ГОСУДАРСТВО + БИЗНЕС = ДЕТСАДЫ И БОЛЬНИЦЫ

Газета "Flash!"

Соединить усилия государства и частного бизнеса — в этом видит возможность решить многие проблемные вопросы региона аким восточно-казахстанской области даниал ахметов.

Встреча акима области Даниала Ахметова с главой Представительства ЕБРР в Казахстане Джанет Хэкман



О том, что конкретно уже делается, и намечено сделать в этом направлении рассказывает председатель правления ао «региональный центр государственно-частного партнёрства восточно-казахстанской области» шакарым буктугутов.

— Наш региональный Центр работает с 2010 года. За это время сделано немало. Но особенно активизировалась деятельность Центра (по оценке руководства Европейского Банка реконструкции и развития) с приходом главы области Даниала Ахметова. Экономическая ситуация такова, что бюджету сейчас трудно финансировать многомиллиардные проекты, как это было еще пару лет назад. Сказывается влияние снижения цен на нефть и металлы, а также геополитическая обстановка. В таких непростых условиях Даниал Кенжетаевич особое внимание уделяет привлечению средств частных инвесторов и международных финансовых институтов для строительства социальных объектов, а также претворения в жизнь крупных инфраструктурных проектов.



Аким поручил нам проработать вопросы расширения полномочий Центра. Мы вносим изменения в Устав, предусматриваем новые виды деятельности, эти изменения находятся на регистрации в управлении юстиции.

Одновременно с организационными вопросами мы уже вышли на этап конкретных решений ряда важнейших социальных проблем региона. В частности, по строительству новых детских садов и больниц.



КОНЦЕССИОННЫЕ ПРОЕКТЫ

— 8 августа нами были проведены конкурсы по концессионному проекту на строительство и эксплуатацию детских садов: шести – в Усть-Каменогорске (победителем стало ТОО «Global Construction Technologies», будет инвестировано 4,09 млрд. тенге) и пяти – в Семее. Подписание договора на концессию в Усть-Каменогорске стало первым в Казахстане. По Семею пока концессионер в лице фирмы «Kaz — Azmeco» уточняет сумму договора в связи с переходом к плавающему курсу тенге. Предварительная сумма – 2,639 млрд. тенге, — рассказывает Шакарым Буктугутов.

— Но это только первые проекты. Только что приехали наши специалисты из Астаны и привезли экспертное заключение по двум важнейшим проектам: строительство и эксплуатация многопрофильной больницы на 300 коек в Усть-Каменогорске стоимостью 14 млрд. тенге, и по детской городской больнице в Семее на 200 коек, стоимость 7 млрд. тенге. Вот оно, долгожданное заключение – Шакарым Сабырович показывает увесистый том в синем переплёте.

И здесь Восточный Казахстан стал первопроходцем.

— Это стало первым опытом подготовки концессионного договора в Казахстане в области здравоохранения, пилотный проект. Было очень много вопросов, много непонятного и неизведанного. Наши специалисты работали до поздней ночи, бывало, что и до 4-х утра. Работали увлечённо, как и всегда при новом, интересном деле. Теперь эта огромная работа позади. До 16 декабря, до Дня Независимости, мы проведём конкурс. Интерес к этим проектам проявляют инвесторы из Южной Кореи, Китая, Турции, казахстанские инвесторы. Думаю, что участие в конкурсе примут не менее 5-7 инвесторов.

— В чём интерес инвесторов, концессионеров?

— Очень выгодные условия договора концессии. Концессионер вкладывает средства, строит объекты. Договор заключается на 20 лет. Объект он передаёт в коммунальную собственность, но продолжает им управлять. В течение 7 лет государство возвращает ему вложенные средства, и сразу же он получает государственный заказ. Итак, инвестор не только полностью возвращает свои деньги, что ему гарантирует государство, но и получает возможность в течение 20 лет зарабатывать за счёт госзаказа. Разве не привлекательные условия?

— Очень даже привлекательные. А интерес государства, получается, в том, что за счёт концессионеров можно построить важнейшие социальные объекты именно сейчас, не откладывая на более позднее время?

— Да, конечно. Ведь сейчас ни областной, ни даже республиканский бюджет не сможет сразу выделить почти 30 миллиардов на детские сады и больницы только в двух городах Восточного Казахстана. Средства инвесторов позволяют решить социальные проблемы дошкольных учреждений и здравоохранения.



