ОТВЕТЫ

Газета "Flash!"

НАЧАЛЬНИКА УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ВКО ВАДИМА ОВСЯННИКОВА НА ВОПРОСЫ ГАЗЕТЫ «FLASH!»


— На одном из недавних совещаний Вы критиковали главных врачей за «плохой менеджмент». Он заключается в том, что в стационары кладут слишком много больных и перерасходуются средства в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи. Но ведь это первая заповедь врача – помочь больному. Выходит, что врачам проще отказывать в лечении и госпитализации, ссылаясь на отсутствие средств? В чем тогда, по Вашему мнению, должен заключаться «хороший менеджмент» главных врачей? Применимо ли вообще это понятие к сфере здравоохранения?


– В настоящее время здравоохранение Республики работает в соответствии с Государственной программой развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Казахстан» на 2011-2015 годы, утвержденной указом Президента Республики Казахстан от 29 ноября 2010 года №1113.

Одной из задач программы является развитие и совершенствование Единой национальной системы здравоохранения (далее ЕНСЗ).

При работе в условиях ЕНСЗ для совершенствования организации, управления и финансирования медицинской помощи и в целях создания эффективной и доступной системы оказания медицинской помощи, программой предусмотрено снижение уровня потребления стационарной помощи до 1328 койко-дней на 1000 населения к 2013 году, до 1172 койко-дней на 1000 населения к 2015 году (2009 г.- 1522,6 койко-дней), за счет внедрения стационарозамещающих диагностических технологий на амбулаторно-поликлиническом уровне; приведение основных показателей работы медицинских организаций, оказывающих стационарную помощь (оборот койки, средняя продолжительность пребывания и другие), в соответствие с международными стандартами эффективности.

Для реализации поставленных задач, объемы медицинской помощи должны снижаться, фактически этого не наблюдается. Как констатируется в программе, до 30% больных, госпитализированных в стационары, не нуждаются в стационарном лечении. Экспертизой объемов, проведенной специалистами Департамента Комитета оплаты медицинских услуг Министерства здравоохранения РК по ВКО за 7 месяцев т.г. в медицинских организациях области выявлены факты необоснованной госпитализации, причем в отдельных организациях имеющие системный характер.

Критика со стороны руководства областного управления в адрес главных врачей по факту перерасхода средств в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи имеет объективный характер, так как основана не выполнением ими положений государственной программы и нарушениями договорных обязательств.

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 19.11.2009 г. №1888 «Об утверждении Правил организации и проведения закупа медицинских услуг по оказанию гарантированного объема бесплатной медицинской помощи» регламентирована форма Типового договора на оказание медицинских услуг в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи. В соответствии с пунктом 3.1 Договора раздела «Обязанности сторон» Поставщик обязан «оказывать услуги в соответствии с порядком и сроками оказания медицинских услуг в рамках ГОБМП в разрезе года (помесячно)», заказчик и поставщик подтверждают план финансировании по платежам и по обязательствам на год и по месяцам.

– В районах острая нехватка врачей, по имеющимся у нас сведениям, в сельской местности, например, нет ни одного невропатолога. В этой ситуации медики из районов отправляют больных в областную больницу, нередко с использованием санитарной авиации. Так, число вылетов санавиации выросло за последнее время: если за весь 2011 год было 56 вылетов, то за полугодие этого года – уже 57. В то же время областная больница не финансируется в достаточном объеме с учетом того, что этому медучреждению приходится лечить тяжелобольных практически со всех районов огромной области. В этой связи встает вопрос уже о «менеджменте» руководства здравоохранения ВКО. Не проще ли принять организационные и финансовые меры для оснащения районных больниц кадрами и оборудованием, чем гонять больных за сотни километров в областной центр или тратить огромные средства на транспортировку тяжелобольных вертолетом? Есть ли возможность у управления здравоохранения принять меры для полноценного финансирования областных медучреждений, чтобы там могли оказывать помощь всем больным, направленным из сельской местности?

– Если говорить о дефиците врачебных кадров, то по данным на 15 августа он составляет 439 врачей, причем большая половина (260 врачей) приходится на города Усть-Каменогорск, Семей, Риддер. По 20 врачей не хватает в Зыряновском и Жарминском, Шемонаихинском районах. Относительно «благополучными» в кадровом вопросе являются Бородулихинский (3), г. Курчатов(1), Уланский (4), Зайсанский (5). В текущем году заключены договора с 212 молодыми специалистами. На места уже прибыли 134 врача. Привлекательность будущего места работы молодого специалиста на сегодняшний день определяется социальным пакетом, предоставляемым местными акиматами. Информация о полном отсутствии в районах врачей неврологов не совсем верна. В области действительно нехватка узких специалистов, как детских, так и взрослых. Но невропатологов нет только в Курчумском и Жарминском районах.

