Президенту Республики Казахстан
Назарбаеву Н.А.
Уважаемый Нурсултан Абишевич!
На встрече с акимами областей и городов Астана и Алматы после оглашения Послания Президента народу Казахстана Вы особое внимание уделили необходимости привлечения в экономику частных инвестиций. Теперь этот показатель будет одним из основных при определении эффективности работы местных исполнительных органов. Вы постоянно ставите эту задачу перед правительством, министерствами и ведомствами, местной властью, показываете личный пример по активному привлечению иностранных инвестиций в экономику страны. Для этой цели проводится второй этап приватизации и легализация имущества, разработан механизм государственно-частного партнёрства.
Выполняя Ваши указания, огромную работу по привлечению частных инвестиций проводит аким Восточно-Казахстанской области Даниал Ахметов, в регионе значительно активизировалась деятельность в рамках государственно-частного партнёрства. Однако, в городе Семей такое партнёрство уже находится под угрозой. Первые положительные примеры вложения частных средств в развитие города могут стать последними, так как инициатива инвесторов может быть просто растоптана административным давлением.
Таким примером административного давления служит ситуация с городским автовокзалом. Здание автовокзала, построенное в 60-х годах прошлого века, уже давно не соответствовало значительно выросшему пассажиропотоку и современным требованиям к обслуживанию пассажиров, созданию нормальных, комфортных условий как для населения, отправляющегося в поездку, так и для персонала автовокзала, а также возросшим требованиям к безопасности.
В условиях отсутствия бюджетных средств для развития и модернизации автовокзала, единственно правильным решением было привлечение частных инвестиций. Руководством города в лице бывшего акима Айбека Каримова было принято постановление, разрешающее возведение на земельном участке, принадлежащем ТОО «Семей – Автовокзал», трёхэтажной пристройки за счёт средств частного инвестора в лице «Kaz транс инвест и К». В короткие сроки такая современная пристройка была возведена.
После этого автовокзал обрёл свою вторую жизнь. Начали работу новые современные и удобные кассы, новый диспетчерский пункт, комфортный зал ожидания. Открыт отвечающий всем нормативным требованиям и имеющий лицензию медицинский пункт. В старом здании медпункт работал фактически незаконно, так как выделенное для него помещение не соответствовало требованиям. Немаловажная деталь – теперь пассажиры, персонал, посетители автовокзала могут пользоваться современным, комфортным туалетом. В старом здании туалет не подвергался изменениям с 1966 года, в каком состоянии он был, всем понятно. С расширением площадей автовокзала появилась возможность досмотра багажа и пассажиров, организации отдельного входа в зал ожидания и пресечения допуска в него посторонних лиц. Все эти меры повышают безопасность, что весьма актуально в современных условиях, таким требованиям должны соответствовать все автовокзалы.
Вполне логично, что вложив в возведение пристройки более 46 млн. тенге, инвестор в лице«Kaz транс инвест и К» вошёл в качестве одного из участников в ТОО «Семей-Автовокзал», внеся в уставной капитал стоимость нового здания. Вторым участником является государство в лице Отдела финансов г. Семей. Разве это не пример взаимовыгодного государственно-частного партнёрства?
После начала полноценной работы всех служб и объектов в новой пристройке, инвестор продолжил работы по реконструкции и модернизации старого здания автовокзала, замену всех инженерных сетей, уже давно выработавших свой ресурс. После замены сетей у«Kaz транс инвест и К» большие планы по преобразованиям как в прежнем здании, так и на привокзальной территории.
Такие положительные перемены на автовокзале сразу оценили пассажиры и посетители, сотрудники, водители междугородних рейсов. Однако, нашлись деятели, которые стали искать «криминал» в таком плодотворном государственно-частном партнёрстве. Нам показалось очень странным, почему вдруг вице-президент ассоциации некоммерческих организаций г. Семей Н. Исаев так озаботился возведением пристройки к автовокзалу? Он известен как давний критик руководства города. Не устроили его и те благотворные перемены, произошедшие на главном транспортном узле города – автовокзале. Перемены, которые были сделаны за счёт частных, а не бюджетных средств. Именно по заявлению Исаева началось досудебное расследование по якобы незаконному отчуждению доли государственного имущества в уставном капитале ТОО «Семей – Автовокзал». При этом было установлено, что никакого ущерба государству не нанесено. А какой может быть ущерб? Государственный автовокзал Семея получил современное новое здание – разве это ущерб?
Однако правоохранительные органы с подачи Н. Исаева продолжают искать «чёрную кошку в тёмной комнате». И ведут дело к тому, что хорошая инициатива будет окончательно похоронена. Так, прокурор г. Семей обратился и иском о признании незаконными всех постановлений акимата и прочих документов, касающихся возведения пристройки и вхождения ТОО «Kaz транс инвест и К» в состав участников ТОО «Семей-Автовокзал».