Коллектив Центра государственно-частного партнерства за работой



Кстати, 15 октября Мажилис принял поправки в закон о концессиях. Эти поправки ускоряют все административные процедуры, позволят концессионерам быстрее пройти первоначальный организационный этап и приступить к работе.

Если же говорить об инвесторах вообще, то ещё в прошлом году, 7 ноября, были приняты поправки в закон об инвестициях. В них предусмотрено всё, чтобы инвесторам было выгодно работать в Казахстане. Если инвестиции составляют более 20 млн. долларов, то государство гарантирует возврат 30% вложенных средств. Кроме этого, инвестор на 10 лет освобождается от земельного и имущественного налога, на 8 лет – от корпоративного подоходного налога. Предусмотрено полное освобождение от таможенных пошлин, если ввозится оборудование именно для инвестиционного проекта. Можно привлекать иностранную рабочую силу.

И ещё один фактор, который привлекает в Казахстан концессионеров и инвесторов – это политическая стабильность.

Влияние снижения цен на нефть, мировой экономический кризис, геополитика, санкции в отношении России – всё это продлится, судя по всему, несколько лет. В этих условиях привлечение средств инвесторов и концессионеров – это реальный механизм решения социальных вопросов, стабилизации в обществе. Этим мы и занимаемся по поручению акима области Даниала Ахметова.

В ближайшем будущем предстоит работа по договорам на строительство еще пяти детсадов в Усть-Каменогорске на сумму более 3 млрд. тенге. Конкурс будет проведён во II квартале 2016 года.

Нам предстоит получить экспертное заключение по строительству моста через Бухтарминское водохранилище. Предварительная стоимость этой важнейшей стройки – 21 млрд. тенге. Возведение моста позволит не только раз и навсегда решить вопрос надежного и удобного транспортного сообщения с регионами, расположенными на правом берегу водохранилища, но и придаст новый импульс развития этим регионам. Глава области уже дал поручение подготовить список месторождений полезных ископаемых, прилегающих к будущему мосту для их разработки после его возведения.

Наша справка. Детские сады в Усть-Каменогорске по договору концессии будут построены по адресам: ул. Новая, 15/1, ул. Революционная,2, ул. Бажова, 345/5, ул. Вострецова, 4/2, просп. И.Есенберлина, ул. Утепова, 14. В Семее – по ул. Джангельдина, 107/2, ул. Энергетик, 1/1, ул. Глинки, 28А, ул. 2-я Дачная, 1, ул. Рудная, 6А.



СОТРУДНИЧЕСТВО С ЕВРОПЕЙСКИМ БАНКОМ РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ

— Вот моя настольная книга – показывает Шакарым Сабырович на документ под названием «Программа по развитию сотрудничества Казахстана с международными финансовыми организациями».

Изучать этот документ приходится не только руководителю Центра государственно-частного партнёрства, но и всем акимам городов и районов. Глава ВКО Даниал Ахметов дал протокольное поручение всем руководителям исполнительной власти на местах изучить нормативно-правовую документацию по работе с Европейским банком реконструкции и развития. И предупредил, что будет лично экзаменовать каждого акима.

Конечно, Даниал Кенжетаевич не зря уделяет такое внимание грамотности акимов в этом вопросе. Ведь сотрудничество с ЕБРР сулит хорошие перспективы.

— Европейский Банк реконструкции и развития работает в нашей области с 2012 года. Но именно в этом году наше сотрудничество получило хороший импульс, — говорит Шакарым Букутгутов. – Так, Совет директоров ЕБРР в Лондоне уже одобрил 5 крупных инфраструктурных проектов. Это проект модернизации системы водоснабжения и водоотведения в городах Усть-Каменогорск (на сумму 3,2 млрд. тенге) и Семей (2,4 млрд. тенге). Также проекты замены уличного освещения в этих городах на энергосберегающее (1,9 млрд. тенге и 0,8 млрд. соответственно).

Получено одобрение и по модернизации системы теплоснабжения г. Семей. Предварительная сумма – 42,4 млн. долларов, или почти 12 млрд. тенге по нынешнему курсу. Самая главная проблема в этом проекте – это большая кредиторская задолженность ГКП «Теплокоммунэнерго». Под гарантию акима области разработан график погашения этой задолженности. К концу нынешнего отопительного сезона задолженность должна быть сокращена на 50%, с нынешних почти 2 млрд. тенге до одного. Если этот показатель будет достигнут, то весной следующего года ЕБРР заключает договор, выделяет средства, и масштабные работы в Семее начнутся. К концу следующего года долгов не должно быть вообще. Поэтому акимату Семея, работникам ГКП, населению города предстоит провести большую работу по погашению долгов. От этого зависит очень многое.

