Сколько лет оплата услуг отопления производится по солидарной и публичной схеме — на всех потребителей услуг единый тариф с квадрата пола помещения (пол). Как гранитный утес стоит незыблемо в бушующем море рынка это коммунальное правило. Сам тариф, правда, менялся по системе оплаты.
Сначала тариф был оплатой с квадрата только жилой (или с расчетной отапливаемой) площади. Затем какие — то умники из команды рыночников-экономистов сумели слегка изменить это правило, и сделали не отапливаемый или частично отапливаемый, и даже очень холодный пол отапливаемым, незаметно заменив слово «Жилая» — на слово «Общая». Вот так, используя демагогию слов, и единицы коммунального измерения, внедрилась в оплату дополнительная, или подсобная не отапливая площадь помещения. К тому же, как раз, кстати, галопом скачущие цены рынка, исказили и скрыли рост тарифа.
Есть ещё одна проблема. Мощность установленных электроприборов в квартирах возросла с одного киловатта ( по нормам Правил устройства электроустановок 1960 года) до восьми киловатт на квартиру сегодня, а сила тока предохранителей с 5 ампер до 18 ампер и более. Если по правилам, то всю электропроводку надо менять. Изоляция проводов давно пропала, провода греются. А это огромные потери электричества и безудержный рост тарифа.
Шло время, рынок коммунальных услуг не поспевал за базарным ростом цен, а тут еще и правило «КУПИ-ПРОДАЙ», притом очень быстро, так как маржа любит быстроту и обман. Услуга отопления не вписалась в формулу «Купи-продай», она имеет длинный путь денежного оборота, и, самое главное — переменную величину, которая зависит от погоды. Очень морозный день требует много тепла, а в теплые дни можно и не топить. Кроме этого, ЖКХ и энергетики полностью игнорируют массивность наружных ограждающих конструкций. Конструкции большой массивности долго сохраняют тепло во времени, намного дольше ограждений с малой инертностью.
Вот тут и пригодился ушлым энергетикам выдуманный ими график температур, в диапазоне от плюс восьми до минус сорока градусов. Этой теорией тут же воспользовались хитрецы энергетики в свою пользу. И стали крутить теперь свои задвижки как им надо в свою пользу и обманывать потребителей услуг. А что делать потребителям услуг отопления, если они не имеют регулировочных кранов? Вот так потребители попали в кабалу от центрального теплоснабжения. Например, больше полгода эта услуга ни кому не нужна, а если затяжная теплая погода, то отопительный период (сезон) можно начать в конце ноября и окончить в конце марта. В малых котельных можно отправить в неоплачиваемые отпуска весь персонал, оставив дежурных или сторожей. Поэтому малые котельные очень выгодны экономически и они очень живучие. Временных работников увольняли, а кадровых переводили на сокращенный рабочий день, на ремонтные работы летом или неоплачиваемый отпуск. А как поступать на огромных котельных? Ведь именно летом им надо заниматься ремонтом и техническим обслуживанием, привлекать со стороны новых специалистов, да и уволить машинистов и других классных специалистов нет возможности (они не кочегары, и стоят дорого), нужны круглый год. Еще народ требует летом горячую воду на бытовые цели: умываться, мыть посуду, стираться, принимать ванну и душ. Даже газ и электричество не решает проблемы. А тут соседи — павлодарцы, да и устькаменогорцы — ехидно сумели подначить, что у них не котельные, а ТЭЦ (теплоэлектроцентраль), а не простая тепловая электростанция ТЭС. Именно на ТЭЦ кроме электрической энергии получают дармовое (бесплатное) тепло обработанного пара, превращая технологический пар в горячую воду на отопление и бытовое потребление. Именно поэтому ТЭЦ выгоднее простых котельных (ТЭС) и тем более огромных районных котельных, имеющие длинные многокилометровые тепловые сети. Чем короче зима, и чем короче маршрут доставки услуг до потребителя, тем выгоднее малые топочные. Однако, не смотря на это, кое-где местными властями (к примеру, Семея) ставится в приоритет строительство громадной ТЭЦ-3, вместо экономичных малых ТЭЦ. Видимо надеясь, что родное государство всегда сможет помочь из бюджета выделить средства на ремонт и закупку топлива для этой новой ТЭЦ. Впрочем, семейские руководители уже привыкли к миллиардным поступлениям для решения отопительных проблем города. Теперь их уже трудно перевоспитать. В данном случае вызывает удивление еще и тот факт, что строить новую ТЭЦ собираются китайские инвесторы. У нас что, уже нет возможности самостоятельно построить такой обычный объект, как простая теплоэлектроцентраль? Мы, теперь, наверное, способны только на возведение торговых домов.
АЛЕКСАНДР ФАДЕЕВ
От редакции. Публикуя размышления нашего постоянного автора из Семея, мы предполагаем, что его точка зрения на проект строительства ТЭЦ-3 не вызовет большой поддержки у семейчан. Наверное, горожане выстрадали эту ТЭЦ, и ждут её, чтобы закрыть вопрос с проблемами отопления. Честно говоря, возвращаясь из командировок в Семей, я всегда с удовлетворением думал, что нам, жителям областного центра, повезло хотя бы в том, что у нас нет особых проблем ни с отоплением, ни с горячей водой. Сейчас я зайду в свою квартиру, и с дороги приму горячий душ. Для семейчан это обычное дело летом становится мечтой. В большом городе летом нет горячей воды – это даже не прошлый век.
С возведением ТЭЦ и семейчане наконец-то обретут все блага цивилизации, чего я землякам от всей души желаю. Взять же курс на небольшие ТЭС или ТЭЦ и котельные — это возврат к прошлому, когда в городе было около двух сотен котельных, это и загрязнение воздуха чадящими трубами, ведь котельные располагаются посреди жилых комплексов. Весьма спорна и точка зрения автора об экономической выгодности небольших теплоэлектростанций. При производстве большого объёма продукции, в данном случае тепловой энергии, себестоимость всегда ниже, чем при маленьких объёмах. Если взять зарплату, то пять-десять дежурных на большой ТЭЦ обслуживают огромный отапливаемый массив. При маленьких теплоисточниках почти такое же количество персонала необходимо на каждую малую ТЭЦ или котельную. В Усть-Каменогорске это уже давно пройденный этап. Тарифы на локальных котельных были на порядок выше, чем тарифы на ТЭЦ. И только когда котельные вошли в состав городских тепловых сетей, их тариф «разбросали» на весь город, и люди вздохнули с облегчением. Важен и социальный вопрос. Кадровый работник, трудящийся на постоянной основе, будет работать более эффективно и сознательно, чем сезонный работник, кочегар, как пишет автор. Плюсов у будущей ТЭЦ гораздо больше. Тем не менее, и точка зрения, не одобряющая строительство ТЭЦ, имеет право на существование, поэтому мы и публикуем материал в порядке дискуссии.
с чем можно согласиться, так это с недоумением, что тэц будут строить на деньги китайских инвесторов и под руководством китайцев. Действительно, неужели мы сами не можем осилить такую в общем-то обычную стройку?