КАЗАХСТАНСКОЕ ПРОИЗВОДСТВО: РЕАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Газета "Flash!"

13 ноября в усть-каменогорске состоялось заседание круглого стола на тему: «казахстанское производство: качество. конкурентоспособность. перспективы», организованное областным партийным комитетом коммунистической народной партии казахстана.

В ходе заседания, в котором приняли участие представители областной Палаты предпринимателей, Департамента по защите прав потребителей, общественного объединения «Поколение», а также филиала политической партии «Ак Жол» и СМИ, были обсуждены вопросы, связанные с производством отечественных товаров.

ЧТО ИМЕЕМ?

Открывая заседание, народные коммунисты Восточного Казахстана следующим образом обрисовали проблему:

— Когда Казахстан вступал в Евразийский экономический союз, одним из преимуществ союза называли 170-миллионный рынок, который открывался перед нашими товарами и производителями. А получилось так, что полки казахстанских магазинов ещё больше заполнили российские и белорусские товары, да и импорт из других стран не стал меньшим, это в лучшем случае.

Казахстан ничего не смог предложить рынку ЕАЭС, за исключением не очень значимых торговых позиций, таких как алкоголь, кондитерские изделия и т.д., казахстанские производители оказались не готовы к конкуренции в рамках Евразийского экономического союза.

Открытый рынок ЕАЭС отчётливо обрисовал и производителям, и потребителям слабые стороны казахстанской экономики. Для многих предприятий вступление Казахстана в ЕАЭС стало настоящим испытанием. Высокие издержки, большая наценка, низкое качество – сделали казахстанский продукт не конкурентоспособным.

В итоге, мы потребляем импортные продукты, закупаем товары повседневного пользования в Китае и Европе, а казахстанские предприниматели тем временем банкротятся и закрывают свои производства. При любых расчётах, привезти товар из-за рубежа, заплатив все пошлины и сборы, оказывается выгоднее, чем налаживать собственное производство этого товара в Казахстане.

В годы экономического процветания государство вкладывало огромные средства в развитие крупных прорывных проектов, справедливо считая, что именно они способны стать локомотивом экономики и помочь уйти от сырьевой зависимости. Тогда как средние и мелкие производители практически не получили никаких преференций от государства.

Но проекты программы форсированного индустриально-инновационного развития по диверсификации экономики не дали ожидаемых результатов. Многие «прорывные» предприятия так и не заработали на полную мощность, а часть и вовсе провалилась.

Не случилось качественного рывка и в сельском хозяйстве. Программами по поддержке сельхозпроизводителей могли воспользоваться в основном крупные хозяйства, тогда как мелкие и средние аграрии не получили финансирования из-за завышенных требований банков.

Не были разработаны эффективные механизмы по реализации произведённой продукции малыми хозяйствами или частными подворьями.

В итоге, казахстанские производители оказались не готовы к происходящим экономическим и интеграционным процессам. Ситуацию усугубляет отсутствие структур, напрямую отвечающих за развитие экспорта сельскохозяйственной переработанной продукции. Отечественные бизнесмены не смогли предложить покупателю конкурентный товар, и для этого имеется ряд причин:

— Дорогие кредиты. Казахстанские банки, в первую очередь – это инструменты обогащения, а потом уже инструмент экономики и бизнеса.

— Издержки бизнеса. Количество прямых, официальных издержек в виде налогов, плюс множество неофициальных издержек, т.е. взяток и «откатов», делают товар либо экономически невыгодным, либо очень дорогим.

— Отсутствие квалифицированной рабочей силы. Уровень образования молодых специалистов не соответствует современным требованиям.

— Девальвация тенге. Здесь комментарии излишни, и так всё понятно.

После вступления в ЕАЭС предполагалось, что наша экономика укрепится, а товаропроизводители научатся работать в условиях острой конкуренции. Но в рамках евразийской интеграции, национальные производители остались в том же плачевном состоянии, что и до неё.

