Об уникальном проекте, и о том, почему он не воплощен в жизнь
О том, что основным веществом, загрязняющим атмосферу Усть-Каменогорска, является диоксид азота, знают, наверное, уже все горожане. Также как и о том, что диоксид азота — это продукт деятельности в первую очередь ТЭЦ.
Обратимся к официальным данным Казгидромета. По содержанию диоксида азота в атмосфере областного центра наблюдается постоянное превышение, причём значительное. Так, за прошлый год и 9 месяцев нынешнего превышение по диоксиду азота более 2 предельно допустимых концентраций зафиксировано в течение 13 месяцев. Особого снижения по этому показателю не наблюдается и в летние месяцы, когда отопительный сезон заканчивается. Например, летом этого года диоксид азота составил в атмосфере города 1,8 ПДК (июнь), 1,5 (июль) и 1,8 – август. А ведь диоксид азота – опаснейшее вещество, способствующее развитию онкологических заболеваний.
Разговоров на эту тему было столько, что на них в общей сложности потратили, наверное, не один год. А вот дел мало. Между тем, уже давно есть проект, причём, опробованный на реальном производстве, который мог бы кардинально решить проблему снижения выбросов диоксида азота. И реально оздоровить атмосферу города. Проект разработан специалистами Усть-Каменогорского металлургического комплекса «Казцинка».
Рассказывает бывший главный теплотехник «Казцинка» Геннадий Севидов. Только в прошлом году, в возрасте 73 лет, Геннадий Павлович ушёл на пенсию.
– На металлургическом комплексе огромный объём вторичных энергоресурсов. Это тепло печей, пар технологических параметров. Это и тепло водооборотных систем, которое через градирни выводится в атмосферу, безвозвратно теряясь.
С появлением тепловых насосов стало возможным преобразовывать тепло промышленных сточных вод в тепло горячей воды. А после того, как вода пройдет этап деаэрации, температура воды достигнет 103-105 градусов и ее можно использовать для снабжения горячей водой жилого массива города через тепловую схему УК ТЭЦ.
Опыт использования теплового насоса на УК МК уже есть. С 1999 года мы эксплуатируем насос НТ-3000. Он греет воду для химводоочистки и охлаждает оборотную воду, которая потом используется в производственном процессе. Экономический эффект от насоса – 12 млн. тенге в год.
– Геннадий Павлович, расскажите подробнее о самом тепловом насосе. Что это за устройство?
– Человечество почему-то только сейчас пришло к мысли, что вокруг нас колоссальные запасы тепла. Ведь 70% земной поверхности занято водой. Природа сама нагревает воду. Но чаще всего люди не в состоянии использовать это дарёное тепло, потому что оно «холодное». На самом деле, трудно представить, как использовать для отопления воду температурой в 10 градусов! И только после изобретения теплового насоса это стало возможно.
Говоря просто – тепловой насос охлаждает поступающую воду. Отобранное у воды тепло и энергия через компрессор и конденсатор нагревает воду и передаёт её в систему отопления, а охлаждённая вода сбрасывается в приёмную скважину. Это весьма приблизительная схема работы. Примерно по такому же принципу работает и холодильник, забирая тепло с продуктов, охлаждая их и выбрасывая отобранное тепло в атмосферу через радиатор. А тепловой насос позволяет это тепло направить на отопление и подачу горячей воды. При этом источником для работы теплового насоса может служить любая проточная вода с температурой от 5 до 40 градусов. Чаще всего используют артезианские скважины, нагретые промышленные сбросы, градирни, незамерзающие водоёмы.
– Действительно, простая и в то же время уникальная технология. В чём же заключается проект, разработанный на «Казцинке»?
– Мы предложили использовать тепло промышленных сточных вод. Для этого нужно установить 5 тепловых насосов типа НТ- 6000, выпускаемых ЗАО «Энергия» (Новосибирск). Помещение для теплонасосной станции уже есть. В отопительный период выработанное насосами тепло используется для собственного отопления и горячего водоснабжения. А летом горячая вода передаётся УК ТЭЦ для подачи в квартиры горожан.
– Какое количество тепла «Казцинк» может подать городу?
– Когда заработают все 5 тепловых насосов, мы можем подавать более 511 тыс. Гкал в год. Много это или мало? Судите сами. УК ТЭЦ отпускает потребителям 2,6 млн. Гкал тепла, из них 200 тысяч в виде пара. Получается 20% от мощности ТЭЦ. Т.е. мы можем закрыть пятую часть потребителей города. И это абсолютно экологически чистая технология, без всяких выбросов в атмосферу.
– Если этот проект заработает, то, получается, что в самые жаркие дни лета, когда больше всего пресловутых «неблагоприятных метеорологических условий», на 20% снизятся и выбросы в атмосферу диоксида азота?
– Конечно. Экономия угля составит более 145 тыс. тонн. Для сравнения – это 2900 железнодорожных вагонов. Выбросы диоксида азота уменьшатся на 1105 тонн, золы – на 368 тонн, на 19180 тонн сократятся отходы, направляемые на золоотвал.
