ПОЛЦАРСТВА ЗА КОНЯ

Газета "Flash!"

— Только в Зайсанском районе за 2,5 года было украдено более 1000 голов скота, — сообщили нам по телефону наши читатели из Зайсана. На встрече акима области Бердыбека Сапарбаева с жителями района он обещал серьезно заняться этой проблемой. Но пока сдвигов никаких, как воровали, так и воруют.


Барымта – воровство, угон скота… Эта реальность казахской степи XVIII-XIX веков спустя полтора столетия вернулась в жизнь уже в веке XXI. По сути, мы опустились снова чуть ли не в средневековье. Что же людям делать? Ведь лошадь – это больше, чем животное. Для многих – это жизнь в прямом смысле слова. Украли лошадей – и жизни нет, украли единственный источник существования. Мы обратились в департамент внутренних дел области, задали полицейским следующие вопросы:

1. Каковы масштабы скотокрадства в целом по области в 2010-м, 2011-м и за истекший период 2012 года? В каких регионах этот вид преступления приобрел наибольшие размеры?

2. Что предпринимают правоохранительные органы для борьбы со скотокрадством?

3. Сколько случаев скотокрадства было раскрыто, сколько дел передано в суд, и, если есть такие данные – сколько лиц осуждено?

4. Каков социальный состав скотокрадов: это безработные, лица БОМЖ, приезжие «гастролеры», или свои, местные, молодежь, люди в возрасте или какие-то другие социальные группы?

5. Что нужно сделать органам исполнительной власти, правоохранительным структурам, самому населению, чтобы если уж не совсем изжить скотокрадство, то хотя бы снизить его уровень?

Ответов на свои вопросы мы пока не получили, но зато в ДВД провели брифинг на эту тему. На нем побывал редактор Агентства правовой информации и журналистских расследований «Витязь» Алексей Божков. Ниже мы предлагаем его репортаж о брифинге.

«Полцарства за коня готовы были отдать некие перекупщики. Причем конь должен был быть украденным в Восточном Казахстане, а приехать в Алматинскую область на грузовике. У похитителей все было готово, даже документы на вывоз животных. Но, не повезло – попались….

Скотокрадство сегодня пользуется все большей популярностью. Этому способствует и стоимость товара, и относительно безопасный способ похищения чужого имущества. Парадоксально, но владельцы имущества охраняют все, кроме дорогостоящего скота. Если квартиры закрывают на железные двери, а на окнах решетки, если на машине стоит сигнализация, то скот не защищен никак! Его не хотят охранять по договоренности, не желают нанимать пастуха, да и пастухом никто не желает работать. И проблему эту, которой должны заниматься акимы, не решают никак. Даже отряды самоохраны на сегодня можно перечесть по пальцам.

Как результат, данный вид преступлений, относящийся к труднораскрываемым (раскрываемость 35,7 процента), где нет свидетелей, нет следов, зачастую даже неизвестно место преступления, становится весьма популярным. Впрочем, бывают факты и простого ухода скота. И, если полиция фиксирует 650 фактов пропажи скота за 9 месяцев 2012 года (724 за 9 месяцев 2011 года), из которых закончено производством 248 дел, то из них около 25 процентов – уход скота с выпаса в неизвестном направлении. Бывает, что ведется поиск одной коровы по нескольку раз из-за нерадивого хозяина. А она вполне может стать и причиной тяжких ДТП, как это было в Акмолинской области.

Но, уж если совершена кража, то совершается она либо местными жителями, либо жителями соседнего района, либо (были факты) крупными крестьянскими хозяйствами. Делается это весьма просто: пришел или приехал, посмотрел – скот безнадзорный; назавтра приехал – картина та же; на третий день увел пару-тройку лошадей или коров. Крестьянские хозяйства, забивая чужие 20 голов, сохраняют свои 20 голов, да еще и прибыль получают. Ущерб достигает нескольких миллионов тенге! А владельцы, бывает, спохватываются только осенью, так как с мая состоянием животных не интересовались.

Чтобы этого избежать, говорят полицейские, пора уже ввести обязательный учет скота. Не важно, какими способами, главное, чтобы был документ. А то уже до драк доходит в спорах о принадлежности телят. Сразу вспоминается фрагмент сериала «Убойная сила», где Вася Рогов дактилоскопировал корову и определял ее принадлежность пожилой женщине.

В общем, пока люди сами не спохватятся, и не получат поддержку со стороны органов исполнительной власти, мы так и будем толочь «воду в ступе». Ведь не смотря на все меры (и отработки, и досмотры транспорта, и проверки рынков) ситуация все та же.

Последние факты тому свидетельство. В Таврии уснувшие пастухи упустили 250 коров, потом «всем миром» их искали и собирали. В Шемонаихе освободившийся из мест лишения свободы увел лошадь, но члены отряда самоохраны его задержали. В Зайсанском районе лишь благодаря бдительности жителей удалось задержать трех человек на КамАЗе, ожидавших погрузки 21 лошади, с уже готовыми документами. Еще 21 лошадь они успели вывезти в Алматинскую область. А это значит, воры уже ничего не боятся, и крадут открыто. Особенно в Уланском, Жарминском и Тарбагатайском районах. И меры нужно принимать адекватные».

Почему-то не сказали полицейские, что в цепочке скотокрадства участвуют многие, не только те, кто уводит лошадей или коров с пастбища. Ведь мало увести, нужно еще и реализовать. Здесь, скорее всего, задействованы и ветеринары, выдающие скотокрадам фиктивные справки, и владельцы незаконных убойных цехов. В преступном «конвейере», видимо, задействованы и владельцы рынков, и торговцы, перекупщики мяса. Нужно отсекать звенья этой цепи, тогда сложнее будет реализовать краденое.

А вообще скотокрадство – проблема социальная. На селе громадная безработица. Молодежь слоняется без дела и без заработка. В такой ситуации и возникает почва для скотокрадства, как наиболее легкого способа поживиться.

Историки говорят, что в раннем средневековье барымта не была воровством. Если обидчик по решению суда биев не выплачивал кун – определенное число лошадей или баранов за нанесенный ущерб, тогда аксакалы принимали решение насильственно увести скот в качестве компенсации. Позднее под барымтой стали понимать уже элементарное воровство. Таким является скотокрадство и сегодня. А вор, как говорил Глеб Жеглов, должен сидеть в тюрьме. Никаких оправданий скотокрадству нет.

Алексей БОЖКОВ

Денис ДАНИЛЕВСКИЙ