Теперь отечественную экономику ожидает очередное испытание – ВТО (Всемирная торговая организация). Вхождение в эту организацию, находящуюся под полным контролем ведущих мировых финансово-экономических институтов (МВФ, МБРР и т.д.) и наиболее развитых промышленных стран, нельзя назвать хорошей перспективой. Отмена ввозных пошлин — если сначала для рядового потребителя это будет благом в виде снижения цен на ряд импортных товаров, то нашим производителям придётся туго, причём намного хуже, чем в условиях ЕАЭС. Требования к готовой продукции в рамках ВТО очень высокие и ратовать на то, что мы сможем вывести нашу продукцию на интересные нам рынки – крайне проблематично. По сути, вхождение в эту международную организацию ещё более усилит процесс превращения нашей страны в подобие «банановой» республики, где вместо бананов, останутся присутствовать лишь жалкое количество казахстанских хозяйственных отраслей – минеральное сырьё, металлы, возможно, зерно. И это всё, что мы сможем предложить!

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯД

НА ПРОБЛЕМЫ

После столь безрадостной картины по общему состоянию отечественной экономики, обрисованной народными коммунистами Восточного Казахстана, слово взяли другие участники обсуждения. Они представили широкую палитру мнений. Вот некоторые выдержки из их выступлений.

Оксана Желякова, заместитель директора Палаты предпринимателей ВКО:

— Я не согласна с пессимизмом народных коммунистов относительно развития бизнеса и экономики, и считаю, что в целом ситуация по отечественному товаропроизводству не столь критична, как это хотят представить некоторые. Скажу о положении бизнеса в нашей области. Всего в экономике ВКО заняты около 700 тысяч человек, что составляет 95% занятости экономически активного населения. Из них, каждый второй занят оказанием услуг населению, в том числе 30% в оптовой и розничной торговле; ремонте автомобилей; каждый пятый занят производством продукции сельского хозяйства; каждый шестой работает на предприятиях промышленности и строительства. На частном бизнесе лежит практически вся торговля и сфера услуг населению – общепит, общественный транспорт, парикмахерские, и тому подобное. Качество этих услуг всё время растёт и намного превосходит уровень советской эпохи, хотя, нужно признать, всё ещё не приблизился к уровню развитых стран мира. При этом нужно учитывать, что нашим бизнес-отношениям лишь четверть века, бизнес только встаёт на ноги, и если ему не мешать, порой чрезмерным и не всегда оправданным контролём, не возлагать на него излишнее налоговое и тарифное бремя и прочие отчисления, то отечественный частный товаро и –услуго производитель вполне может в скором времени давать конкурентоспособную продукцию и услуги, согласно формуле: качество = стоимость.

Яков Безматерных, департамент по защите прав потребителей:

— Я тоже не во всём разделяю критику в адрес отечественной экономики и считаю, что помимо критики, нужно вносить и позитивные предложения, связанные с её развитием. Например, мне видится, что нужно скорыми темпами поднимать лёгкую промышленность и другие, связанные с ней отрасли, из которых мы неоправданно «скоропостижно ушли» в постсоветское время. Сейчас в области нет каких либо заметных предприятий этого сектора. А ведь мировая экономическая история учит, что лёгкая промышленность всегда служила тем локомотивом, на базе которого возможно быстрое накопление капиталов, их быстрый оборот. К тому же, эта отрасль способна привлечь значительные трудовые ресурсы, то есть, снизить проблему занятости населения. Если бы правительство уделило этому сектору экономики достаточное внимание, прежде всего, помогло финансами и доступными кредитами, то эффект от этого сегмента экономики мог бы быть не менее, а возможно и более быстрым и результативным, чем даже от сельского хозяйства, которым вроде как стали серьёзно заниматься в последнее время в области.

Индира Какимова, институт анализа и прогнозирования ВКО, журналист:

— При всей справедливости вывода о недостаточной развитости нашего товаропроизводства, за исключением, возможно, добывающих и металлургических отраслей, нужно заметить, что к такой однобокости экономики нас привёл весь, более чем двадцатилетний опыт, строительства «свободных рыночных отношений». При этом все балансы развития экономики решал узкий круг отечественной бизнес-элиты, которая крутится в основном между спекулятивной перепродажей импортных товаров и реализацией на экспорт минерального сырья. Эта промышленно-торговая элита не умеет и не стремится развивать другие отрасли экономики. Видимо, ей хватает доходов от наиболее востребованных на мировом рынке отраслей.

