КУДА УЕХАЛ ЛИФТ?

Газета "Flash!"

Лифты — головная боль сотен и тысяч устькаменогорцев. Причем, до 2007 года этой болью маялись исключительно простые горожане — исполнительным властям до этого не было никакого дела. И лишь последние 5 лет они немного зашевелились, стали изыскивать кое-какие финансовые резервы, и частично проблему лифтов решать. Только и поныне положение здесь далеко от идеала, и можно даже сказать «аховое» — финансов на всех катастрофически не хватает, бюрократических препон и проволочек масса, да еще и кое-кто из власть предержащих норовит при этом личный интерес проявить...


Незабвенный экс-аким Усть-Каменогорска Ислам Абишев оставил недобрую память в сердцах и умах многих горожан. Мы, конечно, не беремся говорить за весь областной центр, может, и найдутся десятка полтора тех, кому он помог с тендерами или еще чем, но вот жители 10-ти многоквартирных домов, которым в 2011-м году поставили некачественные китайские лифты, вряд ли поминают его добрым словом. Скажете, а причем тут экс-аким? Еще как причем! И мы это сейчас обоснуем, объективно и непредвзято, и пусть городские и областные власти дадут исчерпывающий ответ: как они собираются расхлёбывать последствия абишевской «лифтовой сделки», которую по настоянию бывшего главы города провернули более года назад? Ведь из казны безвозвратно ушли 74 миллиона тенге, а взамен был поставлен брак. При этом никто не понес никакой ответственности. И даже славные органы финансовой полиции, обычно чуткие к нарушениям капиталистической законности и расходованию бюджетных средств, почему-то пропустили мимо своих зорких глаз столь «лакомый кусок». Впрочем, по порядку.

Программа восстановления лифтов в Усть-Каменогорске мало-помалу начала работать с 2007 года. До этого в течение долгих 16 лет, прошедших с момента развала СССР, все городские лифты ветшали и ломались, неумолимо один за другим выходя из строя. Только когда положение стало критическим, и общественность забила в набат, власти ничтоже сумняшеся, выделили довольно смешные деньги на ремонт… аж трех лифтов! Вот они, первые счастливцы, кому повезло больше всех: жители домов по ул. Пролетарская, 156, пр. Ауэзова, 41 и ул. Дзержинского, 1. Лифты в этих домах запускали с большой помпой, в присутствии руководящих лиц акимата и невообразимого числа журналистов. Уже тогда обычный рабочий момент превратили в эпохальное событие века. Городского, конечно, масштаба. Но власть наша, которая, ни дня не может без «пиара», естественно, не могла пропустить такой повод для придания себе, любимой, положительного имиджа, и запуск 3-х лифтов «на ура!» осветили во всех СМИ. Казалось, дело, наконец, сдвинулось с «мертвой точки», и пойдет, еще как пойдет! Однако, вышло, как в известном анекдоте про паровоз: весь пар ушел в свисток. В следующем 2008 году, с горем пополам наскребли деньги всего на 3 новых лифта и пустили новые подъемники на Протозанова, 19 и 23, и в доме по пр. Ауэзова, 52 «а».

