет вьетнамского кофе в том, что плантации расположены в высокогорье, где очень благоприятные условия для произрастания кофейных кустов. В районе Далата, кстати, температура даже летом может доходить до 20 градусов, что для вьетнамцев уже холодно.

После завтрака, как и везде в мире – на работу. Вообще Вьетнам в экономическом плане очень интересная страна. Здесь можно увидеть самые разнообразные уклады: от социалистического до патриархального. Те города, в которых удалось побывать, напоминают сплошной торговый ряд, особенно вдоль магистралей. Одна торговая лавка просто переходит в другую. Немалое число тружеников составляют те, кого мы в Казахстане называем «самозанятыми». Народ зарабатывает — кто как может: торговлей, велорикшами (это ещё одна достопримечательность страны), разносчиками сувениров и угощений по пляжам и т.д. Но подробнее об экономике мы поговорим чуть позже.

С 12 до 14 часов во Вьетнаме – сиеста, послеобеденный отдых. Кстати, разница во времени с Усть-Каменогорском всего плюс один час. И совершенно правильно, это время — самый пик жары. Даже работницы швейной фабрики, на которой мы побывали, могут в это время поспать прямо на рабочем месте, в цехе выключается свет, и девушки отдыхают в полутьме. А для строителей рабочий день уже с 4 утра, часов в 10 начинается длительный перерыв до самого вечера, когда немного спадёт жара. Работают строители весьма споро. Напротив нас шла отделка нового отеля, и рабочие очень быстро проходили этаж за этажом.

Часто можно видеть девушек с лицом, закрытым до глаз платком или повязкой. Сначала мы думали, что платок надевают с той же целью, что и жители Таиланда. Дело в том, что буддизм предполагает переселение душ, и самые правоверные буддисты боятся случайно проглотить залетевшую в рот мушку или комара, полагая, что это бывший человек. Но во Вьетнаме буддизм, как и остальные религиозные верования, не очень распространены. А платок на лицо девушки надевают, чтобы лицо было светлым. Сказывается длительный колониальный период, когда Вьетнам был заморской территорией Франции. И хотя независимости страны уже 71 год, но, видимо, ещё сохраняется некоторое преклонение перед белым человеком. Многие девушки, как рассказывали наши гиды, хотят выйти замуж за белого мужчину, европейца, уехать с ним, или хотя бы хорошо жить здесь, ведь у многих европейцев во Вьетнаме бизнес.

И зря девушки скрывают своё лицо, и хотят добавить белизны. Как и все азиатки, вьетнамки по — своему красивы особенной восточной красотой. А уж равняться, и, тем более преклонятся перед западной цивилизацией и вовсе не стоит. Глядя на многодетные вьетнамские семьи, понимаешь, что спасение мира придёт именно с Востока. Этот край планеты не знает тех пороков и разврата, которые уже давно пожирают Запад. Судьба Европы и Северной Америки, этих «столпов цивилизации», предрешена — они просто скоро захлебнутся в собственном дерьме. Вопрос только во времени.

Семейные ценности во Вьетнаме на безусловном первом месте, детей много. И никто не кивает при этом на бедность. Власти уже принимают меры, чтобы ограничить рождаемость. Ведь 93 миллиона человек – это очень большое население для такой маленькой территории, немалую часть которой составляют горы и джунгли. Но меры эти мягкие. За 4-го ребёнка приходится платить штраф, размер которого устанавливает каждая провинция самостоятельно. Но вьетнамцев это не пугает. И население страны растёт. За годы после окончания американо-вьетнамской войны и объединения страны вьетнамцев стало на 43 миллиона больше! В 1977 году численность населения составляла чуть более 50 миллионов человек. Прирост по миллиону в год! Стабильно. И это главный показатель нравственного и физического здоровья нации.

(Продолжение следует)

ДЕНИС

ДАНИЛЕВСКИЙ

Нячанг – Усть-Каменогорск