Когда 14 сентября 1960 года в Усть-Каменогорске в торжественной обстановке была введена в эксплуатацию первая очередь трамвайного сообщения, никто из очевидцев этого знаменательного события и не подозревал, какие страсти разгорятся вокруг трамвайного парка через 40 с небольшим лет. Многие горожане, наблюдающие за разборками в трамвайном парке через публикации в СМИ, до сих пор так и не поймут — а в чем суть?
В середине 90-х годов прошлого века трамвайный парк Усть-Каменогорска стал первым частным трамвайным парком на территории СНГ. По имеющимся у нас сведениям, парк выкупило у госкомимущества ТОО «Ягодка». Покупка обошлась в сумму около 200 тыс. $.
В 2000 – м году вокруг парка разразился первый громкий скандал. Его суть довольно четко выразил бывший тогда акимом области Виталий Метте. Виталий Леонидович прямо сказал, что трамвай как вид транспорта нужно ликвидировать, пути разобрать, закатать все асфальтом. Улицы расширятся, станет меньше шума, не будет дребезжания в домах от стука трамвайных колес, а по расширившимся дорогам поедут дополнительные маршрутки. И стоимость проезда в них снизится с 25 до 15 тенге. Вот в маршрутках-то, похоже, весь секрет и крылся. Вероятнее всего, бывший аким продвигал их интересы. Но ликвидация трамвайного парка тогда не удалась.
А вот с 2005 года после смерти одного из акционеров и продажи своих пакетов акций двумя другими акционерами небезызвестному Эдуарду Киму в парке начались бесконечные разборки. Которые не закончились и по сей день, и которыми, похоже, умело пользуются те, кто хочет завладеть этим предприятием. И завладеть им совсем не с целью улучшить перевозку пассажиров.
Коротко об этой уже 7-летней тяжбе. Э.Ким, став владельцем 33% акций парка подает заявление в финансовую полицию, в котором обвиняет скончавшегося Ю.Им, Ю.Ли и С.Зеленкова в присвоении или растрате вверенного чужого имущества. В итоге Ли и Зеленков получают по 6 лет лишения свободы. Уголовное дело в отношении скончавшегося Ю.Им было прекращено по реабилитирующим обстоятельствам. Далее уже пошла борьба вокруг завладения акциями покойного. Через суд Э.Ким обратил взыскание на эти акции в счет возмещения ущерба. Акции были перерегистрированы на АО «Трамвайный парк» и затем выкуплены Кимом по номинальной стоимости.
Однако супруга покойного – Наталья Им – с этим мириться не стала. Она дошла до Генеральной прокуратуры и добилась вынесения протеста. Дело отправили на новое рассмотрение. В ходе повторного судебного разбирательства АО «Трамвайный парк» отказалось от иска о взыскании акций покойного Ю.Им.
Но в это время трамвайный парк уже принадлежал другому лицу. Э.Ким продал 100% акций Тофику Исмаилову. А в августе 2009 года Исмаилов отказывается от акций и продает все основные средства АО «Трамвайный парк» другим физическим и юридическим лицам. В итоге АО «Трамвайный парк» прекращает свое существование. Образуется другое предприятие – ТОО «Тахами путь», в учредители которого вошли все лица, купившие у Исмаилова имущество трамвайного парка.
– Вот так получилось, что у меня не осталось никакой возможности вернуть акции мужа, – рассказывает Наталья Им. – Ведь такого предприятия, как АО «Трамвайный парк» больше нет, оно ликвидировано. Ким вывел с баланса АО практически все имущество, немалая часть территории парка переоформлена на других лиц. Я обратилась в финансовую полицию и прокуратуру с просьбой проверить законность всех сделок, совершенных по двум подстанциям, земельным участкам и зоне отдыха «Орион», некогда принадлежавших трамвайному парку.
25 октября 2011 г. финансовая полиция по заявлению Н.Им возбуждает уголовное дело. В постановлении о возбуждении следователь пишет: «целенаправленными преступными действиями руководства АО «Трамвайный парк» и других лиц имущество АО под прикрытием неправомерного судебного решения незаконно и последовательно выведено в пользу аффилированнных лиц, что привело к тому, что АО «Трамвайный парк» осталось без каких-либо активов и впоследствии 12.03.2010 г. ликвидировано. В результате чего супруга Им Ю.С. – Н.И. Им – лишилась своего законного права собственности на часть имущества, акций АО «Трамвайный парк», ей причинен значительный материальный ущерб».