Для полноты картины следует сказать, что в Усть-Каменогорске в 201 жилом высотном доме установлен 541 лифт. Но это на бумаге, согласно сводке ЖКХ, на самом деле действующих из них гораздо меньше, часть лифтов не действует вовсе, а в некоторых шахтах нерадивые строители и вовсе забыли установить кабины лифтов! Так, например, произошло с многоквартирным домом 77 по проспекту Независимости. Его строил ВК машзавод, причем, строительство растянулось на долгие годы, и когда в первых подъездах уже народились и даже выросли дети, только тогда стали доделывать оставшиеся два подъезда. По документам дом сдали и целиком заселили, комиссия приняла его, как водится, «без недоделок». А вскоре выяснилось, что в последних подъездах, которые доканчивали наспех, тяп-ляп, лифты… отсутствуют напрочь! А лифтовые шахты голы и пусты, превратившись в удобное мышехранилище. Самое интересное, что по бумагам лифты как бы должны быть, и теперь горемычные жильцы этих подъездов оказались в юридическом тупике: чтобы передать на баланс государства и хоть когда-нибудь, лет этак через 15-20 всё-таки доехать до родного 9-го этажа на новом лифте, им нужен хотя бы старенький, разрушенный лифт. Но в том и заключается казус, что нет… никакого! Передавать нечего. Одним словом, душевный рахмет застройщикам и той госкомиссии, которая принимала такой новострой. Как по справедливости разрешить эту ситуацию до сих пор не знают ни в отделе ЖКХ, ни в горакимате. А может, просто не хотят знать. К чему лишние хлопоты, если никто из чиновников в том доме не живет. У последних – дома престижней, и лифты там исправно работают. Как швейцарские часы: тик-так, тик-так. Без перебоев. Случись малейшая поломка, мастера из «Лифтэка» или «Оскемен – Тартiп» метнутся моментально, и быстренько все починят. Скажете, а причем тут мусорная компания, задачи которой вроде бы как очищать баки во дворах, да улицы мести? А дело в том, что все лифты, находящиеся в так называемой «коммунальной собственности», состоят на балансе госпредприятия «Оскемен – Тартiп». Ни горакимат с его дочерним управлением делами акимата, ни отдел ЖКХ почему-то на баланс себе лифты не взяли. Чем бывший аким города мотивировал это решение, сказать трудно – то ли партнерством И. Абишева и дружбой с этой фирмой, но факт остается фактом: лифты, как коммунальную собственность, передали в «Оскемен – Тартiп». Однако, не подумайте, что это касается всех городских лифтов. Отнюдь нет. Чтобы заслужить титул «Коммунальный», надо очень постараться! И лифт должен быть старый, отслуживший предельно допустимый срок в 37 лет, и жильцам вдоволь побегать надо – для начала получить заключение специальной организации, имеющей лицензию («Лифтэк», «Промтехмонтаж») о невозможности дальнейшей эксплуатации. А лишь затем передать рухлядь на баланс через облфинотдел. И не факт, что «бегунков» всюду встретят с распростертыми объятиями. Времени и нервов будет затрачено немало, да и денег тоже: всевозможные акты – дело хлопотное…

Изрядная часть городских лифтов либо относятся к домовым кондоминиумам, либо вовсе ничейные. И менять в этих лифтах что-либо, и ремонтировать городские госслужбы вовсе не торопятся. Не зря же в лихие 90-е годы хитромудрое государство скидывало с себя всю лишнюю инфраструктуру! Нам, без нашего ведома, насильно отдали крыши, чердаки и лестницы. Для тех, кто не знал, сообщаю нерадостную новость – навязали и лифты. По «их» нынешним правилам выходит: если человек покупает квартиру, он взваливает на себя многомиллионное бремя содержания «общедомовых территорий». И если раньше эти территории у многих были целей, новей, то теперь крыши текут, балконы осыпаются, а лифты сломались. А государство оказалось не мать родная, а мачеха! Бесплатно не чинит: «Не моё – ваше!». И лишь сейчас люди поняли, как жестоко их когда-то кинули, 20 лет назад. И играть приходится по чужим, даже чуждым правилам.

Вот потому и стоят до сих пор 64 городских лифта. Как сказано в актах: «Длительно не эксплуатируются». От большинства из них за годы, десятилетия, ничего не осталось – коробка кабины, да подъёмный трос. Это в лучшем случае. Остальное – растащено. Ничьё – оно и есть ничьё! Еще 183 лифта находятся в эксплуатации свыше 25 лет и, по сути, отработали нормативный срок службы. Думаете, хоть остальные в порядке? Как бы ни так! Из тех, что пока ходят, а точнее – мало-мальски шевелятся – 91 лифт требует замены или, как минимум, капитального ремонта. Новый лифт (по ценам 2011-12 гг.) стоит в Усть-Каменогорске 7,5 млн. тенге, капремонт обойдётся чуть дешевле – от 2 до 3 миллионов. За чей счет будет «банкет»? Если лифт не «коммунальный»? Тогда вам не повезло – за наш с вами счет, товарищи!