По данным, предоставленным службой санитарной авиации, за 8 месяцев 2012 года было совершено 89 вылетов санитарной авиации в районы и города области к 126 больным, оказана помощь на местах 11 больным, 115 больных доставлены в лечебные учреждения областного центра. В структуре вызовов преобладают вызовы врачей-реаниматологов – 57, педиатрических вызовов – 29. За 8 месяцев задействовано 180 врачей, из них хирургического профиля (травматологи, урологи, анестезиологи) – 120 (66,7%), гинекологов- 38 (21,1%), терапевтов (невропатологов, кардиологов, гематологов) – 7 (3,9%), неонатологов – 11 (6,1%), другие – 4 (2,2%). Финансирование службы санитарной авиации осуществляется из средств республиканского бюджета. Дополнительно сообщаем, что не все пациенты из районов и городов области вывозятся в областную больницу, так как ряд отделений (таких как нейрохирургия, урология, челюстно-лицевая хирургия, эндокринология, гематология, ревматология и т.д.) расположены в других больницах города и имеют статус областных. И, соответственно, не все тяжёлые больные «концентрируются» в одной больнице. По вопросу дефицита финансирования областной больницы приведу лишь одну цифру: областная больница – одно из трех лечебных учреждений, годовой бюджет которого более одного миллиарда тенге. Таким образом, Ваши размышления «о плохом менеджменте Управления здравоохранения» необоснованны, и связаны с недостоверным источником информации. Возникает вопрос: какую цель Вы преследуете, дезинформируя население, публикуя непроверенные данные?

Что касается оснащения районных больниц, то оно осуществляется в рамках выделенных средств из Республиканского и местного бюджетов, согласно нормативу оснащения организаций здравоохранения (приказ МЗ РК №850). Установка нового оборудования идет с учетом численности населения и потребности в нем, с таким расчетом, что простоя в работе медицинской техники не будет.

– Наша область – в числе лидеров по уровню заболеваемости. Однако по уровню финансирования медицины – ВКО только на 8-м месте. Почему руководство облздрава не принимает мер для увеличения финансирования, особенно с учетом фактора влияния ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне?

– Сумма, выделяемая на гарантированный объем бесплатной медицинской помощи, ежегодно устанавливается с учетом определенного коэффициента индексации к утвержденному бюджету предыдущего года.

Утвержденный бюджет на оказание стационарной и стационарозамещающей помощи на 2010 год составлял 11 млрд. 929 млн. 412 тыс. тенге. В течение года на основании протокольного решения Экспертного Совета дополнительно было выделено 1,6 млрд. тенге.

Уточненный бюджет на оказание стационарной и стационарозамещающей помощи на 2011 год составлял 15 млрд. 895 млн. 624 тыс. тенге, что на 1,2 млрд. тенге больше утвержденного бюджета (14 млрд. 751млн. 082 тыс. тенге).

Таким образом, с момента внедрения Единой национальной системы здравоохранения сумма гарантированного объема бесплатной медицинской помощи на оказание стационарной и стационарозамещающей помощи увеличился на 2 млрд. 895 млн. 275,5 тыс. тенге или на 24% (2010 год – 11 млрд. 929 млн. 412 тыс. тенге).

Обращаем внимание, что одной из задач Госпрограммы является региональное выравнивание финансирования медицинской помощи, которое позволит обеспечить равный справедливый доступ казахстанцев к качественной и высокотехнологичной медицинской помощи.

– Многие медицинские учреждения области уже давно устарели. Тем не менее, строительство новых или реконструкция действующих больниц ведется явно в недостаточном количестве. Давно назрела необходимость пристройки к хирургическому комплексу областной больницы, в областном центре нет отделения детской хирургии, и этот список можно продолжать. Что предпринимает облздрав в этом направлении?

– Управлением здравоохранения области в Министерство здравоохранения РК направлена бюджетная заявка от 1.02.2012 года на строительство хирургического корпуса областной больницы в городе Усть-Каменогорске стоимостью 2 млрд. 912,9 млн. тенге.

Проведение строительства хирургического корпуса областной больницы Министерством здравоохранения Республики Казахстан предложено в 2015-2016 годах, после завершения государственных программ «Строительство 100 школ, 100 больниц», и «Строительство 350 врачебных амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов и поликлиник».

В настоящее время Министерством здравоохранения РК рассматривается предложение о реализации проекта «Строительство областной многопрофильной больницы на 300 коек в городе Усть-Каменогорске» с применение механизмов государственно-частного партнерства. Строительство планируется в 2014-2016 годах.

