ЛЕБЕДИНАЯ ПЕСНЯ ЗАМЕСТИТЕЛЯ АКИМА

Газета "Flash!"

22 ноября 2015 года на пенсию ушла заместитель акима г. усть-каменогорска Булбул Бакинова. об этом событии было сообщено на одном из городских интернет-сайтов. как следует из этой информации, проводили булбул рамазановну в торжественной обстановке. но, всё-таки, без положенной для такого случая помпезности. наверное, она бы ещё поработала.

Указания Президента о том, чтобы госслужащие пенсионного возраста сразу отправлялись на заслуженный отдых, пока ещё не стали реальностью. И Булбул Рамазановна вполне могла бы лет несколько ещё поуправлять сферой идеологии, образования, спорта, медицины, социальной защиты. Если бы не некоторые обстоятельства.

Всё дело в том, что к моменту ухода на пенсию в отношении Булбул Бакиновой уже имелся приговор Усть-Каменогорского городского суда, хотя и не вступивший в силу признавшего её виновной по ст. 307 п.2 УК РК и 361 ч.2 УК РК (использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы в целях извлечения выгод и преимуществ для других лиц, что повлекло существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства) и приговорившего её к штрафу в размере 1001 месячного расчётного показателя (1 млн. 983 тыс. 982 тенге) с конфискацией имущества и пожизненным лишением права занимать должности на государственной службе, госорганах и госучреждениях.



ВАС ИСПОРТИТ «РОДСТВЕННЫЙ ВОПРОС»

А начиналось это дело в тот момент, когда бывший аким Усть-Каменогорска Ислам Абишев решил всерьёз заняться делом пропаганды и агитации, а также укреплением имиджа исполнительной власти областного центра. А для этого была организована газета «Оскемен», позже разделившаяся на 2 газеты: «Оскемен» и «Усть-Каменогорск», издававшихся на двух языках.

Ислам Алмаханович на самом деле был прав. Ведь в таком крупном городе, как Усть-Каменогорск, не было своей официальной городской газеты. Кстати, это была уже не первая попытка создания такой газеты. Ещё в эпоху расцвета перестройки по решению горсовета начала издаваться «Городская газета». Но просуществовала «ГорГаз» лишь до середины 90-х годов.

Вторая попытка обещала быть более успешной. Ведь за дело взялся сам Ислам Абишев. Насколько нам известно, у И. Абишева были планы и по созданию городского государственного телеканала. Были выделены финансы, решены материальные вопросы, сформирован коллектив. Но вскоре Ислам Алмаханович отбыл в Астану. Новые градоначальники – Серик Таукебаев, а затем и Темирбек Касымжанов, видимо, не очень были озабочены своим собственным имиджем, а также имиджем городской власти в целом. И газета стала существовать в некотором отдалении от высшего политического олимпа города.

Но всё это присказка. А суть дела в том, что эти газеты издавались ТОО Шаhар», которое было создано государством именно для этой цели. Данное ТОО подчинялось отделу внутренней политики города, а начальником этого отдела была Булбул Бакинова.

Как говорится в приговоре суда, в феврале 2013 года Б. Бакинова направила в ТОО «Шаhар» своего племянника Ш. Рамазанова, студента ВК гуманитарного колледжа, якобы для прохождения практики. По телефону она дала указание директору ТОО принять племянника на работу в качестве внештатного оператора, при этом указала, что он фактически работать не будет. Так оно и получилось. С февраля 2013 года до февраля 2015 года Рамазанов на работу не ходил, но зарплата на карточку ему регулярно поступала. В итоге набежало 359 738 тенге.

В марте 2013 года, «продолжая свой преступный умысел», как говорится в приговоре, Б. Бакинова вновь дала указание директору ТОО принять на работу И. Аманжолову. Теперь цель была уже иная: повысить таким образом зарплату М. Рамазановой, работавшей бухгалтером отдела внутренней политики. Аманжолова, являвшаяся снохой М. Рамазановой, была принята в качестве рекламного менеджера, но к работе так и не приступила. Её зарплата поступала на карточку бухгалтера ТОО «Шаhар», а затем деньги передавались М. Рамазановой. Таким образом, с марта 2013 года по январь 2015 года было получено 725 741 тенге. В январе 2015 г. Аманжолова, также по указанию Б. Бакиновой, была переведена якобы техником сайта. До марта 2015 г. ей было переведено 151 437 тенге.

В январе 2014 г. в ТОО по распоряжению Булбул Рамазановны, ставшей к этому времени уже заместителем акима города, был принят в качестве внештатного оператора М. Сыванов, её водитель. С этого момента и до марта 2015 года он получил 513 556 тенге.