В 2009 году в Усть-Каменогорске сдали в эксплуатацию еще 3 лифта: по ул. Солнечная, 32, пр. Ауэзова, 3 и 7. Или, если угодно – всего три лифта. На общем фоне – капля в море! Городские власти явно не торопились принимать себе обратно ту собственность, которая была ранее отринута, и тратить на ее ремонт деньги. Тратили десятки миллионов на Аллею влюблённых, в которую забредала разве что одна шальная парочка, да на студию звукозаписи, до которой до сих пор не доехал ни Джордж Майкл, ни даже Ирина Аллегрова. А ведь как ждали, с огромной помпой открывая ее! 50 млн. тенге ухнули из бюджета на эту студию, а выхлопа – ноль. Волюнтаристские траты оказались ничем не оправданы. Но лавры Тита Веспасиана и Помпея Великого, видно, не давали покоя тогдашнему главе города И. Абишеву, и он замахнулся воздвигнуть Амфитеатр стоимостью свыше 100 млн. тенге. Возвели его в лучших греческо-римских традициях, но мировыми сценическими подмостками (как планировали устроители) сей монумент зодчества не стал – Хулио Иглесиас и Лучано Паворотти по-прежнему его избегают. Оставалось провести в Усть-Каменогорске, как в Нью-Васюках, Международный шахматный турнир, но тут славного градоначальника перевели командовать водными ресурсами и безмолвной рыбой, и… нашему городу так и не суждено было стать оперно-эстрадной столицей. Правда, напоследок бывший аким умудрился подсудобить нам партию китайских лифтов, и городской бюджет, уподобившись той «паршивой овце», отдал за них немалый «клок».

Накануне этого аким города поручил отделу ЖКХ отработать вопрос передачи лифтового оборудования, установленного в «высотках», в коммунальную собственность города, и по возможности ускорить его. И если до этого, за 2007-09 гг. передали всего 30 лифтов, то теперь в отделе засуетились, разработали ПСД (проектно-сметную документацию), и уже в 2011 году передали в коммунальную собственность 54 лифта (в 2012 г. – 9). Создавалось впечатление, что рачительный хозяин, наконец, брал лифтовое хозяйство под личный контроль, и светлое будущее не за горами… Однако, думается, все дело совсем в другом: этим поручением создавалась широкая база для обоснованных поставок новых лифтов за счет бюджета. Безусловно, попутно предполагалось решить и нужды некоторых горожан, но наверняка экономическая составляющая превалировала. Расчет шел на несколько лет вперед, но первая же сделка по поставке лифтов, оказалась настолько скандальной, что вызвала широкий общественный резонанс.

Лифт в белорусском Гомеле

Следует отметить, что до 2011 года, да и после него, в Усть-Каменогорск преимущественно поставлялись высококачественные белорусские лифты из Могилева. Они просты в установке и обслуживании, крайне редко ломаются, а если поломки и случаются – лифт не простаивает, моментально с завода приходит родная деталь. Но в 2011 году в этой налаженной цепи произошел сбой. Тендер на поставку новых лифтов по коммунальной программе внезапно забрала неизвестная фирма из Астаны ТОО «Астанапромлифт». В Усть-Каменогорске астанчане не обслуживали ни один лифт, поэтому тот факт, что власти предпочли их, а не местные фирмы, хорошо зарекомендовавшие себя, вызвал удивление многих. Впрочем, что удивительного – в этот период в экономике города и области начали прочно обосновываться алматинские, астанинские и прочие южные фирмы. А «мотором» лифтовой программы, как уже сказано выше, стал И.Абишев… Финотдел довольно оперативно перечислил деньги в «Оскемен – Тартiп», а оттуда в Астану. Причем, провели их по другой программе – модернизации жилья, которая ни тогда, ни даже сейчас, еще фактически в полную силу не заработала. Последующие проверки контролирующих и финансовых органов подтвердили всю неправомерность этих действий, и обязали восполнить программу модернизации на вышеозначенную сумму – 74 млн. тенге. В общем, чехарда поднялась несусветная. Но денежки-то ушли! И назад не вернулись. Взамен астанчане поставили 10 примитивных коробок, гордо именуемых лифтами, без документации на казахском и русском языках, сделанных малоизвестным заводиком в Китае. Наспех установили, и отбыли восвояси. Лифт в доме 48 по ул. Карбышева самолично приезжал «освящать» аким города, но вскоре остановился, сломавшись, и он, и 9 остальных лифтов из этой партии. Как говорят в Китае, «гора родила мышь».

Лифт в Усть-Каменогорске. Не работает

– Брак оказался голимый!- восклицает Асхат Нурушев, директор ТОО «Лифтэк» (фото на стр. 9), которому потом навязали 5 этих лифтов, обязав отремонтировать и взять в эксплуатацию.- Установили лифты тяп-ляп, один лифт при подъеме постоянно задевал о стену шахты. Кабина билась! Стук и скрежет стоял жуткий. Как можно так поступать?! Горе – установщики их прикрутили фактически на 1 проволочке! Гостехнадзор даже отказался принимать такое качество, но затем подписал все бумаги. Разбирательство долго тянулось. В августе 2012 года астанчане приезжали сюда, как бы проследить за работой оборудования, но практически все лифты не работали, и их приезд ничего не изменил. Только передали после этого нам 5 лифтов, и 5 фирме «Лифт-сервис», мол, чините и обслуживайте. И они, и мы «паримся». Похоже, ребята договорились с кем надо.