По этому проекту гарантировано ещё одно важное условие ЕБРР – софинансирование государства. На модернизацию теплоснабжения Семея по программе «Нурлы жол» в этом году выделено 10 млн. долларов. Банк добавит еще 32 млн.

Конечно, не обойтись и без повышения тарифов на тепло и горячую воду в Семее. Расчёты показывают, что для полной рентабельности необходимо повышение на 54%. Я не специалист по тарифам, но думаю, что на 20-25 % повышение будет.

Все материалы по этому проекту отправлены в Банк. Разрабатывается технико-экономическое обоснование. В Банке изучают буквально всё: устав, списки личного состава, структуру задолженности. И это хорошо, так и должно быть. Разбазаривания своих денег Банк не допустит. Каждое расходование средств на сумму более 1 миллиона тенге будет отслеживаться в автоматическом режиме специалистами в Лондоне. Банк должен быть уверен в своевременном и полном возврате средств.

— Кстати, если с концессионерами механизм возврата средств теперь понятен, то, как это будет происходить по проектам, финансируемым ЕБРР?

— Средства будут возвращаться строго по графику. Деньги выделяются на срок до 10 лет. Годовая ставка от 6 до 10%. Это очень хорошие условия. Как Вы уже, наверное, поняли, у ЕБРР есть несколько обязательных условий для сотрудничества. Работают они только с теми предприятиями, где есть государственное участие. Государство должно участвовать и в финансировании проекта, внести свою долю. Обычно это соотношение 25 на 75, т.е. хотя бы четверть суммы должно быть профинансировано за счёт государственных средств. И отсутствие кредиторской задолженности.

По этим параметрам не проходит проект по модернизации трамвайного парка. Мы выходили с таким предложением, но его отклонили. Трамвайный парк находится в частной собственности, у предприятия задолженность в 109 млн. тенге по налогам. В Банке нам сказали – берите парк в коммунальную собственность и ликвидируйте задолженность, тогда будем работать.

Но давайте вернёмся к нашим проектам. Итак, 5 инфраструктурных проектов на сумму около 20 млрд. тенге практически готовы к воплощению в жизнь.

Глава региона дал задание собрать предложения из городов и районов. Всего было предложено более 150 проектов. После совместной проработки осталось 124 проекта на сумму почти в 150 млрд. тенге. Они разделены на три перечня. В перечень «А» вошло 37 проектов на сумму 73,5 млрд. тенге. Они охватывают 5 городов области – Усть-Каменогорск, Семей, Зыряновск, Риддер и Курчатов. Это проекты с высокой степенью проработки, имеющие проектно-сметную документацию, отвечающие всем требованиям ЕБРР. В их числе и проект строительства моста через Иртыш в Усть-Каменогорске в створе улицы Виноградова с выходом на посёлок Меновное. Ориентировочная стоимость строительства – 56 млрд. тенге.

В ближайшее время к нам приедут специалисты Банка, и мы будем защищать эти проекты. Совместно с акимами и администраторами программ – управлениями ЖКХ, строительства и прочими государственными органами.

В перечень «В» вошли 63 проекта второй очереди на сумму более 46 млрд. тенге. Они касаются сельских районов. Здесь от акимов сразу требуется проработать вопрос по ликвидации кредиторской задолженности. Есть ещё 2 условия от ЕБРР. Не рассматриваются проекты суммой менее 5 млн. долларов, и проекты по угольным котельным. Это сделано в силу высоких экологических требований, принятых в Европе.

В Банке также попросили, чтобы работа по этим проектам велась через единый орган. Видимо, таким станет управление энергетики и ЖКХ. Наша задача – запустить эти проекты, а в дальнейшем все кредитные линии будут идти через это управление.

Перечень «С» включает в себя 23 проекта на 28,6 млрд. тенге. Они не имеют проектно-сметной документации.

Итак, объём инвестиций по 124 проектам огромный. Если нам удастся профинансировать 60-70% этих проектов – это хорошо. 63 проекта из этого перечня финансируются по программе «Нурлы жол». Их реализация расписана на несколько лет. Если удастся привлечь средства ЕБРР, то мы сможем завершить их за 1,5 – 2 года, и решить вопрос с заменой тепловых, водопроводных, электросетей, обеспечить устойчивое снабжение населения коммунальными услугами. Что очень важно – без внимания не остался ни один район области.

