СТАНЕТ ЛИ ПОЛИЦИЯ БЛИЖЕ К НАРОДУ?

Газета "Flash!"

Этот риторический вопрос задают многие казахстанцы. Ни для кого не секрет, что работа полицейских сегодня не удовлетворяет общество. Полицию нынче, пожалуй, больше боятся и стараются с ней не связываться, чем ей доверяют. Волокита и равнодушие при расследовании, хамское отношение к задержанным, случаи избиения и даже пыток, фабрикация дел, коррупция – всё это стало уже обыденным, таким вопиющим фактам уже никто не удивляется.

Даже самого ближнего к народу представителя полиции – своего участкового, народ зачастую не знает ни в лицо, но по фамилии. Ну, а полицейский в жилете и с жезлом, стоящий на дороге, давно уже стал предметом насмешек и анекдотов.

Похоже, такое положение вызвало озабоченность на самом верху. И реформа правоохранительных органов вошла составной частью в План нации «100 шагов», стала одним из важных звеньев пяти институциональных реформ, инициированных Президентом. В этом направлении важную роль должно сыграть создание муниципальной полиции.

В Усть-Каменогорске была проведена пресс-конференция по разъяснению изменений в Закон о полиции, касающихся создания муниципальных подразделений органов правопорядка.

На пресс- конференции присутствовали заместитель акима города Булбул Бакинова и заместитель начальника Управления административной полиции ДВД ВКО полковник полиции Ерлан Карменов, которые объяснили нынешнее положение законов и ответили на вопросы.

— Что меняется в структуре и форме работы полиции? И для чего?

-Безусловно, меняется сама структура и форма работы, чтобы был общественный порядок. В этом направлении повышается ответственность местных исполнительных органов. Все эти вопросы пока разрабатываются. Сейчас у нас эффективно работают школьные инспектора. Идет снижение подростковой преступности. Также увеличилось количество камер наблюдения на улице. Это говорит о том, что мы чего-то добились. Работая сообща, мы можем сделать все. Изменения внесены в целях укрепления общественного правопорядка и профилактики преступности, повышения уровня доверия населения к деятельности органов внутренних дел, для обеспечения прозрачности работы.

— Что конкретно будет сделано, когда появится местная полиция?

— Будет проводиться же работа, но теперь в неё будут включены местные власти, т.е. работать будем сообща. Такая совместная работа уже ведётся. Например, благодаря совместным усилиям с отделом образования, мы сделали так, чтобы сотовые телефоны учащиеся оставляли в специальных ящиках. До этого было очень много краж сотовых телефонов в школах. Так мы уменьшили эти правонарушения. И теперь в больницах мы проводим такую работу, в гардеробах и т.д. И таких направлений, где можно объединить усилия полиции и местных органов — очень много.

— Есть областной начальник УВД, есть городской, и еще местный будет? Так сколько начальников теперь?

— Начальник будет один, а остальные будут заместителями начальника УВД г. Усть-Каменогорска. Начальник местной полиции будет предлагаться министром внутренних дел, назначаться акимом соответствующей административно-территориальной единицы с согласия депутатов маслихата. Депутаты могут и отклонить предложенную кандидатуру Срок его полномочий — до 5 лет. Такой порядок повысит ответственность как руководства полиции, так и всего личного состава.

— Как часто будут проходить отчёты?

— Два раза в год перед акиматом и маслихатом и один раз в год перед населением. Будут учитываться предложения населения. А участковые инспектора будут отчитываться перед жителями своей закреплённой территории один раз в квартал.

— Какие ещё меры предусмотрены, чтобы повысить прозрачность работы?

— Создание системы общественных советов и общественных наблюдательных комиссий по рассмотрению жалоб граждан на действия полицейских, нарушающих этические нормы. Статус и полномочия общественных советов будут законодательно закреплены в скором времени. Будет создан интернет-портал на основе национальной информационной системы карт уголовных правонарушении. На карте будут отмечаться все совершаемые уголовные правонарушения. Это позволит общественности контролировать эффективность работы органов внутренних дел. Шаблон этой карты мы уже получили. И соответствующему отделу дали поручение, чтобы разрабатывали эту электронную карту.

