СТРОИТЕЛЬНЫЙ ОБМАН

Газета "Flash!"

Некоторые темы уже до того навязли за это время, что и писать не хочется. Однако, приходится. И люди идут в редакцию со своими бедами, и если молчать — то всё так и будет продолжаться. А разве можно смириться с происходящим вокруг?


Так вот, одна из таких «долгоиграющих» тем – это качество строительства. Самый яркий символ строительства по-казахстански – это рухнувший на глазах новый жилой дом в микрорайоне «Бесоба» в Караганде.

За такими, ставшими известными всему миру случаями, как-то теряется еще одна важная сторона строительства – частные заказы. А ведь, сколько их, таких заказов – строятся индивидуальные жилые дома, гаражи, дачи, частные офисные здания и так далее. И беспредела здесь не меньше, чем при «большом» строительстве!

Рассказывает жительница Усть-Каменогорска Наталья Егорова:

– Весной 2009 года я искала фирму для строительства гаража. Обратилась в ТОО «Генремстрой». Меня подкупило то, что там, как и положено, оформили договор, предоставили юридические документы – лицензию, при приёме денег – приходный ордер, кассовый чек. Солидная фирма – подумала я. По договору гараж мне должны были построить за 3 месяца. Однако уже через месяц я поняла, что, как говорится, «не было у бабы хлопот, да купила порося». При таких темпах работ элементарную стройку могли растянуть на несколько лет. Да и лучше бы они вообще не брались за работу! Тому, что они всё-таки сделали, трудно дать оценку! Разве что нецензурными выражениями!

В итоге, гараж мне так и не построили, ни в оговорённый срок, ни позднее. А то, что они сделали – нужно сносить. На этот счёт своё заключение дал эксперт. Я потеряла 400 тысяч, заплаченных фирме в качестве предоплаты, да ещё более 60 тысяч нужно было потратить на снос!

На мои претензии фирма не отвечала. Пришлось обращаться в суд. На судебные заседания представители «Генремстрой» не являлись, и 8 февраля 2010 года судья Усть-Каменогорского горсуда И.Жаров вынес заочное решение: взыскать с ТОО «Генремстрой» в мою пользу 490 439 тенге понесенных расходов и убытков

– Можно предположить, что взыскание оказалось весьма непростым?

– Не то слово! Уже три года я не могу взыскать с «Генремстрой» ни тиына! Выясняется, что у них ничего нет, кроме документов. Хотя выдача лицензии на строительные работы предполагает наличие материальной базы, притом, весьма солидной – механизмы, машины, специалисты. Хотя бы база, хотя бы арендуемая. Но судебные исполнители ничего не находят.

Долгое взыскание происходит классически. Вы подаете исполнительный лист по территориальности ответчика. В моем случае это Усть-Каменогорский отдел №2 судебных исполнителей. Так как фирма зарегистрирована в Усть-Каменогорске. После того, как я направила исполнительный лист в это госучреждение, началось сказочное действо. После трех месяцев нахождения исполнительного листа у него, судебный исполнитель Е. Сыгаев заявил мне, что УК отдел №2 судебных исполнителей не может заниматься исполнением данного решения суда, так как юридический адрес фирмы – поселок Опытное поле, а это Глубоковский район. Он предложил свои услуги по ускорению передачи моего исполнительного листа в Глубоковский участок. Мне оставалось под его диктовку написать заявление, поблагодарить его и начинать работать с глубоковскими судоисполнителями. Два года прошли в гордом молчании Глубоковского территориального отдела. Ни отписки, ни письма, ни уведомления, ни звонка я за это время не получила. Мои действия по выяснению непосредственного судебного исполнителя и информации о том, как продвигается исполнение судебного решения не дали никаких результатов. Мне пришлось обратиться к помощи общества защиты прав потребителей. При их поддержке я повторно направила исполнительный лист в Усть-Каменогорский теротдел №2. Совершенно обоснованно – ведь в Опытном поле зарегистрировано место жительства только учредителя фирмы ТОО «Генремстрой» Березницкой Н.П. А место нахождения самой фирмы чётко указано в её уставе – ул. Ушанова, 94. И это хорошо знали судоисполнители, когда переправляли дело в Глубокое! Но им важно было спихнуть его под любым предлогом.


После возврата исполнительного листа в областной центр ничего не изменилось. На мои звонки судоисполнители не отвечали, в приёмные дни застать их было невозможно. Если удавалось дозвониться, то я слышала одно и то же – «перезвоните через неделю». Мне вообще заявили, что если у ТОО нет никакого имущества, то взыскание будет невозможно.

Интересно – на момент получения лицензии имущество у них было, иначе законным путем они бы ее не получили. А куда же оно делось? Если они его распродали или переоформили за время судебных разбирательств – нельзя ли это квалифицировать как мошенничество? Но никто не собирается вникать в это, интересоваться, делать запросы, принимать решения. Факты об активной финансово-хозяйственной деятельности ТОО, которыми я располагаю, судоисполнителей не интересуют. Мне рекомендовано обращаться в полицию. А в полиции, в свою очередь, рекомендуют работать с судоисполнителями, так как вынесено судебное решение. За 3 года не наложен даже арест на уставной капитал ТОО, и он не взыскан в мою пользу. Складывается ощущение, что судоисполнители Глубоковского теротдела и УК теротдела №2 действуют или бездействуют в интересах ТОО «Генремстрой».

