РЕЙТИНГ СЕМЕЯ РАСТЁТ

Газета "Flash!"

Город семей в последние годы с завидным постоянством улучшает свои рейтинговые показатели. Если в 2012 году семей занимал 17-ю позицию из всех городов казахстана, в 2014 году – 13-ю, то по итогам ушедшего 2015 года, город вошёл в десятку наиболее успешных по стране, заняв общереспубликанское 9-е место.

Фото: Информационный центр ВКО



Такие рейтинги составляются по оценкам 13 основных показателей работы городских служб по социально-экономическому развитию – состоянию сферы ЖКХ, дорог, городской инфраструктуры, сбору налогов, созданию рабочих мест, строительству жилья и т.д. Так вот, по итогам года, в г. Семей из 13-ти индикаторных показателей – 7 были выполнены с положительным итогом от намечаемого, а 6 остались не до выполненными, что в итоге и выразилось в общем 9-ом месте в рейтинге.

Конечно, можно относиться к подобной оценке по выявлению результативности работы городских исполнительных структур по разному, вплоть до скептического отношения к любым рейтингам, но в целом, полностью отрицать применение подобных рейтинговых оценок, не доверять их конечным итогам – будет не совсем справедливо. Поэтому, в коей мере можно порадоваться за семейчан, которые продолжают демонстрировать поступательное движение в развитии своего города.

К этому нужно иметь ввиду, что город Семей имеет свою особую социально-общественную и экономическую специфику, базирующуюся на историческом и культурном наследии. Семей выделяется на фоне своих соседей по региону – Караганды, Павлодара, Усть-Каменогорска, городов имеющих чисто индустриальное лицо, своим своеобразием и многовекторной направленностью в экономике, её исторической привязанностью к переработке продукции сельского хозяйства, в первую очередь животноводческой, строительной отрасли, торговле, в том числе и транзитной. И в ХХI веке данная предрасположенность города к своим историческим корням развития не исчезла. Можно обратить внимание хотя бы на два факта. Первый – на данный момент в городе официально зарегистрировано 52 тысячи человек из так называемой категории «самозанятых» (из 177 тысяч всего трудоспособного населения города), в то же время в Усть-Каменогорске людей с подобным социально-экономическим статусом насчитывается только 19 тысяч, чуть ли не в три раза меньше! Второй пример – нет в республике подобного города, да ещё и не имеющего статус областного центра, где территориально-административная подчинённость городу окружающей его сельской местностью была бы такой огромной. Ведь в данном случае в единый район соединились, помимо самого Семея, ещё 14 сельских округов, 2 поселковых округа, в состав которых, в свою очередь, входят целых 34 населённых пункта, крайние из которых расположены в 300-х километрах от города! Столько же, сколько от голландского Амстердама до французского Страсбурга, имея в виду и проезд через две соседние страны – Бельгию и Великое герцогство Люксембург! Уже только по этим двум приведённым причинам становится ясно, что управлять таким районом очень не просто. Но надо. В течение последнего полугода руководство сложным по многим своим характеристикам городом и прилегающими к нему территориями осуществляет опытный управленец, хорошо известный в Восточно-Казахстанской области по своей работы на постах акима г. Ридера и затем Зыряновского района – Ермак Салимов. В последнюю неделю ушедшего года в областном центре состоялась встреча руководителя Семея с областными журналистами, на которой он поделился своей оценкой уже проделанной работы и рассказал о планах на год грядущий.

В своём выступлении Ермак Салимов в сжатой, и в то же время доступной форме, уделил внимание на следующих моментах социально-экономического развития Семея:

— По результатам итогов года некоторые показатели в развитии города, в силу всем известных кризисных причин всеобщего характера, конечно, «просели». Так, снизились показатели в промышленности и обрабатывающей индустрии, упал индекс по объёмам товарооборота, сократился объём строительных работ. Несколько снизил свои валовые показатели и аграрный сектор экономики города – уменьшилось производство мяса на 3,5%, и, особенно яиц, почти на 81%, по причине, будем надеяться, временного закрытия городской птицефабрики, которая, в свою очередь, была вызвана острой нехваткой оборотных средств производства.

Остаются на повестке дня жизни города и другие социальные и хозяйственные проблемы – значительное количество (37) простаивающих предприятий; значительный приток мигрантов из районов, увеличивающий, в том числе, и нагрузку в очереди на получение жилья; это тянет за собой вопросы по поиску свободных от частного владения земельных участков городской территории под строительство, причём, не только самого жилого фонда, но и всей сопутствующей инфраструктуры (дороги, остановки, транспортные маршруты, линии водо и – электро снабжения и тому подобное).