– Но выход-то у вас хоть есть?- спрашиваю я Асхата Амангельдиновича, невольно оказавшегося крайним в этой истории.

– Однажды, совершенно случайно, я встретил китайца с этого самого завода, который произвел лифты. Договорился с ним, что вышлют хотя бы технические характеристики и документацию на русском языке. Представляете, никто вообще ничего не знает об этих кабинах! Есть там ловитель или нет? Это специальное устройство на случай, если трос оборвётся, оно и должно задержать падение лифта вниз. Астанчане этого тоже не знают. А вдруг авария? Это же ЧП!

– Вы считаете было ошибкой доверить поставку лифтов и их установку иногородней фирме?

– Конечно! Конкурсы надо проводить среди местных фирм, кто обслуживает каждый день и час лифтовое хозяйство, ездит на аварии и днем, и ночью. И лифты самые лучшие – из Могилева. С ними почти нет хлопот, они надежны.

К слову сказать, больше ни разу деньги за лифты не проводились через «Оскемен – Тартiп». Ни до этого случая, ни после. Всегда из финотдела перечислялись в отдел ЖКХ, ну а те, в свою очередь, платили поставщикам. По неофициальной информации, тогда, в 2011-м году, не хотел их получать и бывший директор «Оскемен – Тартiп» А. Мокринский. Видимо, чуял неладное. Но вынужден был принять и провести. И не это ли ускорило его кончину? Жил он в последнее время, говорят, на нервах… Светлая ему память. Он ни в чем не виноват. А вот те, кто толкал его на сомнительные действия, живы и здравствуют пока. Вот только приходит невольный вопрос: «А ну как речную плотину поставят такого же качества, аналогичного вышеописанному?». Без жертв ведь не обойдётся…

Расскажем мы и еще об одной провальной затее, в свое время пропиаренной властями и СМИ. Летом 2010 года сначала поползли слухи, что проблема лифтов наконец будет решаться. А затем аким области Б. Сапарбаев громогласно объявил о создании СП – совместного с белорусами предприятия по сборке могилевских лифтов в Усть-Каменогорске. Но вот что странно: многие авторитетные и финансово благополучные фирмы, такие как «Кэмонт» и Конденсаторный завод, были проигнорированы. А предпочтение отдали АО «Эскор», на базе которого и решили развернуть производство. Только база оказалась слабой, предприятие «Эскор» финансово нестабильным и затея с СП рухнула, не успев претвориться в жизнь. Да может оно и к лучшему: фирма «Эскор» вместе с дочерней фирмой «Омко» печально знамениты невысоким качеством строительства жилья для горожан. Брака и недоделок масса! Взять, к примеру, построенный ими по госпрограмме дом 21/1 на улице Космическая. Стены в один слой кирпича, потолочные перекрытия без звукоизоляции, доносящие любой «чих» соседей, китайские трубы в санузлах, рвущиеся ежедневно… Список нареканий жильцов в адрес горе – строителей – бесконечный. Но главная претензия – экспериментальные лифты, установленные застройщиками. Эксперимент проводился, как оказалось, над жителями: лифты ломались сначала ежемесячно, потом еженедельно. Неделю ездят, месяц – стоят. За 5 лет эксплуатации (с 2007 г.) они проработали в лучшем случае один год! Теперь окончательно встали: один лифт сожгли хулиганы в июне 2011 года, другой – некому ремонтировать. Фирма «Смарт-лифт», обслуживающая их, самоустранилась, как и КСК «Луч», бросив на произвол судьбы год назад. И никому из официальных лиц нет дела до этого.

Запустить в Усть-Каменогорске завод по сборке лифтов аким ВКО громогласно пообещал в декабре того же 2010 года. Однако, прошел год, затем пошел другой, и – тишина… Затем стало известно о создании аналогичного СП в Павлодаре. Очевидно, тамошние «кулибины» не весь пар пустили на свист, и с горем пополам освоили сборку.

