Я НЕ УБИВАЛ!

Газета "Flash!"

Житель Риддера Анатолий Доманов, приговорённый к пожизненному лишению свободы за убийство, утверждает, что он не убивал. Впрочем, об этом же говорят и его подельники по преступлению. Однако, ни следствие, ни суд не принимают эти показания.


Это чудовищное преступление произошло в 2007 году, в августе, в Риддере. Три приятеля – Анатолий Доманов, работавший водителем служебной машины в городском акимате, И.Матунов, И.Ручьёв распивали пиво в саду Совхозного микрорайона. Видимо, под воздействием пивных дрожжей Ручьёв предложил напасть на пункт приёма цветных металлов. Он же на своей «девятке» повёз приятелей на «дело», прихватив из дома обрез и патроны. Доманов по пути также захватил такой же обрез и патроны. Приятели продумали всё: взяли даже спортивные шапочки, из которых сделали 3 маски с прорезями для глаз.

Около 23 часов они подъехали к месту. Зная, что, здесь имеются камеры наблюдения, они не стали надевать маски. По их схеме скрыть лицо они должны были только в тот момент, когда услышат шаги охранника. Однако, двери им открыл сразу же находившийся в помещении П.Гусляков.

Ручьёв прошел в помещение, где находились В.Никифоров, А.Линёв и А.Кайманаков. Преступник наставил на них обрез и заставил лечь на пол. Доманов и Матунов завели Гуслякова. Затем они опустошили сейф, забрав 230 000 тенге, и взяли сотовые телефоны захваченных ими людей. Ручьёв разбил камеры и, экран телевизора, тюнер.

Камеры были уничтожены. Но оставались свидетели, которые видели грабителей. Ведь маски преступники не успели надеть. Поэтому их погрузили в багажник машины Ручьёва и машины Линёва. Никифорова посадили в салон этой машины.

На двух машинах они отъехали на 8 км. от Риддера к левому берегу Быструхи в урочище Колотушки.

И начали расправляться с несчастными по одному. Сначала Ручьёв и Доманов отвели на берег реки Линёва. Ручьёв накинул ему петлю на шею и стал душить. Когда тот потерял сознание, он выстрелил ему в голову и сбросил труп в реку.

Такая же участь ждала и остальных. По версии следствия Гуслякова на берег реки повели вместе Ручьёв и Доманов. Затем Доманов выстрелил в голову Гуслякова, но промахнулся, попал в правую руку. Потом ещё раз выстрелил в голову, теперь уже точно.

Потом приятели подожгли машину Линёва – ВАЗ 2102. И скрылись с места преступления. На следующий день трупы четырёх убитых мужчин были обнаружены на мелководье близ берега. Их нашли горожане, ехавшие на покос. Через год все подельники были приговорены к пожизненному заключению.

Однако, начиная с явки с повинной 24 августа 2007 года и на протяжении всего следствия и суда, Анатолий Доманов полностью отрицал свою вину в совершении убийства. Он рассказал, что Ручьёв предложил своим подельникам, что работников пункта нужно вывезти в лес, чтобы запугать. Так, дескать, они точно не обратятся в полицию. Умысла на убийство у Анатолия не было. Он вёл машину Линёва, а свой обрез отдал Матунову. Но когда приехали в урочище, Ручьёв уже стал говорить другое – парни видели их лица. поэтому их необходимо убить. Анатолий Доманов возразил, но Ручьёв стал угрожать уже ему. Доманов понял, что убьют и его. Он был безоружным и подчинялся приказам Ручьёва, боясь расправы над собой.

По его словам, Ручьёв действительно приказал ему убить Гуслякова. Доманов взял свой обрез у Матунова, но умышленно промахнулся. Матунов забрал у него обрез. Анатолий вернулся к машинам, и в это время прозвучал выстрел. Кто именно убил Гуслякова – он не знает.

Невиновность Доманова в убийстве подтверждается экспертизой его одежды. На ней не обнаружены пятна крови. Подельники также в своих показаниях и на следственных экспериментах не указывали на то, что Доманов убил Гуслякова. Только впоследствии Ручьёв, видимо желая уйти от ответственности, стал утверждать, что Доманов убил Гуслякова, а Матунов – Кайманакова.

Кроме показаний Ручьёва других доказательств убийства Гуслякова Домановым нет. Но суд отдаёт предпочтение показаниям Ручьёва. Но является ли это доказательство достоверным?

Доманов осуждён по ст. 96 УК РК – убийство двух и более лиц. Но даже по версии суда Доманов убил одного человека – Гуслякова! В приговоре написано, что Доманов холост. Однако суду было предъявлено свидетельство о браке и о рождении ребёнка.

Если в совершении преступления обвиняются несколько подсудимых, суд разрешает все вопросы в отношении каждого подсудимого в отдельности, определяя его роль и степень участия в совершенном деянии – так гласит ч.4 ст.371 УПК РК. Но суду было проще, не вникая в тонкости фактов и обстоятельств назначить всем подсудимым одну меру наказания.

При этом государственный обвинитель Д. Жаксенов запросил для Доманова 24 года лишения свободы.

Да, совершенно очевидно, что Доманов – преступник, намеренно совершивший тяжкое преступление – разбой. И никаких иных чувств, кроме негодования, возмущения и отвращения, у автора такие недочеловеки не вызывают.

Но государство не должно уподобляться таким преступникам. Всё должно быть по закону, в том числе и определение наказания. Сегодня необоснованно осудили Доманова, завтра так же, не разобравшись, осудят другого. Правовой беспредел – это страшно. Впрочем, этот беспредел уже давно стал нормой нашей жизни.

У матери Доманова только одна надежда – может быть, Генеральная прокуратура вынесет протест. Она твёрдо знает, что её сын виноват, он преступник, хранил дома незаконно приобретённое оружие, совершил вооружённый разбой. Но он не убивал. Может быть, разобравшись ещё раз во всех обстоятельствах, ему назначат строгое наказание, длительный срок, но не пожизненное заключение.

Александр ХАРЛАМОВ

руководитель правозащитного, антикоррупционного агентства «Секрет Сервис», Риддер