Похоже, в «Цеснабанке» обожают судиться со своими клиентами даже в тех случаях, когда совершенно неправы: ни юридически, ни по справедливости не должны ущемлять простых людей, но делают это с завидным постоянством, порой пытаясь нажиться на человеческом горе. И незаконные требования банкиров вынуждены отметать в суде, восстанавливая житейскую и социальную справедливость.
Ровно год назад (газета «Flash» №23 от 1 декабря 2011 г.) мы рассказывали о вопиющем случае беззаконния со стороны «Цеснабанка» в отношении родственников умершей клиентки. Напомним вкратце ту нашумевшую историю. Осенью 2006 года жительница Усть-Каменогорска Антонина Марилова взяла в УК филиале АО «Ценснабанк» кредит на развитие бизнеса в размере 5 млн. 700 тыс. тенге. В качестве залога выставила 2 квартиры, охотно принятые банком – 2-х комнатное жилье по ул. Красина 8/1, и 1-комнатную квартиру по ул. Солнечная, 4, используемую под офис экологической организации, где трудилась А. Марилова. Те, кто хоть раз занимались оформлением кредитов, отлично знают, что без обязательной страховки банк не выдаст на руки ни 1 тиына. Вот и в нашем случае банк обязал заемщицу произвести страхование в АО «Коммеск-Омир» от всевозможных неприятностей, включая нечаянную смерть. Весь последующий год А. Марилова исправно погашала кредит, пока… её не настигла внезапная кончина 31 августа 2007 года. Причиной смерти, по заключению врачей, явилась сердечная недостаточность. Пытаясь снять спазм сосудов, Антонина Федоровна выпила рюмку коньяка, но это ей, увы, не помогло. Тем не менее, наличие минимальной дозы алкоголя в крови стали использовать и всемерно раздувать юристы и руководители «Цеснабанка», преследуя свои, не вполне этичные (мягко говоря!) интересы. На всех судебных заседаниях они «красной нитью» проводили им одним понятную и якобы бесспорную мысль о том, что покойная умерла «по собственной вине из-за алкоголя». Этим утверждением они пытались как то оправдать свои незаконные действия. Суть их заключалась в следующем: сразу после смерти заемщицы в банк настоятельно приглашают ее мужа – Виктора Степановича, и вынуждают его подписать дополнительное соглашение о том, что он берет все обязательства на себя. В. Марилов ничего не знает о страховке, поэтому, как человек неискушенный, поначалу соглашается.
– Банк поступил неправильно, некрасиво по-человечески, и незаконно по-существу, – комментирует ситуацию адвокат Сергей Кузнецов, взявшийся позже защищать интересы В. Марилова. – Налицо был чисто страховой случай! Своевременно известив страховую компанию, банкиры незамедлительно получили бы всю страховую сумму. Но – промолчали. Видимо решив, что муж заемщицы выплатит больше: с процентами. Корыстный умысел – ни больше, ни меньше! В любом случае «Цеснабанк» не понес бы никаких убытков, ведь у него в залоге находились 2 квартиры. Так, что если бы В. Марилов оказался неплатежеспособным, банк ничего не терял…
Но Виктор Степанович, как человек обязательный и порядочный, целых 1,5 года выплачивал «Цеснабанку» ежемесячно по 130 тысяч тенге, пока не нашлись грамотные люди, подсказавшие В. Марилову, как его тонко и продуманно облапошили. После смерти А. Мариловой к руководству ее экологической организацией ТОО «EcoAir» пришла ее ближайшая подруга Майгуль Кумарбаева. Возглавила и продолжила деятельность по просьбе мужа Антонины Федоровны. Сам он – человек простой и рабочий, без высшего образования, отлично понимал, что попросту не «потянет» в этой сфере. Именно М. Кумарбаева, назначив аудит, и нашла в бумагах покойной страховой полис. Нашла и взбунтовалась, осознав всю суть банковских махинаций. С тех пор и началась длинная череда судебных процессов, длившихся около полутора лет, и завершившаяся полной победой М. Кумарбаевой, действовавшей в интересах В. Марилова. На суде были зачитаны результаты гистологической экспертизы, где черным по белому значилось, что причиной смерти А. Мариловой не могла явиться небольшая доза коньяка, а все дело в остром коронарном спазме. Не вышло у банкиров очернить память усопшей. Развенчали на суде и другие их неблаговидные дела. Судьи Усть-Каменогорского горсуда И. Жаров, А. Володкина и Е. Евсеева подчеркнули в своих решениях, что утаив информацию о страховке кредита и от В. Марилова, и от страховой компании, «банк умышленно ввел стороны в заблуждение и пытался получить незаконный доход». И в этом неблаговидном поступке его уличили! В общем, суд обязал «Цеснабанк» освободить обе квартиры, принадлежащие В. Марилову по праву наследования, от залога, и все навязанные соглашения расторгнуть, вернув деньги истцу.