В этом месте, прервав доклад акима, можно заметить, что решение этих, и некоторых других вопросов, не всегда возможно исключительно на уровне региональной исполнительной власти. Многие вопросы происходят от несовершенства законодательной базы. Вот, скажем, есть проблемы по прокладке коммуникаций к строящемуся жилью, но ведь планируемые трассы нередко проходят по участкам, находящимся в частной собственности. Иногда на таких участках нет ничего – ни хозяйственных строений, ни жилья, но и проложить по ним коммуникационные трассы нельзя без разрешения владельцев частной земли. Вот и получается, что только на поиск таких владельцев уходят месяцы, а нужное время для работы тратится практически впустую. Теряются темпы сдачи, растут издержки. Вот ведь приняли нужный и полезный закон, по которому земельные участки сельхозугодий, если они не используются по целевому назначению, отбирают у нерадивых собственников. Значит, и по городским землям что-то нужно похожее предпринимать. То же самое можно сказать и про приватизированные в своё время хозяйственные объекты и постройки. Много накопилось таких объектов, на которых не ведётся никакая практическая хозяйственная деятельность, а владельцы используют их или в качестве объектов для спекулятивной наживы, или, в лучшем случае, сдают в аренду, при этом, не утруждая себя ответственностью за планы дальнейшего использования таких объектов очередными арендаторами. То есть, суть проведённой ранее приватизации видится не через активизацию хозяйственной деятельности, а через появление класса рантье, чей интерес заканчивается исключительно спекулятивно-арендными расчётами. А это уже подтверждение ленинского тезиса «о загнивании и паразитизме капиталистической системы». Сейчас Правительство проводит второй этап приватизации и если не ужесточить правила по использованию приватизированных объектов в хозяйственной или иной предпринимательской деятельности, то мы и дальше будем страдать и нести убытки от несовершенства нормативных актов по этому вопросу.

Или другой вопрос, связанный с элементами хозяйственного планирования. Когда возник проект по вводу в строй предприятия по переработке продукции животноводства – «Кожевенно-меховой фабрики» в Семее, то, почему-то не вникли обстоятельно в вопрос по снабжению новой фабрики необходимым количеством сырья. Итог получился провальный – вся ВКО, в которой ежегодно забивается порядка 400 тысяч только КРС, не считая более мелкого скота, смогла предложить новому предприятию всего лишь 10 тысяч шкур, которые можно использовать для производства. Всё остальное – это или не кондиционное сырьё, или же уходящее из региона через налаженную систему скупщиков. В результате такого «планирования» фабрика даже близко не может выйти на предполагаемую производственную мощность. А ведь только непосредственно на фабрике могут работать более 600 человек. Если же учесть, что благодаря продукции фабрики, можно создать смежные производства (обувное, швейное и т.д.), то общая оценка по созданию новых рабочих мест могла бы достичь порядка 40 тысяч! Вот так, с помощью эффективной реализации проекта по развёртыванию производства из кожи и меха, можно решить проблемы с трудоустройством для всего города, и на длительный период. Спрашивается, кто и как курировал проект по вводу в строй данной фабрики? И почему только сейчас, после продолжительного простоя, Минсельхоз, наконец – то, обратил внимание на данную проблему, и вроде как обещает помочь с договорённостями по поставкам сырья на фабрику, работа которой может значительно улучшить экономический потенциал Семея? Этот пример говорит об определённой разбалансировке по сопровождению проектов, как между центральной и региональной исполнительной властью, так и в её взаимодействии с предпринимательскими кругами. Как верно заметил на брифинге Ермак Салимов:

— Сейчас руководитель исполнительной власти любого уровня должен обязательно иметь способности по налаживанию связей между представителями бизнеса и власти, уметь связывать в одном деле разных людей, обоснованно предлагать им реальную перспективу от сотрудничества, опирающуюся на профессиональный анализ по всестороннему развитию.

После того, как руководитель исполнительной власти города открыто рассказал об основных проблемах, он привёл и положительные примеры по успешному развитию Семея, а так же сообщил о некоторых планах по решению существующих проблем.

Так, признавая наличие проблемы по обеспеченности населения города некоторой продукцией аграрного сектора, в частности, молочной, Ермак Салимов сообщил:

— Вопрос по обеспечению населения города молоком на сегодня остаётся проблемным. При годовой потребности в 88 тысяч тонн, собственное производство молока едва превышает 34 тысячи тонн или 39% от потребности.

В целях увеличения производства молока ведётся работа по дальнейшему развитию молочно-товарных ферм. В Семее должны вступить в строй 2 фермы, для которых уже приобретено оборудование, маточное поголовье КРС. Данным хозяйствам для укрепления кормовой базы земельной комиссией города выделены и оформлены орошаемые земли.

В целях развития индустриальной инфраструктуры предпринимаются усилия по размещению завода по производству тормозных колодок для железнодорожного подвижного состава и производства по утилизации медицинского оборудования и отходов, а также производство по выпуску пенобетонных изделий.

Далее аким города рассказал о продвижении проектов по реконструкции тепловых сетей. Эти проекты являются переходящими с прошлого года и их окончательная реализация планируется на 2016 год.

В заключение брифинга, журналисты областных СМИ пожелали Ермаку Салимову и в его лице всем семейчанам успехов в 2016 году и свершения всех намеченных планов по дальнейшему развитию города.

СЕРГЕЙ МИХЕЕВ