Сама Булбул Бакинова виновной себя не признала. Заявила в суде, что ничего не знала. Да, она разрешила водителю устроиться ещё на одну работу, поскольку зарплата у него небольшая, но без ущерба для основной работы. О том, что он был принят в ТОО «Шаhар» и понятия не имела. Также, как ничего не знала и о приёме туда Аманжоловой. Что касается племянника, то она действительно попросила, чтобы он прошёл там практику. Но о том, что племянник продолжал там числится, тоже ничего не знала. А в суде и племянник, и водитель, и М.Рамазанова её просто оговаривают. Настоящие виновники этого преступления – директора ТОО, но они всего лишь свидетели, а вот Булбул Рамазановна из-за их навета оказалась на скамье подсудимых.

Но суд не внял такому пояснению и признал Б. Бакинову виновной. Вообще эта история могла бы и не выйти из-за кулис. Но в прошлом году по решению областного акимата практически все районные и городские государственные газеты перешли в ведение ТОО «Шыгыс Акпарат». Это организация, где одним из учредителей является акимат ВКО, занимается изданием газет «Дидар» и «Рудный Алтай», владеет типографией. В том числе под крыло «Шыгыс акпарат» перешли и газеты «Оскемен» и «Усть-Каменогорск» вместе с ТОО «Шаhар». При передаче дел и обнаружились некоторые странности с финансовыми, бухгалтерскими и кадровыми делами в ведомстве городских газет. К тому времени обстановка в этих изданиях уже накалилась до предела. Журналисты и работники других профессий месяцами не получали зарплату, накопилась огромная задолженность и по пенсионным отчислениям. Дело дошло до того, что доведённые до отчаяния безденежьем и полной безнадёгой люди грозились сброситься в воду с моста или сжечь себя. Масла в огонь подливала и просачивавшаяся информация, что в это время «приближённые» исправно получали деньги, и при этом никакой работы не выполняли.



ЗАТЯНУВШАЯСЯ АПЕЛЛЯЦИЯ

Приговор Усть-Каменогорским городским судом был вынесен 3 сентября. Б. Бакинова подала апелляционную жалобу. Но рассмотрена она была лишь … 4 декабря, спустя три месяца!

В апелляционную коллегию ВК облсуда жалоба Бакиновой поступила 22 сентября. Рассмотрение было назначено на 28 октября. Но 21 октября выходит постановление о необходимости продления данного дела до 22 ноября. Якобы в связи с выездом судьи в командировку, и необходимостью более тщательного изучения этого дела.

Довольно странно. Ничего запутанного в этом деле вроде бы нет. А если судья выезжает в командировку, то дело обычно передаётся другому служителю Фемиды. Однако и до нового установленного срока рассмотрение так и не состоялось. В конце концов, слушания назначили на 2 декабря. Но и в этот срок заседания апелляционной коллегии не было. И только 4 декабря, наконец, всё стало на свои места. Апелляционная коллегия оставила в силе приговор городского суда.

Что интересно – в этот же день (!) постановление апелляционной коллегии появилось на сайте Верховного суда. Опытные юристы говорят, что такое практически невозможно. Обычно до обнародования судебного документа проходит не менее 5 дней. А здесь – такая оперативность!

Мы не можем комментировать действия судебной власти. Почему они так затянули рассмотрение апелляционной жалобы, почему постановление появилось в свободном доступе практически мгновенно – сие нам неведомо. Мы можем лишь обратить внимание на странное совпадение фактов, дат, событий, и задаться вопросом – а было ли всё это простым совпадением?



КАК НИ В ЧЁМ НЕ БЫВАЛО

Практически все эти три месяца Булбул Рамазановна продолжала свою бурную деятельность на посту заместителя акима Усть-Каменогорска. Как будто и не было приговора 3 сентября. Конечно, Конституцией страны гарантируется презумпция невиновности, и никто не может быть признан виновным до приговора суда. А приговор считается вступившим в законную силу только после вынесения постановления апелляционной коллегии. Поэтому официально до 4 декабря Б. Бакинова не считалась осуждённой. И, естественно, до этого момента никто её не лишал, и не мог лишить права работать на государственной службе.

Но кроме дел юридических, есть ещё и нормы морали. А вот по нормам морали на этот период всё-таки, наверное, Булбул Рамазановне было бы лучше каким-то образом «лечь на дно». Она могла бы уйти в отпуск, на больничный, наверняка, и отгулы у неё имелись. Как ни крути, а некрасиво лицу, имеющему приговор по уголовному делу, пусть и не вступивший в законную силу, появляться на людях, и не просто на людях, а на публичных мероприятиях, под прицелом телекамер и фотоаппаратов, произносить красивые речи… Хотя информация о приговоре особо не афишировалась, но общественность наверняка знала об этом деле. И складывалась неловкая, нехорошая ситуация.