Спустя год мы решили поинтересоваться: все ли решения суда исполнены ответчиками, и вновь обратились к М. Кумарбаевой и В. Марилову. Выяснилось, что деньги, незаконно полученные в доход, «Цеснабанк» выплатил Виктору Степановичу лишь спустя полгода! До последнего тянули, заводя рака за камень, ссылаясь даже на интересы других клиентов, пострадавших, якобы, из-за действий В. Марилова. Вот что называется перенести все с больной головы на здоровую! Подобными казуистическими приемчиками банкиры надеялись выиграть вышестоящие суды. Но и апелляционная, и кассационные инстанции, разобравшись в обстоятельствах, оставили решение горсуда в силе, специально отметив, что «известить страхователя – АО СК «Коммеск- Омир» о наступлении страхового случая обязан был Выгодоприобретатель, то есть АО «Цеснабанк», который этого не сделал». А еще, проанализировав все факты, ВК облсуд четко зафиксировал, что «В. Марилов был введен в заблуждение сотрудниками банка», потому и взял на себя обязательства жены. В итоге суд пришел к выводу: «ДЕЙСТВИЯ АО «ЦЕСНАБАНК» НЕ ОТВЕЧАЛИ ПРИНЦИПАМ ДОБРОСОВЕСТНОСТИ, РАЗУМНОСТИ И СПРАВЕДЛИВОСТИ!» Иными словами, были, мягко говоря, не порядочными.
– Сначала в банке меня пугали, что отберем, мол, квартиры, и вышвырнем на улицу, – вспоминает Виктор Степанович. – А в итоге до сих пор так и не вернули в мою собственность заложенное имущество, невзирая на решение суда!
— Да, «Цеснабанк» злостно не исполняет решения всех судебных инстанций, – говорит М. Кумарбаева, – Деньги вернул, а с квартирами расставаться явно не хочет. Выходит, и суд не указ! Я намерена обратиться в Национальный банк, надзирающий за банками второго уровня, и прокуратуру. Существует срок исковой давности в 3 года по страховкам, и если банк не истребует деньги до конца 2013 года – потеряет все. Тем не менее, они это почему то не делают. А возврат квартир связывают со страховкой. Волокитят дело. Что тоже незаконно в отношении Виктора Степановича. Страховка – это уже их дело! Погнались за несправедливыми барышами, а в итоге могут потерять все.