Наталья Им признана потерпевшей по этому делу. В этом же постановлении говорится, что общая стоимость основных средств трамвайного парка составляет 120 млн. 390 тыс. тенге. С такой оценкой Н.Им не согласна. «Только рельсы по цене металлолома стоят не менее 2 млн. долларов», – считает она. Наталья Им понесла не только материальный ущерб. Когда начались разборки вокруг акций ее покойного мужа, на нее тоже было возбуждено уголовное дело по статье «мошенничество», она длительное время сидела в СИЗО, пока дело не было прекращено.
– Но дело, собственно, не во мне и не в моих акциях, – говорит Наталья Им. – Пусть следствие с этим разбирается. Я с болью в сердце смотрю, как, по сути, разваливается трамвайный парк. Не обновляется подвижной состав, пути, шпалы. Хотя, когда предприятием руководили первоначальные владельцы, это все постепенно делалось. Причем, без заемных средств. Мы только один раз брали кредит на покупку нового трамвая. При таком развитии событий трамвай как вид транспорта просто перестанет существовать в Усть-Каменогорске.
– Нам просто не дают нормально работать! – возмущается генеральный директор ТОО «Тахами путь» Анатолий Успенский. – Как можно работать, когда три года идут непрерывные, непрекращающиеся проверки?! Почему дело по ущербу Наталье Игоревне возбуждено в отношении руководства АО «Трамвайный парк», а проверки идут в ТОО «Тахами путь»? Это дело является только поводом для того, чтобы направить на наше предприятие проверки. Мы не являемся правопреемниками трамвайного парка. В свое время Ким продал акции Исмаилову, а он ликвидировал свои акции, а основные средства продал учредителям «Тахами путь». Ничего незаконного в этих сделках нет. Почему уголовное дело касается трамвайного парка, а в «Тахами путь» изымается вся бухгалтерская документация, все первичные и правоустанавливающие документы?! Какое отношение бухгалтерия «Тахами путь» имеет к «Трамвайному парку»? Как можно работать без документации? Поголовные проверки идут не только у нас, они идут у всех наших поставщиков. Рядовых работников вызывают на допросы. С нами все отказываются работать. Кому хочется, чтобы к ним каждый день приходили встречные проверки? На днях мы получили письмо из типографии, которая печатает нам билеты. Они прекращают выполнять наш заказ из-за проверок. Проверки идут даже в банках, в которых мы обслуживаемся.
В рамках уголовного дела назначается комплексная налоговая проверка. Зачем проверяют полноту уплаты налогов «Тахами путь» по делу о трамвайном парке? Когда мы выразили желание ознакомиться с материалами дела и проверки, нам сказали, что «Тахами путь» … не является участником процесса! Так зачем же вы тогда проверяете предприятие, изымаете всю документацию, если ТОО даже не является участником процесса?!
В конце концов, финансовая полиция прекращает уголовное дело. Причем, прекращает республиканское Агентство. Местным, похоже, прокуратура, явившаяся инициатором этого дела, не доверяла. Поэтому дело вели сначала следователи из Семея, а потом и в республиканском Агентстве. И семейские, и местные, и астанинские финансовые полицейские пришли к единому заключению – состава преступления нет. Это гражданско-правовой спор и должен решаться в суде. Это постановление финполиция выносит 18 июня 2012 года. Однако уже 5 июля прокурор области Тулегенов это постановление отменяет. И 27 июля по постановлению прокурора возбуждается еще одно уголовное дело, по которому Исмаилов обвиняется … в рейдерском захвате трамвайного парка! Так ведь он купил эти акции у третьего лица! И опять же, при чем здесь «Тахами путь»?