— Как дела с проектом строительства железной дороги «Зыряновск – Майкапшагай»?

— Пока работа по этому проекту временно приостановлена. Экспертизу мы начали делать, и она будет закончена. Вопрос здесь больше политический. Нужно определить место стыковки железной дороги с казахстанской и китайской стороны. Экспертиза будет готова, и как только ситуация изменится, к проекту можно будет вернуться. У нас есть информация по месторождениям полезных ископаемых, располагающихся вдоль места прохождения трассы и в прилегающих районах. Там миллиарды кубов, это стратегический запас государства. Думаю, что этот проект – вопрос ближайшего обозримого будущего.

— Расскажите о коллективе Центра государственно-частного партнёрства.

— У нас трудятся 16 человек. Специалисты – профессионалы в экономике, юридических вопросах, в области экспертизы и оценки. Хороший сплав молодости и опыта. Коллектив не считается со временем, работает на выполнение поставленных задач. Три недели несколько человек были в столице, пока шла работа над экспертным заключением по строительству больницы. Если надо, значит, надо. Работа у нас интересная, и, самое главное, очень нужная.

Когда будет построен первый детский сад по договору концессии, больница – мы обязательно придём на открытие, и с удовлетворением скажем, что в этом есть и частица нашего труда. Или прогуляемся по улицам города, освещённым новыми энергосберегающими лампами. И здесь есть наше участие. И всё это нужно людям.

— Что ещё даёт стране, обществу реализация этих проектов, кроме возведения новых социальных объектов и модернизации жилищно-коммунальной инфраструктуры?

— Прежде всего, дисциплинирует все службы, так или иначе причастные к этим проектам. Время золотого дождя, который пролился от нефтяных денег, как говорит Даниал Кенжетаевич, прошло. А деньги, взятые у концессионеров или у международных финансовых организаций, нужно возвращать, причём строго по графику. А для этого придётся многое менять в работе. Выходить на рентабельность, сводить к минимуму потери, экономить, уменьшать расходы, переходить к тарифам, обеспечивающим работу без убытков, устанавливать счётчики, новое оборудование. Настаёт время профессионалов и уходит в прошлое время расточительства, разбазаривания денег и ресурсов.

— Спасибо, Шакарым Сабырович, за интересный разговор. Думаю, что наши читатели узнали много интересного.

— И Вам спасибо за интерес к нашей работе. Мы всегда открыты, и будем рады донести до жителей области информацию о нашей деятельности.

Беседовал

ДЕНИС ДАНИЛЕВСКИЙ



Наша справка. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) был учрежден после окончания «холодной войны» для того, чтобы открыть новую эру в Центральной и Восточной Европе.

ЕБРР привержен делу продвижения перехода к «экономике, ориентированной на рынок, а также развития частной и предпринимательской инициативы». ЕБРР был создан в сжатые сроки. Со дня, когда президент Франции Франсуа Миттеран впервые выдвинул в октябре 1989 года идею создания европейского банка, до открытия ЕБРР со штаб-квартирой в Лондоне в апреле 1991 года прошло всего 18 месяцев.

Банк активно участвует в таких мероприятиях, как реформирование банковских систем, либерализация цен, приватизация (легализация и диалог по вопросам политики) и формирование надлежащей нормативно-правовой базы в отношении имущественных прав, т.е. во всех жизненно важных слагаемых преобразований.

Такие реформы подкрепляются квалифицированным консультированием, профессиональной подготовкой и передачей технических навыков и дополнялись крупными инвестициями в частный и государственный сектора. В условиях, когда отечественного капитала оказывается недостаточно для финансирования процесса преобразований, Банк предоставляет помощь в привлечении внешних ресурсов, как из частных, так и из государственных источников.

Из всех банков развития только ЕБРР обладает политическим мандатом, предписывающим ему оказывать помощь лишь странам, «приверженным принципам многопартийной демократии, плюрализма и рыночной экономики и проводящим их в жизнь».

Важнейшее значение для деятельности Банка имеют также принципы охраны окружающей среды и приверженность устойчивой энергетике.

ЕБРР действует в интересах всех своих акционеров – 64 стран, а также Европейского союза и Европейского инвестиционного банка, – а не только тех стран, которые получают его инвестиции (в 2013 году их объем составил 8,5 млрд. евро). Президентом Банка в настоящее времяявляется сэр Сума Чакрабарти.