Впрочем, для самой Булбул Рамазановны, похоже, ничего неловкого не было. Она сидела в президиумах, приходила на пресс-конференции, вручала футболистам команды «Восток» медали, встречала в аэропорту Народного Героя, казахстанского космонавта Айдына Аимбетова, и фотографировалась рядом с ним. 22 ноября, как мы уже сообщали, Булбул Рамазановна ушла на пенсию. Ушла в ранге заместителя акима города, ещё не осуждённая, ушла как государственный служащий. А 4 декабря перед служителями Фемиды предстала уже не чиновница высокого ранга, а пенсионер. И запрет на занятие государственных должностей теперь Б. Бакиновой уже ничем не грозит, она их и так уже не будет занимать. Имущества, наверное, на ней не числится, если даже для меры пресечения – залога, обеспечением была скромная дача в садовом обществе «Титан», даже ей не принадлежащая, скорее всего, судя по фамилии владельца, это дача её родственника. Остаётся лишь штраф почти в 2 миллиона. Но, думаем, она его выплатит. Так что, уважаемые читатели, решайте сами – простым совпадением было откладывание дела, или это совсем не совпадение?



А ДЕНЬГИ ГДЕ?

При всём при этом нужно сказать, что по современным понятиям ничего особенного Булбул Рамазановна не сделала. Пристроила родственников на работу? И что здесь такого? Да сейчас везде сплошные родственники, куда ни кинь, везде «братишки» и «сестрёнки». Вон в Актюбинской области разгорелся скандал. Новый глава региона Бердыбек Сапарбаев заявил не так давно на пресс-конференции в Службе центральных коммуникаций, что заместителя акима области Сару Нуркатову уличили в кумовстве, и она подала заявление об уходе по собственному желанию. Оказывается, её сын работал сначала начальником управления по делам молодёжи, потом на его место была принята сноха чиновницы, а сын перешёл заместителем руководителя управления образования. Вместе с Сарой Нуркатовой уволились и её родственники.

«Я с ней несколько раз беседовал. Конечно, она допустила ошибку в отношении соблюдения кодекса чести государственного служащего. Она буквально несколько дней тому назад подала заявление об увольнении. Сейчас она по собственному желанию будет освобождена. Со всеми вопросами, касающимися ее деятельности, сына и снохи, мы разобрались», — рассказал Бердыбек Сапарбаев во время брифинга.

Так что устройством на «тёплые местечки» родственников сейчас никого не удивишь. Удивительно, что за это было возбуждено уголовное дело, которое дошло до суда и до реального приговора. Это первый такой случай в истории Казахстана. Конечно, особенность данной истории в том, что родственники Б. Бакиновой, и её водитель, не только были пристроены, так они ещё и совсем не работали, только деньги получали. Что интересно – на суде они все как один «слили» свою благодетельницу. При этом почему-то незаконно полученные деньги не были с них взысканы.

Возникает вопрос – а что, только делом Бакиновой так и закончится вся эта история с газетами «Оскемен» и «Усть-Каменогорск»? А где же другие миллионы тенге, которые исправно выделялись на финансирование газет из бюджета, перечислялись, но до сотрудников так и не доходили? Кто ответит за невыплаченную зарплату и за не перечисленные пенсионные взносы? Или осуждение Бакиновой – это лишь «дымовая завеса», чтобы успокоить общественное мнение и «верха» — дескать, разобрались, наказали?



СЛАВА – КПСС, НУР ОТАНУ! ПОСТРОИМ КОММУНИЗМ, КАПИТАЛИЗМ!

Моё личное мнение – с Булбул Рамазановной поступили не совсем хорошо. Она всё это время преданно пропагандировала действующую власть и существующий экономический и общественно-политический уклад жизни. Постоянно была на передовой идеологического фронта. В целом её тактика сводилась к тому, чтобы всё было «тихо-мирно», и Булбул Рамазановне это удавалось. За исключением бурного времени начала 90-х годов, крупных протестных акций или ещё каких-то общественно-политических потрясений в городе не было.

При этом ничего нового в свою работу она, по моему мнению, не принесла. Креативности, как сейчас модно говорить, было мало. Форумы, круглые столы, пышные мероприятия, флажки, шарики… Словом, больше формальной, показной части, чем реального решения проблем, которые отчуждают власть от народа, а народ от власти.