– Только лифты, собранные там, низкого качества, – утверждает директор ТОО «Лифтэк» Асхат Нурушев. – Работали как-то с ними, устанавливали, знаем. Настоящие белорусские гораздо лучше. Да и какой смысл везти из Могилева кабины, запчасти, а в Павлодаре, выточив всего одну деталь, да и ту плохого качества, кричать о совместном производстве? Понимаю, что в отчетах у чиновников пойдет графа «казахстанское содержание», но качество страдает! Вообще, на мой взгляд, в такие СП наши лезут, чтобы получить налоговые льготы и преференции, в конечном итоге: большую прибыль при минимальных затратах, а вовсе не с заботой о потребителях, и создании реального производства. В нынешнем 2012 году мы установили в городе 15 настоящих белорусских лифтов, доставленных напрямую из Могилева. Жильцы в тех домах, где они работают – горя не знают! Хорошо, что нынешние руководители города сделали определённые выводы из прошлых лет и заказ размещают у производителя, который даёт гарантию качества и обязуется ремонтировать в случае необходимости.

Действительно, могилевские лифты пользуются заслуженным спросом в СНГ. Кстати, в самой Беларуси лифты обслуживаются государственными специализированными компаниями по доступным для всего населения тарифам. Там никому в голову не придет навязать людям, простым жителям, содержание и эксплуатацию такого технически сложного оборудования. В этом году в Гомеле мне довелось поездить на лифте могилёвского производства в самом обычном 10-этажном жилом доме, которому 30 лет. Когда я первый раз вошел в кабину – был просто поражен. Чистота просто стерильная! Все как будто только что покрашено. Кнопочки с подсветкой, яркое освещение! (Смотрите на фото). И это, повторюсь, в обычном, вовсе не элитном доме! В Беларуси ни на минуту не позволят жителям высоток остаться без лифта. Там это дело государственной важности. Ну, а качество и ответственность – это также требование №1. Поэтому и разбирают белорусские лифты буквально влёт. Недавно мэрия Петербурга заказала их в довольно большом количестве – 2000 штук! Среди последних покупателей – Монголия, отказавшаяся от китайских изделий. Просчитали соотношение цены и качества, и выбрали поставщиками белорусов, несмотря на их удаленность. Кстати, на самом заводе в Могилеве стоимость одного лифта – 4,5 миллиона тенге. Вычитаем из 7,5 (расценки здесь) 4,5 – получаем 3 млн. тенге. Именно такую сумму с 1 марта снимают всевозможные посредники, перевозчики и прочие. Остаётся надеяться, что когда Таможенный Союз заработает в полную силу и в Едином Экономическом пространстве уберут всевозможные барьеры между странами, расценки существенно уменьшатся. Впрочем, подобные поставки – дело прибыльное, кому захочется терять? В связи с этим возникает невольный вопрос: если у нас платят за лифт по 7,5 млн. тенге, и это показывают в отчетах, а в Могилеве на заводе лифт стоит 4,5 млн. тенге, то кому в Усть-Каменогорске достаётся внушительная разница? Простому клерку из ЖКХ и даже из акимата она вряд ли перепадёт…

Ну а пока одни делят вкусный лифтовый пирог, другие маются, с тяжелыми сумками и детьми карабкаясь на 7-10 этажи своих высоток. Десятки старых и новых лифтов стоят, и просвета в их темных шахтах пока не видно. Правда, тем счастливчикам, за которых похлопотал родной КСК, передав в коммунальную собственность, «светит» гораздо больше: к ноябрю 2012 года установлено и запущено уже 15 лифтов, а если бюджет выделит деньги, то к Новому 2013 году лифтовики успеют сделать еще 29 лифтов. По информации отдела ЖКХ, по ним подготовлена ПСД и дело лишь за финансированием. Завидная прямо расторопность!

Что касается остальных – некоммунальных лифтов, которых в Усть-Каменогорске большинство, то бесплатных подарков к Новому году их невольным владельцам – лучше не ожидать. Начальник отдела ЖКХ Ж. Баирханов заявил, что для кондоминиумов специально разработана заёмная программа модернизации жилья, вот по ней и можно отремонтировать, или даже заменить лифт. За счет самих жильцов. Берете у государства ссуду на семь лет, ею оплачиваете услуги по восстановлению, а затем в течение долгих лет выплачиваете долг вместе с эксплуатационными расходами. В среднем, по 350 тысяч на семью – вот такое бремя. И без вариантов! А не нравится – ходите пешком. Заботливое у нас государство…

Сергей ВАСИЛЬЕВ