Но и этим наступление на нас не ограничивается. Иск в суд подает налоговый комитет. Якобы мы целенаправленно уходим от уплаты налогов, заключая договора на перевозку пассажиров с индивидуальными предпринимателями. Во-первых, законом заключение таких договоров не запрещено. Во-вторых, все индивидуальные предприниматели зарегистрированы в налоговом комитете и уплачивают налоги. В-третьих, таким образом, мы формируем инвестиционную базу предприятия. С ИПэшниками есть договоренность, что они делают отчисления для инвестиций. Ничего противозаконного тут нет. Однако, такой же иск в интересах защиты государства подает и прокуратура. Нас просто зажали, обложили со всех сторон исками, проверками, уголовными делами.
– Анатолий Анатольевич, получается, что в такой ситуации думать о развитии предприятия и планировать что-то на будущее невозможно?
– Вы бы стали давать кредиты или работать с предприятием, которого завтра может вообще не быть? И я бы не стал. Когда мы заменили на некоторых участках шпалы, прокуратура проверяла все, вплоть до проб земли. Вот вам и развитие. Мы вложили порядка 2 млн. долларов в развитие, построили новую столовую, повысили работникам зарплату, провели капитальный ремонт контактно-кабельной сети, трамвайных путей на улицах Ворошилова, Орджоникидзе, Мызы, Бажова, пр. Независимости, пр. Абая, уложили в межрельсовом пространстве брусчатку. У нас готов большой инвестиционный план с 2009 до 2014 года. И первую часть плана мы практически выполнили. А вот дальше… В 2011 – 2014 годах мы планировали за счет кредитов, а также за счет новых проектов провести полную модернизацию вагонов с установкой новых систем управления трамваем. Это большие инвестиции, более 5,5 млн. долларов. Немало запланировано и в социальном аспекте: реконструировать места отдыха работников, построить новые бытовки, систему активного отдыха, провести дальнейшее повышение зарплаты, выдавать ежемесячно бесплатные продуктовые пакеты на сумму 6000 тенге на человека. Многое из запланированного уже было бы воплощено в жизнь...
– Поподробнее, пожалуйста, о планах по модернизации подвижного состава.
– Мы провели переговоры с нашим челябинскими партнерами. Они готовы предоставить беспроцентный кредит на 3 года на сумму в 3 млн. долларов на поставку оборудования и запасных частей для полной модернизации подвижного состава. Запланировано не закупать новые вагоны, а провести полную реконструкцию действующих. Это будет гораздо дешевле, примерно по 116 000 долларов на вагон. Самые дешевые новые трамваи производства Беларуси стоят 350 000$. Вагоны российского производства, завода в Усть-Катаве, стоят 500 000$, а чешские – около 1 млн. евро. Капитальный ремонт действующего вагона по качеству сравним с покупкой нового, технология уже отработана. Таким образом, отремонтировали 10 вагонов в Омске, 12 вагонов в Челябинске, и они работают великолепно, пассажиры довольны. Учитывая, что у нас хорошие цеха, депо, квалифицированный персонал, ремонт может обойтись и дешевле 100 тыс. $. Многие запчасти можно изготовить на месте. Мы можем модернизировать практически весь наш подвижной состав. Водители станут управлять вагоном с помощью джойстика. Ход вагона станет мягким, плавным.
– Но этим планам мешает сложившаяся вокруг трамвайного парка обстановка?
– Конечно. Поставки запчастей, оборудования и выделение средств запланированы уже на февраль 2013 года. Но вряд ли наши партнеры пойдут на это. Ведь все прекрасно видят, что нас фактически уничтожают. Вполне возможен вариант, что суд удовлетворит иски прокуратуры и налогового комитета, нас обвинят в уклонении от уплаты налогов, доначислят сумму налогов, которая будет для нас абсоютно нереальной, и через банкротство просто распродадут предприятие. При такой преспективе только безумец будет давать кредит в несколько миллионов долларов.
«Наше предприятие пережило уже не одну проверку, а результаты этих проверок нам так и неизвестны. Но, учитывая то, что к нам не было принято никаких санкций, мы делаем вывод, что у нас все в порядке. А проверки вызваны только с одной целью – парализовать работу предприятия, искусственно создать социальную напряженность, как в коллективе, так и на транспорте в целом. И это прокуратуре ВКО на сегодня удалось. С нами боятся работать партнеры, поставщики, банки. В связи с чем, мы не можем приобрести комплектующие, запасные части, а возможность провести модернизацию вообще ставится под большой вопрос. В результате незаконных действий прокуратуры ВКО, которая, казалось бы, должна наоборот следить за законностью, мы вынуждены остановить работу предприятия, не сможем выполнять свою прямую задачу – городские пассажирские перевозки – самые дешевые в области.