– Колоссальные цифры! И самое главное – произойдёт реальное оздоровление экологической ситуации в городе!
– Проект можно начинать хоть сегодня. Есть вся проектно-сметная документация и все согласования. Дело только в желании наших партнёров. Учтите, что ко всему прочему есть реальный опыт работы нашего теплового насоса.
Заметьте, что кроме самого главного – экологического, есть ещё и экономический эффект для горожан. В летнее время стоимость горячей воды может снизиться почти в 3 раза. Добавлю, что для обслуживания установки мощностью до 10 МВт требуется не более 1 оператора в смену. На всю теплонасосную станцию «Казцинка» необходимо, с учётом сменности, всего 5 человек.
– Со всех сторон прекрасная идея. Почему же она до сих пор так и не воплотилась в жизнь?
– К сожалению, кроме совещаний и переписки дело пока так и не двигается. Уже почти 10 лет. В разное время разговоры по этой теме активизировались. Так было при Храпунове. Он дал поручение рассмотреть наше предложение и даже продумать возможность финансирования из бюджета. Тогда вроде бы решили, что заказчиком проекта будут УК тепловые сети, как государственное предприятие, и долевое участие примут «Казцинк», УК ТЭЦ и УК ТС. Но на этом всё и заглохло.
Не помог продвижению проекта даже личный контроль премьер-министра Казахстана Данияла Ахметова. Ещё в 2004 году на «Казцинке» побывала представительная делегация, ознакомилась с работой теплового насоса. Вопросом разработки и использования тепловых насосов занялись и специалисты Восточно-Казахстанского технического университета. Их заявку одобрили в правительстве. По распоряжению главы правительства министерством энергетики и минеральных ресурсов (министром тогда был В.Школьник) сформировали целую комиссию по проведению комплексных испытаний тепловых насосов. Вот выводы комиссии: «Результаты продемонстрировали эффективность применения теплонасосных установок (ТНУ) в системах теплоснабжения жилых и производственных зданий и системах утилизации низкопотенциальной теплоты промышленных предприятий. При этом коэффициенты преобразования теплоты составили от 4 до 8, то есть при затратах 1 кВт/ч электроэнергии на привод ТНУ получено от 4 до 8 кВт/ч тепловой энергии. Срок окупаемости затрат для промышленного теплового насоса НТ-3000 на «Казцинке» составил 2,5 года». Эта же комиссия посчитала целесообразной разработать программу производства и внедрения ТНУ в рамках стратегии индустриально-инновационного развития Казахстана на 2003-2015 годы за счёт инвестиционных средств институтов развития.
– Однако срок действия стратегии уже заканчивается, а воз, как говорится, и ныне там.
– Да, сдвигов никаких. Вторая волна совещаний и разговоров на эту тему пошла в 2010 году. Более двух лет назад в «Казцинк-Энерго» прошло совещание. Присутствовали представители областного акимата, «Казатомпрома», УМЗ, УК ТС, КазНИИ энергетики. Вновь все согласились, что проект нужный для города. Естественно, с учётом того, что прошло уже много лет, его нужно подкорректировать. Решили запросить техусловия на присоединение насосов к тепловым сетям Усть-Каменогорска, организовать встречу с руководством области и города, УК ТЭЦ, УК ТС, УМЗ для согласования интересов всех сторон. Свою готовность участвовать в проекте вроде бы выразил и «Казатомпром», где ныне руководит В.Школьник, дававший поручение по насосам в бытность министром. И после этого совещания снова всё заглохло.
Кстати, таких альтернативных источников тепла по городу много. Например, Согринская ТЭЦ сбрасывает 6000 куб. м. пара в час с температурой 30 градусов. Пар просто бесполезно уходит. А можно было бы пустить его на отопление и горячую воду. Руководство Согринской ТЭЦ обращалось к нам, запрашивало всю информацию. Но дальше этого дело не двинулось.
– А что же УК ТЭЦ и тепловые сети?
– Ещё в бытность директором УК ТЭЦ С.Тазина, он дал ответ на наше предложение. Суть его в том, что у ТЭЦ в летнее время есть свой переизбыток пара, и из-за отсутствия тепловых нагрузок станция вынуждена «сбрасывать» его вместе с циркуляционной водой в Ульбу. По этим причинам в летнее время ТЭЦ имеет ограничение по производству электроэнергии на 50% от установленной мощности. Поэтому наше предложение им невыгодно экономически. Нам предложили поставлять горячую воду напрямую тепловым сетям.
– И что ответили тепловые сети?
– В 2009 году нам пришёл факс от директора УК ТС В.Недовесова. Он пишет, что узнал о проекте … из газеты «Мой город»! А что – раньше не знал, что ли? И, якобы, заинтересовался, просит прислать всю информацию. Естественно, мы всё прислали. И на этом – тишина.
– А как воспринимает этот проект наша экологическая общественность? Ведь общественники, вроде бы, решительно настроены оздоровить атмосферу города.