В качестве главных аргументов прокуратура полагает, что произошло незаконное отчуждение государственного имущества в виде доли уставного капитала в ТОО «Семей – Автовокзал».Такое отчуждение должно происходить, по мнению прокуратуры, только через приватизацию. О каком отчуждении идёт речь? Ведь доля государства в качестве прежнего здания автовокзала как была, так и осталась, его никто не отчуждал. В государственной собственности остался и земельный участок, на котором находится пристройка. В ситуации с автовокзалом создалась уникальная ситуация, когда два рядом находящихся объекта, один государственной, другой частной формы собственности, работают на единую цель – улучшение обслуживания пассажиров. После вхождения инвестора в состав ТОО «Семей-Автовокзал» произошло только увеличение его уставного капитала, всего лишь.
Также прокуратура утверждает, что инвестора нужно было выбирать на конкурсной основе. Но ведь конкурс проводится в том случае, если на строительство выделены бюджетные деньги! Ссылается прокуратура и на Закон «О концессии». Да, концессионер определяется на конкурсной основе. Но одним из условий концессии является полный возврат государством вложенных средств и предоставление в дальнейшем государственного заказа на многолетний период. В данном случае речь не идёт о концессии, никто никаких гарантий ТОО «Kaz транс инвест и К» по возврату вложенных средств не давал. Механизмом частичной компенсации этих средств и пробуждения интереса к проекту как раз и является вхождение инвестора в состав участников ТОО. На наш взгляд, несостоятельны доводы прокуратуры и о том, что местные исполнительные органы не вправе вводить новых участников в ТОО, где есть доля государства. Если государство является собственником, то оно вправе владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, а это подразумевает и расширение состава участников ТОО.
Возникает закономерный вопрос – если прокуратура столь внимательно защищает интересы государства, почему она не отменила все решения по возведению пристройки и по составу участников ТОО «Семей-Автовокзал» ещё на стадии их принятия, до начала строительства? Разве это не обязанность прокуратуры – вести постоянное наблюдение за соблюдением законности? Почему сотрудники прокуратуры стали столь принципиальными лишь после обращения Исаева? Получается, что Исаев более грамотный и более бдительный, чем многочисленный состав прокуратуры?
К сожалению, суд принял доводы прокуратуры и удовлетворил её исковые требования. Ещё ранее новый аким Семея Ермак Салимов единолично отменил все решения по пристройке и ТОО «Семей – Автовокзал», хотя принимались эти решения коллегиально, акиматом города, значит, и отменятся они должны также коллегиально.
К тому же, законодательно разработанного механизма государственно-частного партнёрства ещё нет, кроме механизма концессии. Между тем, сама жизнь требует таких норм, и даёт положительные примеры практической деятельности в этом направлении. Но, к сожалению, эти первые инициативы безжалостно растаптываются. Наверное, после этого печального случая число желающих сотрудничать с государством, и вкладывать в совместные проекты свои средства, явно не прибавится.
В результате сейчас всё в подвешенном, неопределённом состоянии. Есть новое здание пристройки автовокзала, но оно, фактически, незаконное. Выведя ТОО «Kaz транс инвест и К» из состава участников ТОО «Семей-Автовокзал», аким города лишил это предприятие возможности на частичное возмещение вложенных многомиллионных инвестиций. Как дальше работать? Что будет со зданием пристройки? Акимат будет его выкупать, или, может быть, сносить? Если не будет выкупать, каким образом инвестору компенсируют затраты? Что будет с коллективом, а в общей сложности на автовокзале работает около 60 человек? Кто-нибудь думал над такими вопросами, когда начинал раскручивать это дело и искать в нём «криминал»? Зачем всё это и кому нужно? У нас создаётся впечатление, что нагнетание страстей вокруг нового здания пристройки нужно, видимо, тем, кто сам желает завладеть автовокзалом. А как ещё иначе объяснить возникновение проблем буквально на пустом месте?
Впереди ещё прохождение апелляционной судебной коллегии. Но, честно говоря, мы не верим, что возобладает разум. Если механизм уничтожения уже запущен, то, наверное, он должен сработать до конца.
Мы обращаемся к Вам, Нурсултан Абишевич, как к главному инициатору и проводнику необходимости государственно-частного партнёрства и привлечения частных инвестиций в экономику – защитите нас, помогите сохранить новое здание автовокзала, сохранить инвестора и реализовать все планы по превращению автовокзала Семея в современный удобный, комфортный и безопасный транспортный узел города.
С уважением,
Коллективы ТОО «Семей –Автовокзал» и ТОО «Kaz транс инвест и К»