РЕКВИЕМ ПО ДЕРЕВЬЯМ

Газета "Flash!"

«Срубил дерево – посади два». Это правило сохранения зелёного пояса города не применяется в Усть-Каменогорске. В областном центре топор дровосека звучит всё чаще, и площадь зелёных насаждений неуклонно сокращается. Такие печальные факты давно известны горожанам, и видны, как говорят, невооружённым глазом. Выявлены эти вопиющие нарушения и природоохранной прокуратурой.





Возле нового театра в лучшем случае десятка три недавно посаженных елочек. А где же более 3000 саженцев, о которых говорил начальник городского отдела ЖКХ?



— Остро стоит вопрос увеличения площадей городского леса. В отделе ЖКХ отсутствует достоверный учет зеленых насаждений города, не проводится их инвентаризация, отсутствует четкий план озеленения.

Допускаются незаконная рубка, к примеру, в 2014 г. выявлен снос деревьев и кустарников на площади около 14 га при строительстве инженерных сетей по пр. Сатпаева. Компенсационное восстановление не осуществлено.

Несмотря на высокий уровень загрязненности санитарно-защитных зон, обеспеченность их зелеными насаждениями составляет лишь 7%, вместо положенных 40%.

Такая ситуация требует принятия мер акиматом города, в т.ч. разработки и утверждения плана массового озеленения города, — сказал в своём докладе природоохранный прокурор ВКО Бакытжан Изгуттинов на недавней коллегии прокуратуры ВКО.

Эту позицию поддержал и прокурор области Багбан Таимбетов. Пояснения начальника отдела ЖКХ областного центра Аскара Жаксылыкова были довольно бледными. Он сообщил, что в 2014 году было выдано 46 разрешений на вырубку 984 деревьев, а высажено всего 675. В 2015 году 27 разрешений на вырубку 852 зелёных насаждений, а вот высажено взамен всего 77. А вот при строительстве нового драмтеатра по пр. Сатпаева и вовсе случилось настоящее уничтожение – под пилу пошло 3359 деревьев. Но, по словам главного коммунальщика города, все срубленные деревья компенсированы новыми посадками. Интересно, что такого целого леса саженцев вблизи театра совершенно не видно. Где эта молодая поросль?

Активная застройка проспекта на участке от Меновновского перекрёстка до автобусной остановки «Цесна банк» вообще привела к практическому уничтожению великолепного зелёного массива, не только украшавшего проспект, но и защищавшего левобережный жилой комплекс от газов промышленных предприятий. Красавицы сосны и саженцы других деревьев были посажены ещё в 1985 году, к 40-летию Победы, когда на этом месте планировалась разбивка парка Победы. Высаживали деревья всем городом на субботниках.

Но пришла перестройка, и о планах по обустройству парка забыли. А деревья росли, крепли. Роща по обеим сторонам проспекта стала настоящим оазисом. Нигде в городе больше не было подобного зелёного массива. Но в угоду чьим-то коммерческим интересам и административным решениям, большая часть деревьев погибла. Здесь построили торговый центр «Fresh Market», спортивные сооружения – бассейн, легкоатлетический манеж, дворец единоборств, спортивный интернат, торговый центр «Метро», а по другую сторону проспекта драмтеатр, реабилитационный центр, строится Назарбаев интеллектуальная школа. При этом безжалостно, и бессистемно вырубаются деревья. Неужели нельзя было сделать только проезды к новым объектам, оставив в целости и сохранности другие деревья? Зачем было сносить всё чуть ли не под чистую?! Да и сети можно было проложить с учётом более бережного отношения к зелёным насаждениям.

О том, что в этой зоне вообще нельзя вести строительство, уже благополучно позабыли. Ведь вся эта территория, вплоть до возвышенности, где располагаются самые первые жилые дома района КШТ, входит в зону затопления. Давно рассчитано, что если произойдёт авария на Усть-Каменогорской ГЭС, то эта территория будет затоплена, вода остановится только перед возвышенностью. Ведь не зря район КШТ начали строить именно в таком отдалении, всё было сделано строго по расчёту.

Когда в городском отделе архитектуры и градостроительства проходили общественные слушания по проекту застройки этой территории, я задал этот вопрос главному архитектору проекта Борису Невзорову. Кстати, и слушания проходили уже задним числом, когда уже были построены торговые и спортивные сооружения, вовсю велось возведение драмтеатра. Ответ был таков, что, мол, изменилась международная обстановка, «холодная война» закончилась, и теперь нет даже гипотетической угрозы атаки врага на УК ГЭС. Слушания проходили в 2013 году. Что теперь сказал бы по поводу международной обстановки архитектор проекта? После событий на Украине, войны в Сирии, и приближении угрозы международного терроризма к нашим рубежам?

Ещё один аргумент сторонников массового строительства в этом районе был таков – мол, мы строим объекты, в которых люди находятся временно, не постоянно. Посмотрели спектакль в драмтеатре – и ушли, позанимались в спортсооружениях – и разъехались. А как быть со спортивным интернатом? А теперь уже по поручению акима области в районе драмтеатра запланировано строительство жилых домов, потому что возле театра пустынно. Для кого построили фонтан, площадь? И почему-то никто не хочет доложить акиму, что жилищное строительство здесь вообще не должно вестись.