Нелишне упомянуть, что в нашем законодательстве предусмотрена административная и уголовная ответственность за неисполнение решения суда. Так статья 524 Административного Кодекса РК предусматривает штраф до 20 МРП для должностных лиц, либо арест до 10 суток. В случае совсем уж злостного игнорирования судебных решений применяется уголовная ответственность: штраф вырастает до 200 МРП, а кроме него могут грозить общественные работы в пределах 120 – 180 часов, и даже тюремное заключение сроком до 1 года (статья 362 (ч. 1) УК РК). Было бы очень забавно лицезреть кое-кого из банковских служащих, подметающих городские улицы! А что? Общественно-полезный труд отменно проясняет сознание! Хотя, думается, вряд ли бы даже это они делали добросовестно…
Подобные неправедные действия «Цеснабанка» против клиентов, увы, не единичны. Прямо тенденция намечается. Достаточно ознакомиться с целым рядом решений, вынесенных городским и областным судом. И дело, думается, вовсе не в предвзятом отношении суда к «Цеснабанку», а в той порочной практике, когда банкиры в погоне за барышами, нередко сами нарушают закон. Удерживают в залоге квартиры и распоряжаются расчетными счетами клиентов, пытаются внесудебным порядком выставить на торги заложенную недвижимость, не имея на это права, и даже норовят не заплатить своим поставщикам, оказавшим им услуги и выполнившим для банка определенную работу. Так, облсуд снял обременение в виде залога на квартиру гр-на А. Н., удерживаемую «Цеснабанком», а гр-ке Д. О. сохранил средства на сберегательном счете, с которого банкиры самовольно списывали платежи и пеню. Но если это дела, так сказать, рядовые и житейские, то случай, произошедший с индивидуальным предпринимателем М. Р. более масштабен. Он заключил договор с неким К. на поставку зерна, и произвел тому предоплату в размере 90 миллионов тенге. Однако ни зерна, ни своих денег с 2007 года так и не увидел! Нелишне сказать, что гарантом сделки выступал «Цеснабанк», выдавший М. Р. должным образом составленную банковскую гарантию. Когда бизнес последнего «навернулся», банк обоснованно забрал имущество Р., заложенное по кредитам на сумму 224 млн. 700 тыс. тенге, но отказался в выплате гарантийных денег. В судах предприниматель провел несколько лет, и даже дошел до Верховного суда РК. Наконец, в 2012 году, справедливость восторжествовала, и суд обязал «Цеснабанк» вернуть 90 млн. тенге М. Гарантия – есть гарантия!
Еще один, довольно скандальный факт имел место пару лет назад, когда «Цеснабанк» попытался продать с торгов магазин «Старт» по пр. Абая, принадлежавший двум ТОО. Суд выяснил суть конфликта и установил неправомерность действий банкиров. А дело было в следующем: предприниматели взяли в банке приличный кредит, обеспечив в качестве залога магазин «Старт» с прилегающим земельным участком. Однако в трехстороннем договоре было четко указано, что позже залоговая недвижимость будет заменена – вместо магазина «Старт» будет выставлено имущество по ул. Солнечная. Банк с этим согласился, договор был подписан и выдан кредит под 14,5% годовых. И все бы шло хорошо, но через год «Цеснабанк» в одностороннем порядке поднял процентную ставку до 18%, и отказался произвести замену залогового имущества. Видно, магазин «Старт», оцененный в 85 млн. тенге, показался более лакомым куском! Предприниматели на такое обиделись, с самовольным изменением условий кредитования, естественно, не согласились, и прекратили выплаты, обратившись в суд. В ответ «Цеснабанк» поспешил выставить «Старт» на торги. Но поспешишь, как известно, людей насмешишь! Суд досконально разобрался во всех нюансах дела, и справедливый иск коммерсантов к банку удовлетворил. Внесудебная реализация их имущества была прекращена и «Цеснабанку» категорически запретили такие действия!
Многие знают, что 3 года назад головной офис ВК филиала АО «Цеснабанк» перебрался в новое здание на ул. Пролетарская 120/1, как бы демонстрируя свою состоятельность и надежность. Вопросы престижа понятны, как и то, что банк располагает средствами для расширения и строительства. Однако и новоселье не обошлось без инцидента. На сей раз недовольными остались строители, производившие монтажные работы в новом помещении банка: им не доплатили за труд около 1,5 миллиона тенге. Истец, а им оказалась строительная фирма ТОО «ВК АлмаСервис», обратился в суд с требованием взыскать задолженность и неустойку за проволочку. На наш взгляд, хотя бы это дело, банк мог решить миром, не доводя до судебного разбирательства! Мы изучили все обстоятельства, и вот что выяснили: строители заблаговременно разработали ПСД, в банке ее одобрили и утвердили. На основании этого застройщики выполнили монтажные работы и подключили здание банка к сетям ВК «РЭК». Но в последний момент банкиры потребовали установить вакуумный выключатель, не вошедший в ПСД, и не включенный в смету. В общем, по-видимому, захотели бонус! А когда им в сверх-услугах отказали, решили не доплатить. Ударить, так сказать, строителей по карману! Но суд разобрался во всей подоплеке, и обязал «Цеснабанк» исполнить свои договорные обязательства. Отсюда вывод: требуя от клиентов честности и порядочности, хорошо бы и самим поступать справедливо и порядочно, в строгом соответствии с законом! А то какие-то «двойные стандарты» получаются. Некрасиво, однако…
Сергей ВАСИЛЬЕВ