КРОКОДИЛОВЫ СЛЁЗЫ МОНОПОЛИСТОВ

Газета "Flash!"

23 ноября текущего года должны быть утверждены новые тарифы на услуги естественных монополий – «вк рэк», «аеs ук тэц» и «ук тепловые сети». По действующему законодательству «о естественных монополиях и регулируемых рынках» для субъектов естественных монополий теперь будет осуществляться утверждение предельных тарифов только на долгосрочный период (5 лет и более). При этом подразумевается, что с переходом субъектов естественных монополий на работу по долгосрочным тарифам в результате должна быть обеспечена экономическая стабильность предприятий.

Ровно за месяц до утверждения заявок на новые тарифы, по закону они должны быть озвучены на общественных слушаниях, после которых возможна коррекция величины предельного тарифа на услуги. Такие слушания чем-то напоминают заседание судебного процесса, с классическим участием трёх заинтересованных сторон – истец (в данном случае – естественные монополии — услугодатели), ответчик (население, бизнес-сообщество – потребители услуг) и государственный арбитр этого состязания – ДКРЕМ — «Департамент Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции по ВКО». Далее, всё должно напоминать известный всем сценарий – первые просят арбитра удовлетворить свои притязания за счёт ответчика, тот, в свою очередь, пытается опровергнуть, насколько возможно, такие предъявления. Арбитр же, заслушав мнения всех сторон, удаляется на месячное обдумывание своего окончательного вердикта, как показывает практика, зачастую смахивающего на архаичное «соломоново решение».

Для чего понадобился этот познавательный предыдущий абзац? Да, всё для того, чтобы наши потребители услуг из числа рядовых граждан, хоть что-то бы знали и реагировали на такие процедуры-слушания. Вроде бы уже четверть века живём при демократии, но аполитичность нашего населения поражает своей обречённостью. На нашу телегу валят и валят, а мы кряхтим как савраски, но продолжаем тянуть, то есть платить. Всё, на что нас хватает – это плакаться самим себе, проклинать вдогон уже утверждённым тарифам всех и вся, полагаясь при этом на досужую информацию из корзины, заполненной обрывками из слухов, сообщений от «знающих людей», газетных и телевизионных фрагментов и т.д. Вот и на последних, вполне не рядовых слушаниях, способных дать сигнал отпора монопольным аппетитам – что, мол, терпение людское от очередного истощения их родного кошелька не беспредельно — общественность более чем 300 — тысячного города смогла откликнуться лишь не более чем двумя десятками (!) своих защитников от напора монополистов. Да и за них нужно выразить благодарность, пожалуй, лишь ветеранским организациям, малой стайкой, но в борцовской стойке, присутствовавшим на слушаниях в 300-местном зале городского акимата. И ведь нельзя обвинить госчиновников в утаивании информации о слушаниях, при этом сослаться на то, что «не знали». Уведомление о предстоящих слушаниях, пусть и на задворках газетных номеров, но было размещено, нормы закона «об общественных слушаниях» формально исполнены, и надеяться, что каждому принесут персональное приглашение на них — абсурдно. Конечно, можно было бы давать такие объявления броско, крупным шрифтом на первой полосе всех значимых газет, но кто за это заплатит? Сами монополисты? Им это надо? Пора бы горожанам, уже свыкнуться, что пресса у нас в большинстве своём частная, и должна зарабатывать на своё существование, поэтому насильно её не заставишь «отрабатывать» за слабость гражданской инициативы.

Кстати, уместно будет сказать о посещаемости слушаний в «ВК РЭКе». В этой организации уже давно стало традицией проводить подобные слушания, так сказать, в камерном формате. В собственном маленьком зале на 5-ом этаже, в здании без лифта, без гардероба. Дабы создать впечатление аншлага, в маленький зал, напоминающий классный кабинет в школе, запускают своих же сотрудников, поэтому для желающих «со стороны» бывает не слишком комфортно участвовать в таких слушаниях, особенно для пожилых людей.