Что же касается среднего и малого бизнеса, то многие проблемы здесь сосредоточены не в плоскости высоких прямых налогов, они, кстати, вполне щадящие, а происходят от высокого уровня коррумпированности. Все эти «откаты», замаскированный протекционизм при проведении тендеров по закупкам и заказам, ведут в итоге к значительному удорожанию продукции, и, в конечном счёте, её не конкурентоспособности.

Буркут Султанов, филиал партии «Ак жол»:

— По своему опыту посещений объектов среднего и малого бизнеса, могу сказать, что производство на таких предприятиях развивается. Всё новые виды продукции осваивают наши предприниматели. И эта тенденция могла бы быть ещё более весомой, если бы не присутствие тормозящих этот процесс явлений, которые до сих пор не устранены. Я имею в виду – коррупционную составляющую и отсутствие надлежащих социальных лифтов. Всё это препятствует притоку новых технологий в нашу экономику, сдерживает потенциал молодёжи, которая и является, прежде всего, носителем свежих идей и подходов в хозяйственной деятельности. Назрела смена поколений в управленческой среде чиновников и хозяйственников. Возможно, следует присмотреться к опыту других стран по этому вопросу. Скажем, обратить внимание на успешный пример по обузданию негативных явлений, той же коррупции, как это происходило в Грузии, при президентстве там М. Саакашвили. При всей своей неоднозначности в политике, этот человек сумел принести своей стране положительный опыт по борьбе с, казалось бы, неодолимым злом.

Сергей Михеев, ВК обком КНПК:

— В рамках подготовки к данному заседанию, работники обкома провели соцопрос населения на улицах областного центра по рассматриваемой теме. Всего было опрошено 76 человек. На первый вопрос: – Вы покупаете казахстанские товары? — все до единого отвечали – Да! Но когда вопрос уточнялся – какие товары казахстанского производства Вы покупаете и довольны ли Вы качеством казахстанских товаров? — выяснилось, что люди имели в виду под определением «казахстанский товар» лишь продукты питания. По ним оценка населения выглядит вполне достойно. Все опрошенные высказались в пользу отечественных продуктов, как по качеству, так и по цене (Опрос проводился, когда цены на прилавках только начинали своё головокружительное восхождение, которое продолжается и поныне). Даже продукты российского и белорусского производства оценивались нашими гражданами ниже. Если к этому прибавить, что за последнее время в области наблюдается определённый рост производства наиболее важных продуктов (молочных, мясных), то с этой стороны дела с производством отечественной продукции обстоят как будто бы не столь критично. К тому же нужно учитывать, что в особенности за последний год, областные власти предприняли несколько действительно энергичных шагов по активизации сельскохозяйственного производства и уже сейчас можно констатировать, что область по наиболее значимым продуктам (хлебные изделия, часть молочной продукции, многие позиции по овощам) не столь остро нуждается в импорте. Другое дело, что эта отрасль хозяйства ВКО ещё пока не вышла на экспортный потенциал, к чему есть причины (неудовлетворительное положение с получением международных сертификатов, не полное соответствие стандартам качества и т.д.). К тому же, не будем забывать про один очень существенный момент, на который как то не придирчиво обращают внимание покупатели «отечественных» продуктов – это процент содержания в готовой пищевой продукции, выходящей под казахстанской маркировкой, собственного сырья в них. Не секрет, что во многих продуктах, ну возьмём хотя бы колбасу, значительное количество импортного мяса и прочих добавок. Иногда настолько много, что от казахстанского наполнения остаётся лишь обёртка с маркировкой – «сделано в Казахстане». То же можно сказать и по молочным и иным продуктам питания. То есть, даже в практически единственном секторе потребления, в котором присутствует собственное производство, нам ещё далеко до полной продовольственной безопасности, но движения определённые присутствуют. Чего нельзя признать за не продовольственным сегментом.

Когда речь при соцопросе зашла о наполняемости местного рынка не продовольственными товарами казахстанского производства, то ни один респондент (!?) не смог внятно ответить – когда и при каких обстоятельствах он покупал вещи, бытовую технику, посуду, обувь и другие товары широкого потребления, выпущенные в Казахстане.