— Какое количество полицейских войдут в местную полицию?

— Около 2000, это по области. В их число входят участковые, приемники-распределители, ювенальная, природоохранная, дорожно-патрульная полиция (ДПП) и т.д. ДПП у нас в девяти районах — это Усть-Каменогорск, Семей, Риддер, Зыряновск, Шемонаиха, Аягоз, Урджар, Курчатов и Зайсан. Участковые, школьные и природоохранные инспектора имеются во всех районах и городах. Участковых инспекторов по делам несовершеннолетних – 66, школьных инспекторов – 212, природоохранная полиция – 37, ДПП – 988.

— Будут ли какие-то изменения для самих сотрудников?

— Никаких изменений не будет. Заработная плата, форма, все положения о прохождении службы, звания и т.д. остаются такими же. Новых зданий тоже не будет.

— Есть какая- либо международная практика по созданию местной полиции?

— Есть международные практики, они был изучены. Например, в России муниципальная полиция есть. Но у нас будет своя казахстанская модель, т.е. мы не копируем с какого-то отдельно взятого государства, а разрабатываем свой проект с изучением опыта зарубежных стран.

— Что у нас делают с лицами без определённого места жительства, почему их очень много стало?

— Меры пресечения применяются, если у него вообще нет документов. Если по электронной базе выходит, что у него имеются документы, но в данный момент их нет, то мы не можем его задержать. Можем только предупреждение сделать. Должен быть повод для задержания. Для профилактики правонарушений среди лиц БОМЖ мы проводим постоянные рейды, направляем их в специальное учреждение, расположенное в Белоусовке.

Да, нужно отметить, что в последнее время предпринимаются меры, чтобы приблизить полицию к народу, а народ привлечь к более активному участию в профилактике правонарушений и охране общественного правопорядка. Так, в Алматы стартовал проект «Соседский присмотр». Суть его в том, что жители помогают полицейским в сборе сведений о притонах, скупщиках краденного, лицах, незаконно хранящих оружие, взрывчатые вещества, иные запрещенные к обороту предметы, угонщиках автомашин и гражданах, вовлекающих несовершеннолетних в антиобщественную деятельность.

Проект предполагает, что жильцы одного дома или домов одного района по договоренности друг с другом следят за правопорядком на своей территории. О замеченных нарушениях и подозрениях в их совершении граждане сообщают полиции, которая принимает оперативные меры.

Таким образом, по мнению авторов идеи, удастся повысить социальную активность, сплоченность населения, их заботу о соседях; улучшить активное взаимодействие с кооперативами собственников квартир по предупреждению правонарушений и преступлений.

Такую идею в себе несет и создание местной полиции. Но чтобы всё это воплотилось в жизнь, наверное, сами полицейские должны изменить свой подход к работе, и понимать, что они работают за бюджетные, т.е. народные деньги, и призваны служить народу. А то ведь сейчас даже полицию вызвать не так просто. Потом приходится объяснительную писать – зачем вызывал, иногда уже ранним утром участковый приходит за такой объяснительной, вроде бы как вызывавший в чём-то виноват. А уровень преступности тем временем растёт. Горожан волнуют жестокие убийства, случившиеся в последнее время, разбойные нападения, в том числе в вечернее время, в магазинах. Люди говорят, что не чувствуют себя защищёнными. При этом, несмотря на кризис, многое делается для оснащения полиции всем необходимым, чтобы стражи правопорядка эффективно противостояли преступности.

Путь к взаимному доверию полиции и народа ещё впереди. Наверное, он будет непростым. Но главное – начать, сделать первый шаг.

АЙЗАДА АДЫЛБАЕВА

ЕКАТЕРИНА КОЛОМИЙЦЕВА