МЕТАЛЛУРГИ ОГНЯ НЕ БОЯТСЯ

Газета "Flash!"

Металлурги – особая профессия. Наверное, их можно считать своеобразными гвардейцами тяжёлой индустрии. В одной из песен, посвящённых металлургам, их называют «братья по огню». Да, не каждый может стать металлургом, а только человек сильный и телом, и, самое главное – духом.

О трудностях и особенностях работы «огненного братства» хорошо знает самый заслуженный металлург страны, Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Вот как рассказывает Нурсултан Абишевич о своей металлургической молодости в книге воспоминаний «Нурсултан Назарбаев: без правых и левых»:

«Начал я чугунщиком, потом меня поставили четвёртым горновым. Что такое труд горнового? Это опять – таки тяжёлый лом, чтобы скрап разбить, да широкая лопата, чтобы его вытащить. А там внутри, ад, температура около 2000 градусов. Да ещё газ, пыль. Нагрузка на ребят выпала страшная. Режим выпуска металла не оставляет возможности ни жаловаться, ни передохнуть – на себя надейся. Сноровки не хватает: металл часто застывает, авария за аварией. И приходится в асбестовых халатах лезть прямо в пламя, чтобы вытащить оттуда поломавшееся оборудование. За смену выпиваешь полведра солёной воды, и столько же потом из тебя вытекает. После работы полчаса приходишь в себя под холодным душем».

Нурсултан Абишевич вспоминает, что тогда, в молодости, он дал себе клятву: умру здесь, сгорю, но выстою. «С этой клятвой я держался. Выстояли со мной и многие мои товарищи, стали высококвалифицированными специалистами, известными металлургами. Те, кто остался, постепенно втянулись, пообвыклись. И я не умер – довольно быстро восстановил полученный ещё в училище восьмой разряд, а через полгода меня уже вторым горновым поставили. А ведь есть такое железное правило (металлурги мне соврать не дадут): чтобы вести процесс и всю бригаду на горне, требуется минимум лет десять».

Вот так выковывался характер руководителя страны. Полученная металлургическая закалка помогла выстоять Президенту Казахстана и в период тяжелейших политических и экономических испытаний, провести страну и общество через бурю без потерь и потрясений.

Сегодня условия труда металлургов, конечно, отличаются от тех, в которых начинал свой трудовой путь Нурсултан Назарбаев. Но металлургия остается уделом крепких, сильных и бесстрашных людей. Металлурги, как и раньше, не боятся огня. Огонь – это их стихия, ведь в огне рождается металл.

Не боятся огня металлурги не только в производственном цехе. Оператор пылегазоулавливающих установок отделения пылеулавливания химико-металлургического цеха свинцового завода Усть-Каменогорского металлургического комплекса ТОО «Казцинк» Вячеслав Богданов не побоялся войти в огонь, когда нужно было спасти человека при пожаре.

Не задумывался он ни об опасности, ни о наградах, когда на руках выносил из горящей квартиры пенсионерку. Он просто знал, что в огне остались люди и их нужно спасать.

Пожар в соседней квартире начался ночью, и на тот момент на помощь уже торопились пожарные. Но дым становился все гуще, и Вячеслав Богданов понял – медлить нельзя. Топором он выломал дверь, внутри бушевала огненная стихия. Никто, кроме него, не рискнул войти в горящую квартиру. Через несколько минут Вячеслав вынес из огня 83-летнюю женщину…

Потом позже, на все досужие вопросы он отвечал…

– А как же иначе, если кому-то нужна помощь!

Поступил бы я так еще раз? Без сомнения, да. Каждый настоящий мужчина поступил бы точно так же…

Не всегда, и не каждый, потому-то, поступок Вячеслава Богданова, оценили не единожды.

– Как говорится, не перевелись еще богатыри, смелые люди, просто хорошие ребята. Большое спасибо Вячеславу за такую отвагу, — сказал заместитель начальника Департамента по ЧС ВКО Юрий Маметьев, когда вручал Вячеславу Евгеньевичу нагрудный знак за мужество и самоотверженность от министра по чрезвычайным ситуациям РК Владимира Божко.