Отсюда вывод – эти отрасли по выпуску товаров широкого спроса для населения в нашей стране практически отсутствуют.

Осталось лишь вспоминать те времена из советской действительности, когда в областном городе функционировали многие предприятия помимо металлургических комбинатов – фабрика по выпуску одежды «Рассвет», комбинат шёлковых тканей (КШТ), завод приборов и десятки более малых предприятий по выпуску разнообразных товаров ширпотреба. Сейчас относительно крупных производств по выпуску промышленных товаров в Усть-Каменогорске практически нет, за исключением завода по выпуску автомобилей «Азия Авто». Не лучшим выглядит и другая столица казахстанского Востока – г. Семей. В ходе недавнего обсуждения этого вопроса с акимом города Семей Ермаком Салимовым, он также не смог донести положительные примеры развития промышленности этого города. «Кожмехкомбинат» не может даже близко приблизиться на проектную мощность производства из-за нехватки сырья. Другие, некогда гиганты союзного или республиканского значения – Семейский мясокомбинат, завод стройматериалов, также влачат жалкое существование. Такие примеры по неудовлетворительному развитию отечественного производства только по ВКО можно было бы продолжать бесконечно долго.

Подводя итоги обмену мнениями по поводу состояния современного казахстанского производства и его конкурентоспособности, Сергей Михеев продолжил:

— Прозвучавшие на этом заседании оценки казахстанского производства, с одной стороны показывают, что единого мнения по этому вопросу нет. С другой стороны, это говорит, что в обществе обсуждаются несколько моделей по перспективам развития экономики. Этот факт доказывает, что общество искренне переживает и хочет участвовать в выработке перспективной экономической политики государства. Это отрадный факт и за это можно поблагодарить всех участников данного заседания.

Можно добавить, что народные коммунисты последовательно выступают за расширение и углубление интеграции казахстанской экономики в рамках международного и регионального экономического сотрудничества. При этом, выступают за то, чтобы такая интеграция была не однобокой, не превращала бы нашу страну в сырьевой придаток развитых стран.

Другой вопрос, какую экономику и отечественное производство мы хотим видеть? На этот вопрос существует много возможных вариантов развития. В этой связи хочется поделиться с присутствующими своей версией.

Нужно исходить из главного – основным ресурсом нашей страны является большая территория и недра земли. Именно этими конкурентными преимуществами и должна пользоваться отечественная экономика. Наша основная экономическая ниша в обозримом будущем всё равно будет опираться именно на этот ресурс. Нам трудно быть подобием «мастерской» для международной торговли, наподобие Европы, Китая или азиатских «тигров». Просто нам нужно проявить политическую волю, научится, наконец, рационально и по справедливости перераспределять доходы от сырьевых отраслей. Обратить, наконец, внимание на другие секторы экономики, развивать, пусть на первых порах и не на экспортном уровне, производство для внутреннего потребления – лёгкую, пищевую, строительную, местную промышленность. И не нужно строить иллюзий по поводу выпуска компьютеров, самолётов и сложной бытовой техники. В обозримом будущем эти отрасли для нас останутся не возможными.

С первой задачей – наладкой вполне развитой горно – добывающей, нефтяной и металлургической промышленности Казахстан за годы независимости в целом справился. Это позволило стране встать на ноги, заняться социальными программами. Сейчас пришёл черёд возрождению сельского хозяйства. Но вот следующая фаза развития – индустриально-инновационная, несмотря на все громкие заявления о ней, пока не удаётся. Оказалось, что эта задача неимоверно более трудная, чем простое восстановление отраслей из эпохи прежней индустриализации. Сейчас в развитых странах время постиндустриальное и наша первая попытка одним рывком ворваться в эту эпоху пока терпит неудачу. Значит, нужно переходить к плановой осаде. Для этого потребуется многое, но главным будет умение правительства мотивировать общество на этот путь, преодолеть отчуждение трудящихся от результатов их труда, дать им, наконец, такие возможности, чтобы они стали не просто равнодушными исполнителями, но и самыми заинтересованными участниками такой экономической политики».

ВЛАДИМИР САХАРОВ