Убедительно прошу Вас принять все необходимые меры к тому, чтобы восстановить справедливость и законность, что поможет устранить напряженность вокруг трамвайного парка и не дать остановить работу предприятия» – это выдержки из письма генерального директора ТОО «Тахами путь» А.Успенского акиму области Бердыбеку Сапарбаеву, отправленного еще в феврале этого года.
Какова же была реакция главы области? Ответ поступил от… заместителя акима города Усть-Каменогорска Д.Кавригина. Он написал, что исполнительная власть не вправе вмешиваться в уголовно-правовые отношения!
– Акимат еще ничем не помог нам за все время работы, хотя мы выполняем важнейшую социальную задачу. Мы содержим и пути, и подстанции, и линии. Хотя предприятия, занимающиеся автобусными перевозками, не содержат дороги, по которым ездят автобусы. Их содержат за счет бюджета. Да хотя бы помогли с получением льготного кредита! Но и областной, и городской акиматы равнодушно взирают, как идет рейдерский захват предприятия. Или, может быть, совсем и не равнодушно,… — с грустью говорит Анатолий Успенский.
– Кому нужен захват трамвайного парка и для чего?
– Кому конкретно – я сказать не могу, не знаю. А зачем – понятно. Огромный земельный участок в центре города, великолепная транспортная развязка. Построить здесь очередной рынок – и отбоя от посетителей не будет.
Неужели трамвай исчезнет с улиц нашего и без того загрязненного города? Неужели на месте трамвайного парка действительно появится очередной рынок? Нам так и не удалось узнать мнение городского акимата. К моменту подготовки статьи, на наш запрос, направленный акиму города Серику Таукебаеву, ответ так и не поступил. Впрочем, позиция власти и так понятна, судя по ответу на обращение к акиму области Бердыбеку Сапарбаеву. Власть если не способствует уничтожению предприятия, то уж точно ничего не предпринимает, чтобы это уничтожение остановить. Для Бердыбека Машбековича, наверное, куда важнее проект строительства близ Усть-Каменогорска резиденции местного Деда Мороза – Аяз-Аты.
Кстати, немногие знают, что принят и действует Указ Президента РК №86 от 11.04.2006 г. «О транспортной стратегии РК до 2015 года». В нем черным по белому записано: «Для всех крупных городов Казахстана в рамках планов развития городов должны быть разработаны долгосрочные планы развития городского пассажирского транспорта. Такие планы должны предусматривать проекты в сфере снижения негативного экологического воздействия городского пассажирского транспорта на окружающую среду. Необходимо развитие альтернативных видов городского пассажирского транспорта, таких как трамвайный, троллейбусный, выделенные автобусные линии, монорельсовый транспорт и метро. Восстановление троллейбусного и трамвайного парков и их инфраструктуры должно осуществляться в рамках существующих бюджетов городов посредством разработки и применения механизмов государственно-частного партнерства. С учетом дальнейшего разгосударствления и либерализации рынка транспортных услуг содействие государства в реализации частной инициативы по развитию производств, обновлению и модернизации подвижного состава и объектов инфраструктуры, находящихся в частной собственности, будет заключаться в создании благоприятных экономических условий, включая проведение гибкой нормативно-технической и фискальной политики». Нужны ли какие-то комментарии к этому документу? Довольно четкое указание главы государства. Ежегодно к 30 февраля Президента должны информировать о ходе выполнении Стратегии. А в Усть-Каменогорске не только нет плана развития пассажирского транспорта, но и уничтожается такой вид транспорта, как трамвай. Наплевали на Указ Президента? О чем будут ему докладывать?
И последнее. В Астане запущен проект по строительству легкорельсового трамвая (50 вагонов) для проведения выставки ЭКСПО-2017.
Денис ДАНИЛЕВСКИЙ