ТАРИФНЫЕ СТРАННОСТИ

И МАГИЯ ВНУШЕНИЯ

Но, пора от попутных впечатлений перейти на главное. Что мы услышали на этом подобии дебатов. По сценарию первыми слово брали истцы-монополисты. Их тактика прочитывалась уже наперёд и не таила в себе никакой новизны. Схематично это всегда выглядит следующим образом. Первая часть выступления, причём самая объёмная по времени, уделяется скорбному текущему положению дел естественного монополиста. В этой части доклада подробно поясняется, что дальше что-то производить монополист просто физически не может, потому как… Дальше идёт длинное перечисление неожиданных (!?) препятствий, которые вот как-то не были учтены во время предыдущего утверждения тарифа. Лавиной на слушателя обрушиваются факты и цифры, произносимые надрывным голосом ( представитель УК ТЭЦ), который, как кажется из зала, вот-вот сможет перейти в несдерживаемые от сильных эмоций рыдания. Притом, виноваты в таком положении всегда внешние факторы – рост цен на топливо, транспорт, металл. Далее, в обязательном случае указывается срок изношенности собственного оборудования и упоминание о том, что основные средства производства достались бедному монополисту от царя Гороха. И напоследок даже то, что экономные потребители сокращают эти самые объёмы потребления, ставят счётчики, что негативно влияет на бюджет предприятия! Ни словом при этом не проговаривается, что предыдущие тарифы проходили соответствующую экспертизу, в которой были, само самой разумеется, занесены все перечисленные показатели и даже выверена предполагаемая доходность. И монополист соглашался с этим, подписывая прошлый тариф. И вот на тебе – оказывается, старый тариф был «неправильный», и вот только с 2016 года есть шанс выйти на реальный тариф, при помощи которого монополист только и сможет, наконец, заменить котлы и турбины на ТЭЦ, или прикупить землицы для нового золоотвала. (Для ВК РЭК – заменить деревянные столбы на стальные опоры, подкупить изоляции на провода и т.д.; для УК ТС – трубы, задвижки и т.п.)

Сразу после крокодиловых слёз о миллиардных убытках, следует переход к теме исполнения инвестиционных обязательств предприятий. Эта часть доклада произносится как можно быстрее, с обилием технического лексикона, в котором не узкому специалисту по отрасли трудно разобраться. Ошалевший от потока технических терминов, всех этих миллионов ГКалл, КВт, кубометров и тому подобного, рядовой слушатель понимает из этой части доклада только то, что хочет монополист – «сделали очень много, больше чем позволял бюджет. Вот если утвердят заявленный тариф, то сделаем ещё больше, и никаких проблем уже не будет». Здесь вовремя переключиться заявителю на последнюю главу своего выступления — в защиту нового тарифа. Причём последний штрих к необходимости утверждения своей заявки проходит также осмысленно с психологической точки зрения. Применяется испытанный способ «пряник-кнут». Именно в такой последовательности – вначале начинается давление на совесть обывателя, его гражданскую позицию, ещё чуть давят на жалость. Примерно так:

— Когда вы принимаете горячий душ, помните о нас, о работниках ТЭЦ, ТС, РЭК и прочих! Это благодаря нашему труду, даже в условиях убыточности нашего производства, нам удаётся до последнего исполнять свой трудовой и гражданский долг перед населением. Да, мы вынуждены не повышать зарплаты нашим слесарям, монтёрам и т.д., потому что этого не позволяет сделать убыточный тариф. А ведь у них тоже есть дети!

Последний мазок в заявке монополистов несёт в себе уже скрытую угрозу (кнут). Фразеология этой концовки явно навеяна легендарными афоризмами от персонажей гайдаевских фильмов. Помните:

— У вас несчастные случаи были? – Нет. – Будут!

Или – А кто не будет брать лотерейные билеты – отключим газ!

В нашем, естественно-монополистическом варианте, это прозвучало следующим образом:

— Мы должны вам прямо сказать, что если ДКРЕМ не откликнется на наши просьбы о размерах будущего тарифа, то уже вы, уважаемые жители города, не обессудьте, если вдруг (!) увеличится аварийность на магистралях и в сетях, из-за которой вам предстоит померзнуть, походить немытыми и посидеть без света. Да, всё это может случиться, даже наверняка, если вам не откликнуться всем сердцем на нашу скромную заявку по увеличению тарифов!