А вообще можно сделать вывод, что вся наша правоохранительная система направлена на то, чтобы человек сам решал свои проблемы. Без заявления правоохранители не будут ничего делать, а если обратишься – тоже ничего не будут делать, пока ты сам не проведешь собственное расследование и не предоставишь факты.

– Какие именно?

– Чтобы сдвинуть мое дело с мертвой точки я должна самостоятельно провести расследование и выяснить «явки и пароли», собрать информацию, как минимум о трех пострадавших от этой же фирмы, с указанием их РНН, удостоверений личности и адресов. И все это в заявительной форме предоставить в финполицию, прокуратуру и ДВД. После этого получить официальные ответы и погрузиться в размышления – а что же делать дальше? А дальше нужно получить консультацию, написать следующие заявления, получить очередные официальные ответы, и так далее, до бесконечности. Человек превращается в клоуна, он смешон с этой бумажкой, которая называется «решение суда», и которая начинается с изображения Герба Республики Казахстан. Над ним не смеется только ленивый. Должники прекрасно преуспевают, и хохочут в лицо. Чиновники постоянно рекомендуют перезвонить через неделю. И ни по каким срокам исполнения судебного решения ни тех, ни других привлечь невозможно. Теоретически добиться исполнения решения суда можно. Но при трех обязательных условиях: ты должен быть абсолютно здоров, свободен во времени и располагать средствами. Так, чтобы написать заявления нужно знать, как заполнить их «шапки», нужно обойти все учреждения. Чтобы отправить заказные письма по Казахстану требуется не менее 300 тенге на 1 письмо, а их нужно отправить десятки. Прибавьте расходы на ксерокопии (1 стр. – 10 тенге), а если нотариально заверенные – несколько сотен тенге, на проезд, телефонные переговоры и прочие расходы. Можно подытожить – чтобы отстаивать свои права, идти законным путем – нужно тратить на это около 10 тысяч в месяц! И неограниченное количество времени и нервов! Всем этим не обладает как минимум 80% жителей города, да и республики.

– Да, картина известная и печальная.

– Люди совершенно беспомощны в этой ситуации. И, похоже, никто и не хочет им помочь. Может быть, такая беспомощность и выгодна? Ведь продолжает существовать эта фирма уже три года после решения суда! Нет никаких информационных центров бесплатной правовой помощи. Нет никакой социальной рекламы – где, например, получить информацию о добросовестных строительных компаниях. Если вы нездоровы, у вас нет времени и нет достаточных средств – остается махнуть на все рукой, простить должника, или устраивать самосуд?

– А что действительно делать? Тупик?

– Может быть, и есть такие центры правовой помощи, может быть, и выделяются на это какие-то средства, но, наверное, они имеют «четвертый уровень секретности», потому что их не видно и не слышно.

– Что мешает гражданам самим объединиться и создать такой центр правовой помощи?

– 80% населения нашего города, да и всего Казахстана, живет от зарплаты до зарплаты (если она есть), или от пенсии к пенсии, ограничены во времени, быт съедает 90% каждого дня жизни. Дай Бог остаться на плаву, какие уж тут объединения! Самым лучшим вариантом было бы выделение средств из бюджета хотя бы на двух юристов, оргтехнику и компьютерщика, которые бы оказывали помощь в правовых вопросах и предоставлении информации, например, о тех же строительных компаниях. Чтобы желающие построить дом, отремонтировать квартиру за приемлемые деньги, могли спокойно это сделать, и не попасть в руки аферистов. Со временем это может превратиться в опубликование рейтингов фирм, доступных всем желающим. У человека самое главное в жизни – это семья и дом. Проблема обустройства этого дома по социальной значимости стоит на втором месте. И если здесь возникают неприятности, неразрешимые ситуации, если здесь бал начинают править всякие проходимцы, то жизнь становится невыносимой и социальное напряжение растет. Не надо быть супераналитиком, чтобы предвидеть это.

А что предпринимают власти? Давайте посмотрим хотя бы стратегию акимата по развитию и контролю хотя бы строительной отрасли! Не планы, а именно стратегию! Которая учитывает не только интересы гигантов строительной отрасли, но и небольших фирм, с которыми чаще всего сталкивается человек в сфере услуг. Ведь строительство, ремонт – это те же услуги.

На государственные деньги содержатся структуры, выдающие фирмам лицензии, контролирующие их. А почему нет государственных структур, помогающих пострадавшим от плохого контроля чиновников над теми же строителями?

– Идея хорошая. Наша газета полностью её поддерживает и готова подключиться к этому важному делу. А пока такой структуры нет, может быть, обратимся ко всем пострадавшим от деятельности ТОО «Генремстрой» и подобным ей фирмам с предложением обращаться к нам в редакцию.

Денис ДАНИЛЕВСКИЙ