Но, несомненно, что Булбул Рамазановна как могла, пыталась внушить населению, что у нас всё хорошо. И за эту преданную службу её в самый момент завершения карьеры вот так вот наказали за действительно совершенно безобидное по современным понятиям нарушение. В сравнении с тем, что творится вокруг, Булбул Рамазановна – практически сущий ангел. Ну, получили родственники больше миллиона бюджетных денег ни за что, заставили бы их компенсировать ущерб, и этим можно было ограничиться. Но получился судебный процесс. Если его хотели сделать показательным, то нужно было привлечь к нему общественность, заклеймить нарушителя, чтобы показать, что у нас якобы ведётся непримиримая борьба с теми, кто не считается с Кодексом чести государственного служащего. А получилось, что и процесс прошёл тихо, незаметно, и Б. Бакинову постарались с миром отпустить на пенсию. Тогда кому всё это было нужно? Если уж подходить с такой принципиальностью, тогда ко всем. Что касается родственников, то не мешало бы прошерстить весь личный состав акиматов, управлений, отделов и прочих контор, в том числе и всяких государственных коммунальных предприятий, тогда интересная картина бы выяснилась, особенно в сельских районах. И если всех судить за трудоустройство родственников, тогда суды только этими делами и будут заниматься.

Ну, а уход Булбул Бакиновой – это естественный процесс смены поколений в управленческом звене. Всё меньше остаётся в системе власти тех, кто находится на руководящих постах ещё со времён Советского Союза. И это, наверное, хорошо. В самом деле, как могут руководить той же идеологией люди, которые уже однажды допустили развал государства?!

Ведь поколение Булбул Рамазановны пришло на комсомольскую и партийную работу в 70-е-80-е годы прошлого века. И главной обязанностью идеологов той поры была пропаганда идей коммунизма, идей общества социальной справедливости, коллективизма, приоритета коллективных интересов над личными, высоких нравственных ценностей, и, в конечном итоге, защита советского социалистического государства. Вступая в ряды Коммунистической партии Советского Союза, они писали в заявлении: «Прошу принять меня в ряды КПСС, так как хочу быть в первых рядах строителей коммунистического общества». Служившие в Советской Армии давали присягу, заканчивавшуюся такими словами: «Я всегда готов по приказу Советского Правительства выступить на защиту моей Родины — Союза Советских Социалистических Республик и, как воин Вооруженных Сил, я клянусь защищать ее мужественно, умело, с достоинством и честью, не щадя своей крови и самой жизни для достижения полной победы над врагами. Если же я нарушу эту мою торжественную присягу, то пусть меня постигнет суровая кара советского закона, всеобщая ненависть и презрение трудящихся».

Справились они со своей работой? Ведь Советский Союз был развален практически без всякого сопротивления со стороны советского народа. Практически никто не стал защищать советскую страну, и даже не пытался протестовать против тех же Беловежских соглашений. А это результат полного провала идеологической работы, результат полного отчуждения власти от народа. И за такую провальную работу идеологи того времени получали хорошую зарплату, квартиры, путёвки в санатории, лечились в отдельных поликлиниках, их учили за государственный счёт в Высшей партийной школе. Так кем же они были: бойцами идеологического фронта или незримыми проводниками тех сил, которые желали развалить социализм и Советский Союз?!

Поэтому когда о таких идеологах или управленцах говорят, что он или она опытные, то хочется задать встречный вопрос – а в чём их опыт? В развале государства? Смешно и грустно смотреть на тех, кто ещё чуть больше двух десятков лет назад выступал с пламенными речами, заканчивавшимися неизменными фразами: «Решения съезда КПСС – в жизнь!», «Слава КПСС!», «Да здравствует социализм и Советский Союз!», и теперь выступает с такими же пламенными речами, уже восхваляя партию «Нур Отан» и капитализм. Что это, если не полная беспринципность и приспособленчество. А чего можно ждать от приспособленцев?

Сегодня в идеологическом ведомстве областного центра уже практически нет ни одного человека, начинавшего карьеру в советское время. В основном молодые ребята. Может быть, им удастся работать более творчески, чем старшему поколению? Ведь они не отягощены виной за развал прежней страны и прежней системы. Хотя, и нынешняя система не очень располагает к творчеству. А вызовы перед новыми идеологами стоят серьёзные. Хотя бы тот же религиозный экстремизм. Да и вообще сложно вести идеологическую работу, когда народу становится всё труднее даже не жить, а выживать.

14 декабря, через 10 дней после вступления приговора в законную силу, Б. Бакинова должна встать на учёт в органах пробации, и состоять там до полного исполнения приговора. Свою лебединую песню она уже спела.

ДЕНИС ДАНИЛЕВСКИЙ