Просим мы сущие пустяки – для УК ТЭЦ – рост на 72%, для УК ТС – 92%, для «ВК РЭК» — 67%. Ещё раз повторяем – нас на это толкают обстоятельства. А то! Уголь подорожал наполовину! Металл на четверть! Инфляция растёт и готова вырваться из правительственного предположения о 6% прироста в 2015 году. Что нам остаётся делать, чтобы оставить вам свет и тёплую воду? Правильно — заставить общество в очередной раз раскошелится для нас. Вы наши главные и вечные инвесторы. Как будете платить, так и будете греться.

Кстати, по заверениям монополистов, тариф так и останется убыточным, даже, несмотря на предстоящее повышение! Так, по утверждению представителя УКТС, при помощи нового повышенного тарифа можно будет произвести замену сетей лишь в объёме около 12 км., а в реальности, чтобы сохранить график обновления сетей, нужно ежегодно менять 18 километров. Значит, всё равно износ сетей будет катастрофически нарастать!

Возникает вопрос – если повышения тарифов происходили уже, наверное, с десяток раз после перехода к рыночной экономике, и, особенно после появления американцев в нашей энергетике, и в эти средства закладывались и немалые деньги на ремонты, то куда же они делись?! Ведь за почти 20 лет износ оборудования и сетей только увеличился в разы. И какой же тогда тариф нужен нашим монополистам, чтобы они, наконец, начали ремонтировать сети, и обновлять оборудование?!



ПРОПУЩЕННЫЕ ВОПРОСЫ

Ввиду низкой явки и уровня полемичности на слушаниях по тарифам, попытаемся от себя задать некоторые вопросы по теме. Повторим, что это вопросы не от специалиста по калориям и киловаттам, а от рядового потребителя услуг выше перечисленных естественных монополий.

Во-первых, удивительным видится следующий факт – монополисты, оказывается, работают годами в убыточном режиме! Да ещё в каких убытках! В миллиардных! При этом они как-то умудряются регулярно выплачивать зарплаты, платить налоги и даже гасить некоторые кредиты. Как такое возможно? Да если бы такая убыточность только стала бы прорисовываться, к ней уже нужно было применять чрезвычайные государственные меры поддержки. Дело то касается социально-общественной обстановки в регионе. Но у нас, практически вплоть до объявления новой тарифной заявки, никаких тревог – ни от правительства региона, ни от общественности и СМИ! И даже от самих монополистов!? Что это? Фальсификация производственной ситуации? Древнейшее применение метода по выбиванию средств, при котором сознательно просят условно 100 тенге, понимая, что будет неплохо получить хотя бы половину запрашиваемого? Провал всей планово-экономической и аналитической работы правительственных структур, которые годами не закладывают реальные цифры по росту цен и инфляции, и не умеют прогнозировать возможные риски в условиях рынка? Или всего понемногу вместе?

Во-вторых. Кто-нибудь у нас может внятно объяснить простым людям – почему, когда в развитых странах наступает кризис перепроизводства, всё начинает дешеветь и расходиться по скидкам, вплоть до того, что раздаваться задаром, а то и просто выбрасываться, чтобы не перегружать склады. У нас налицо спад деловой активности, значит, спад потребления, в том числе тех самых энергии, топлива, металла. В Караганде запасов металла, наверное, до следующего кризиса не распродать, но при этом заявляется, что металл подорожал на 21%, уголь на 50% и т.д., отчего и ноги растут у тарифов. Что это — специфические особенности казахстанского рынка и его экономики? Лучше сгноить, придержать, сбавить выпуск и прочее, чем скинуть цену? В таком случае на стремлении войти в число продвинутых экономик мира можно ставить крест.