Еще, тогда прозвучала одна важная и справедливая мысль, что в компании, в коллективе «казцинковцев» живет, сохраняется и поддерживается здоровый патриотический дух, дух сострадания и переживания, когда людям небезразличны горе других, и они всегда готовы протянуть руку помощи.

В день государственных символов 4 июня он получил награду в номинации «Бейбіт күннің батыры» и благодарственные слова от акима Усть-Каменогорска Темирбека Касымжанова.

А коллеги говорят о Вячеславе, что он – спасатель по призванию, и своим поступком еще раз доказал, что не в его правилах оставаться в стороне от чужой беды.

Совсем юным пареньком, в теперь уже далёком 1978 году, Вячеслав Богданов пришёл тогда еще на Усть-Каменогорский свинцово-цинковый комбинат. Вопроса выбора профессии у него не стояло – здесь работал его отец, Богданов Евгений Александрович.

— Отец стал работать на СЦК сразу после армии, и отсюда ушёл на пенсию, у него всего одна запись в трудовой книжке. И я сразу решил пойти по отцовским стопам.

Так на комбинате образовалась ещё одна трудовая династия. Здесь же трудилась и сестра Вячеслава – Надежда.

— В этом году в марте она ушла на пенсию, работала в лаборатории, — рассказывает Вячеслав Евгеньевич.

Работа ему сразу понравилась. Осваивать премудрости профессии помогал весь коллектив. С особой благодарностью Вячеслав Евгеньевич вспоминает своих первых наставников.

— Да, коллектив у нас и был, и остаётся замечательным. Опытные работники стали моими наставниками. Василий Иванович Горбатов, Виктор Фёдорович Еланцев передавали мне свои знания и опыт, хорошо учили, но и строго спрашивали. А как иначе? Особую ответственность на меня возлагал и тот факт, что мы работали в одном цехе с моим отцом. Он работал посменно, а я на первых порах только в дневной смене. Отец пользовался огромным авторитетом и уважением в цехе, и разве мог я плохо работать?

Постепенно Вячеслав Богданов становился высококвалифицированным специалистом. Начинал со второго разряда и дошёл до высшего.

— Я горжусь своей профессией. Ведь мы очищаем воздушный бассейн города. Чистый газ уходит в трубу, а все примеси из плавильного цеха, цеха рафинации, других производств улавливаются здесь, в нашем цехе, и от нас уходят на переработку.

— Вячеслав Евгеньевич, вы работаете уже почти 40 лет. Как за это время изменились условия труда?

— Изменения большие, и в лучшую сторону. Тяжёлого физического труда, как говорят, «на кувалде», сейчас гораздо меньше. Всё происходит по технологии, в цехе гораздо чище, приятнее. Всё-таки, на календаре XXI век.

— Расскажите о своих коллегах.

— В смене нас шесть человек, мы распределены по четырём отделениям. Все ребята – прекрасные специалисты и хорошие люди. В таком коллективе приятно работать. В цехе многие учатся в высших учебных заведениях, повышают свой образовательный и профессиональный уровень.

— Теперь уже Вам приходится быть наставником. Что Вы скажете о молодом поколении?

— Ребята приходят с желанием научиться профессии. Работать в «Казцинке» хотели бы многие, у нас стабильный и хороший заработок, хорошие условия труда, социальная поддержка, большое внимание уделяется вопросам быта работников, питания, спецодежды, культуры производства. Хорошо, что постепенно проходят времена «купи-продай», и молодёжь начинает понимать ценность и необходимость рабочих профессий. Всё, что я знаю и умею, стремлюсь передать молодым. Как и другие наставники, готовлю ребят, потом они сдают экзамен, получают разряд, и приступают к самостоятельной работе. Всё движется, не стоит на месте, и уже моему поколению будет, кому передать эстафету.



ДЕНИС ДАНИЛЕВСКИЙ,

НАТАЛЬЯ ШАЙДУЛЛИНА