Да, возле драмтеатра пустынно. А зачем его нужно было строить именно в этом месте? Разве не гораздо гармоничнее театр смотрелся бы в новом XIX районе? Далеко добираться из других районов города? Так всё равно в новый театр едут на автобусах или на машинах. А так получилось, что театр располагается прямо напротив торгового центра. Весьма уместное соседство, не правда ли? Да и спорткомплекс можно было расположить в том же XIX районе. И тогда сохранилась бы прекрасная роща. Но, дело уже сделано.

Вообще зелёный облик города изменился кардинально. Сейчас уже мало кто помнит, какие красавицы – ели росли возле областного акимата. Когда их вырубали, то пояснили, что сделано это было для того, чтобы ели «здание не закрывали». На месте елей возле кинотеатра «Юбилейный» теперь высотное здание с государственными структурами. И в дальнейшем чиновники разных рангов прошлись «огнём и мечом» по «зелёному поясу» города.

— В Усть-Каменогорске нечем дышать. Из-за этого люди уезжают, молодёжь уезжает. Если так и будет продолжаться, то областной центр станет городом без будущего. Самое простое, что можно сделать для улучшения атмосферы города – это увеличивать зелёные насаждения. Пусть деревья будут естественной защитой, «лёгкими» города, только так мы можем спастись от вредных газов. Ведь не зря в советское время Усть-Каменогорск стал одним из самых зелёных городов страны. А теперь что вы наделали? Пока будут внедряться новые технологии, пока будут снижаться выбросы, вся наша надежда только на деревья, — сказал прокурор ВКО Багбан Таимбетов. – А я каждый день езжу на работу и вижу, что деревья просто варварски вырубаются. С сегодняшнего дня, если не будет обоснованного разрешения на вырубку, никто не будет вырубать. Если не будет посадки саженцев на месте вырубленных деревьев – останавливайте работы, — такое поручение дал прокурор главе природоохранной прокуратуры и начальнику отдела ЖКХ.

Намерение хорошее, но вот только верится с трудом, что столь строгий подход станет реальностью. В прошлом году в городе массово вырубали тополя – самый лучший фильтр для наших газов. При этом говорили, что вырубают только аварийные и больные деревья. От тополей вообще решили избавиться по той причине, что тополиный пух плохо переносится аллергиками. При этом никто не посчитал, а сколько в городе людей, страдающих аллергией на тополиный пух. Никто не учёл, что период пуха бывает в конце июня – начале июля, а защищают нас от газа тополя круглый год. И что-то не видно массовой посадки ясеней, клёнов на месте вырубленных тополей, как обещали власти. К примеру, на том же бульваре Гагарина, где при реконструкции снесли едва ли не половину деревьев.

Так что при желании работы у природоохранной прокуратуры – хоть отбавляй. Было бы желание. Если же пыл у прокурорских работников возникнет лишь при подготовке очередного доклада года через два, то мы действительно можем превратиться в полупустынный во всех отношениях город.

Председатель Совета общественности ВКО Владимир Лопаткин каждый год призывает горожан активно высаживать деревья у себя во дворах, выходить на общегородские субботники и озеленять улицы города. Призыв хороший, и дело хорошее. Только тяжело идёт этот призыв в массы. Народ видит, как варварски уничтожаются деревья, и на этом фоне не видит смысла в потугах общественности. А ведь в Казахстане есть прекрасный пример, как целенаправленными усилиями можно создать уникальный зелёный массив. Это рукотворный лес вокруг Астаны. Еще десяток лет назад на этом месте была голая степь. Но этот проект находится под личным контролем Президента, поэтому лес растёт, множится, и радует жителей столицы.

Есть и совершенно противоположный пример – практически уничтоженный уникальный Семипалатинский ленточный сосновый бор. Никто не понёс ответственности за это преступление. А последствия мы расхлёбываем уже много лет. В Усть-Каменогорске никогда не было пыльных бурь, бор задерживал суховеи из пустынных районов Центрального и Южного Казахстана. Теперь этой преграды нет.

Сама судьба дала Казахстану уникальные природные условия. А у нас на Востоке они вообще бесподобные. В мире мало таких уголков. Ведь у нас находится 70% лесного запаса всей страны. И мы так варварски относимся к этому богатству. Я видел, как в Израиле, в каменистой, безжизненной пустыне, напоминающей пейзажи из фантастических фильмов о других планетах, буквально лелеют каждое деревце. Упорным трудом, на изнуряющей жаре там ухаживают за каждым саженцем, создают такую систему орошения, чтобы не пропала ни одна капля воды. Там гордятся любым островком растительности. Глядя на титанический труд израильтян, я подумал – вот бы им такую природу, как у нас, да они бы создали рай на земле. А мы данный нам судьбой рай превращаем в ад.

А вообще говорят, что деревья мстят своим обидчикам. Я знаю уже несколько реальных историй на эту тему. Вполне здоровые мужчины, спилившие по собственной инициативе во дворах деревья, потому, что они им заслоняли свет в окнах, потом внезапно заболевали раком и быстро уходили в мир иной. Это не трёп, так действительно было. Мистика?

ДЕНИС ДАНИЛЕВСКИЙ