В — третьих. Уж как показалось слишком легко, без мучений и надрывного пафоса о возможном предстоящем банкротстве, в случае неполного удовлетворения всех требований к новым тарифам, отнеслись монополисты к предложениям о частичном снижении предъявляемых запросов на тарифы. Складывается ощущение, что вопрос уже согласован с тем же ДКРЕМом, а общественные слушания, это лишь проверка на реакцию населения. Будет оно биться за свои остатки доходов или безропотно уступит в очередной раз. Скорее всего, будет в окончательном виде принят половинчатый вариант – предельные запросы, конечно, уменьшат. Скажем, позволят поднять тариф не на 92 или 72%, а только на 50%. При этом, главные договаривающиеся стороны – государство, в лице ДКРЕМа, и монополисты — будут удовлетворены. Одни в очередной раз продемонстрируют свою заботу о населении (как же, обломали аппетиты монополистов почти наполовину), другие существенно повысят собственные доходы, при этом не факт, что пустят их все в инвестиции по предприятию, ведь надо и о себе подумать. В таком случае, за весь такой расклад придётся отдуваться, прежде всего, населению, вкупе с бизнесом. И если у вторых есть хоть какая-то возможность удержать рентабельность за счёт повышения цены на свою продукцию и услуги, то у населения и такой возможности нет.

Впрочем, как небрежно бросила в горстку участников слушаний представитель одного из предприятий-монополистов:

— Подумаешь, всего от 500 до 800 тенге в среднем за месяц переплата получится за нашу услугу, это вряд ли отразиться на платёжеспособности населения. И нечего из-за этого нагнетать обстановку по тарифам.

Можно было бы с ходу задать ей вопрос: — а что получиться, если эти 500-800 тенге переплаты умножить на всех монополистов – Водоканал, ТС, РЭК, Шыгысэнерготрейд? Уже набирается сумма добавочных тысячных обязательных финансовых обременений. Да прибавить сюда пропорциональный рост цен на основные товары и услуги от бизнеса. Население ведь находится в конце этой финансовой цепочки. Какое тогда будет настроение широких масс? Впрочем, представителю предприятия-монополиста это уже вряд ли интересно. Там уже подсчитывают, насколько может упасть потребление их продукции. Не пойдёт ли голь на то, чтобы скинуть с себя тарифное иго. Одни колодцы начнут копать, другие ветровые генераторы ставить. Вот о чём будет болеть голова у монополиста.

И ещё один, очень важный вопрос. Если монополисты имеют ежегодно миллиардные убытки, значит, по логике, они не платят корпоративный подоходный налог, который взимается с годовой прибыли. Нет прибыли – нет налогов. А ведь это громадные суммы. Странно, куда смотрит департамент государственных доходов? Ведь, как известно из практики предпринимательства, стоит только фирме сдать годовой отчёт с убытками, как тут же в бухгалтерию нагрянет целая бригада проверяющих, которая будет копать всю документацию, чуть ли не с сотворения мира, чтобы выяснить, действительные это убытки, или «нарисованные». А здесь такие гиганты индустрии годами в убытках, причём в плановых убытках, и, похоже, фискальные органы это совсем не интересует. Странно, однако.

Ну, а остальным потребителям нужно посоветовать — чаще бывать на подобных слушаниях, вникать, осваивать тарифно-бухгалтерскую премудрость, чтобы всегда начеку стоять и уметь защищать свой скромный кошелёк от излишних поползновений крокодильих аппетитов монополистов.

СЕРГЕЙ МИХЕЕВ



От редакции. Трудно не согласиться с автором статьи по поводу совершенно низкой гражданской активности народа. И ведь обсуждаются не какие-то абстрактные вопросы, а самые насущные. Монополисты залазят в карман каждому, а в зале общественных слушаний – два десятка ветеранов. Между тем, в этот же день у здания «Казактелекома» под дождём и пронизывающим ветром стояли сотни пенсионеров. Они сбежались на появившийся неизвестно откуда, слух, что нужно успеть подписать договор на льготный тариф за телефонную связь. Многие стояли часами, дрожа от холода, и даже не понимая – зачем они стоят. Все стоят – и я стою, авось, чего-нибудь, да и достанется. Только потом стало понятно, что максимальная скидка составит 300 тенге в месяц, но для этого нужно оплатить абонентскую плату за три года вперед.

А в это же самое время проходили слушания по тарифам и на тепло, и на горячую воду, и на следующий день — за электричество. Но туда народ не пошёл, не пожелал дать бой за свои кровные тысячи, которые люди начнут отдавать с 1 января следующего года. Таковы парадоксы общественного сознания.