– Экологическая комиссия Совета общественности, Центр экологической безопасности, Корешков, Лопаткин – в курсе. Но пока почему-то особого желания способствовать продвижению проекта с их стороны не видно. На мой взгляд, то, чем они занимаются – это важно, но не самое главное среди причин загрязнения воздуха. Мелкие котельные, автозаправки, конечно, тоже вносят свой «вклад» в это действительно грязное дело. Но главное – это снизить выбросы ТЭЦ. Почему проект «Казцинка» не вызвал у них особого энтузиазма – не знаю.
– Так что получается – безнадёжность какая-то? Важное, необходимое городу и горожанам дело – а как его продвинуть, воплотить в жизнь – непонятно. Везде стена.
– Я надеюсь только на политическую волю акима области. Если он вмешается, даст импульс – дело пойдёт.
Думается, что аким области на самом деле заинтересован в улучшении экологической ситуации в Усть-Каменогорске. Ведь экология, судя по опросам общественного мнения, является в областном центре одной из самых главных проблем, обостряющих общественно – политическую обстановку. А оно нужно – обострение? Ведь есть реальный план по кардинальному улучшению экологии. Конечно, вмешательство акима просто необходимо. Другое дело – хочет ли он сам вмешиваться в эту ситуацию? Позволят ли ему это сделать?
Кому невыгоден проект по переводу теплоснабжения части города от тепловых насосов? На наш взгляд, в первую очередь владельцам угольного разреза «Каражыра», поставляющим уголь на ТЭЦ. Вспомните цифру – экономия угля составит более 145 тысяч тонн. Сколько потеряют денег на Каражыре? Миллиарды. А разве позволит влиятельное угольное лобби терять такие деньги?
А здоровье горожан? – спросят читатели. Да какое здоровье, когда на кону такие суммы стоят! Ведь каражыринский уголь сверхлёгок в добыче. Загнал экскаваторы на бывшую полигонную землю – и черпай уголёк. А уголь очень плохого качества – низкокалорийный, высокозольный. Может быть, поэтому и не пошли широко в жизнь тепловые насосы не только в Усть-Каменогорске, но и по всему Казахстану. А ведь хотели даже в программу индустриально-инновационного развития включить!
А выгодно ли тепловым сетям снижение тарифа хотя бы даже только на горячую воду? Наконец, выгодно ли той же ТЭЦ снижать закупки угля? Ведь все эти затраты заложены в тариф, который неуклонно повышается. Народ за всё заплатит, так чего упираться с какими-то новыми технологиями? Если я неправ в своих рассуждениях – пусть те, о ком говорится, аргументированно докажут обратное.
Между тем, во всём мире уже давно пришли к выводу, что с тепловыми насосами не в состоянии конкурировать даже газовые котельные. Ни по экономическим, ни, тем более, по экологическим соображениям. Теплонасосные установки стали стремительно вытеснять другие способы теплоснабжения. Так, в Германии предусмотрена дотация государства на установку тепловых насосов в размере 400 марок на каждый кВт установленной мощности. В Японии ежегодно производится около 3 млн. тепловых насосов разной мощности. В США выпускают около 1 млн. насосов, а их доля в теплоснабжении составляет 37%. А вот в Швеции уже половина тепла вырабатывается тепловыми насосами. В столице страны Стокгольме 12% всего отопления города обеспечивается тепловыми насосами общей мощностью 320 МВт, использующими как источник тепла Балтийское море с температурой воды 8 градусов! В мире по прогнозам Мирового Энергетического Комитета к 2020 году доля тепловых насосов в теплоснабжении составит 75%.
А вот в соседней России этот показатель равен всего 0,1%. Столь низкий уровень использования тепловых насосов объясняется, наверное, влиянием олигархов: угольных, газовых, энергетических и прочих. Терять свои сверхприбыли им не хочется. Вот и тормозят они внедрение новых технологий. Хотя уже есть успешные примеры обогрева теплонасосами целого посёлка. Всего 2 насоса типа НТ – 3000 отапливают и подают горячую воду в посёлке Велижаны Тюменской области. Источником служит питьевая вода температурой 7-9 градусов. В Алтайском крае 3 насоса, используя грунтовую воду, обогревают посёлок подхоза «Мирный». А в литовском городе Каунасе ещё с 1995 года двумя насосами отапливается целый завод искусственного волокна. Источником тепла служат сбросы технологической воды.
В Восточном Казахстане лет 5-6 назад было разработано технико-экономическое обоснование перевода на новый способ отопления через тепловые насосы поселка Глубокое. Но на этом все и остановилось.
Что ж, Геннадий Павлович надеется только на политическую волю акима области. Действительно, аким или какой-то другой крупный начальник может железной рукой привести Усть-Каменогорск к светлому экологическому будущему. Но, думается, что своё веское слово должны сказать и сами горожане. Ведь все мы хотим жить в чистом воздухе, и никто из нас не хочет болеть онкологическими болезнями и умирать от рака.
Денис ДАНИЛЕВСКИЙ