В настоящее время проектно-сметная документация проекта «Строительство детской городской больницы на 200 коек в городе Усть-Каменогорске» находится на разработке. Строительство запланировано на 2013-2014 годы.

– Главные врачи были раскритикованы за перерасход средств на лечение. В то же время заявка на корректировку бюджета здравоохранения подана только на 800 млн. тенге. Достаточная ли это сумма? Не получится ли, что в конце года нечем будет оплачивать за пролеченных больных? Почему не выделяется госзаказ на высокоспециализированную помощь, в частности для недавно открытого отделения кардиохирургии?

– Информация по заявке на корректировку бюджета здравоохранения на 800 млн. тенге недостоверна.

Областным управлением здравоохранения совместно с Департаментом Комитета оплаты медицинских услуг ведется планомерная работа с Министерством здравоохранения РК по вопросу корректировки бюджета, предусмотренного на оказание гарантированного объема бесплатной медицинской помощи за счет средств республиканского бюджета, в сторону увеличения.

По данному вопросу имеются положительные тенденции. Согласно протоколу внутриведомственной бюджетной комиссии Министерства здравоохранения от 4 августа 2012 года, организациям здравоохранения области, оказывающим стационарную и стационарозамещающую медицинскую помощь в августе т.г. дополнительно выделены средства в сумме 473 млн. 965,3 тыс. тенге, в том числе:

– по высокоспециализированной медицинской помощи 241 млн. 540 тыс. тенге;

– по стационарозамещающей медицинской помощи 70 млн. 779 тыс. тенге;

– на обеспечение химиопрепаратами онкогематологических больных и закуп тромболитических препаратов на стационарном уровне 151 млн. 223 тыс. тенге;

– на возмещение лизинговых платежей 10 млн. 423,3 тыс. тенге.

– Когда будет организована консультативно-транспортная служба при родовспомогательных учреждениях? Ее необходимость определена нормативными документами, но служба так и не создана, эти функции выполняет областная больница, хотя родовспоможение не входит в ее функциональные обязанности.

– Во исполнение приказа МЗ РК №325 от 07.05.2010 г. «Об утверждении инструкции по совершенствованию регионализации перинатальной помощи в Республике Казахстан», для решения задач по распределению организаций охраны материнства и детства по трем уровням оказания перинатальной помощи (регионализация), определения объема оказываемой перинатальной помощи, соответственно уровню организации в зависимости от степени риска беременности или родов, областным управлением здравоохранения издан приказ №557 от 11.08.2010 года о создании консультативной транспортной службы при КГП на праве хозяйственного ведения «ВК областная больница» из числа штатных и внештатных специалистов действующего отделения «санитарной авиации». Решать кадровые вопросы, в том числе по привлечению специалистов родовспомогательных учреждений для работы в данной службе входит в функциональные обязанности руководства больницы, на базе которой развернуто это подразделение. Дублирование данных служб на базе других лечебных учреждений считаем нецелесообразным.

– Когда завершится кадровая чехарда с главными врачами? Так, в Кокпектинской райбольнице уже 2 года нет главного врача, только и.о. 4 месяца работает без главврача облтубдиспансер, что привело к хаосу в медучреждении, судя по тем фактам, которыми располагает редакция. Что намерены делать в облздраве для стабилизации ситуации с руководящими медицинскими кадрами и повышения их профессионального уровня?

– Согласно постановлению Правительства Республики Казахстан от 18 ноября 2011 года №1353 назначение на должность первого руководителя должно проводиться на конкурсной основе. Управлением здравоохранения области проводились конкурсные процедуры и на сегодняшний день приказом начальника управления здравоохранения области назначены руководители в КГКП «Медицинское объединение №2 Кокпектинского района» Сафиоллинова Р.С. и в КГКП «ВК областной противотуберкулезный диспансер» Зетов А.Ш.

Согласно бюджетным программам управления ежегодно проводится повышение квалификации и переподготовка врачей на базе институтов усовершенствования врачей как на территории Республики Казахстан, так и за рубежом. За 8 месяцев 2012 года обучено врачей на курсах повышения квалификации и прошли переподготовку – 790 человек. За рубежом 11 человек и подготовлено 15 менеджеров здравоохранения.

– На пресс-конференции Вы заявили, что принимаете решение об ограничении зарплаты главврачей до 150-170 тыс. тенге. Насколько законно такое решение и разумно ли в условиях рыночной экономики? Ведь таким образом снижается материальный стимул к хорошей работе. Может ли хороший главврач получать достойную зарплату за счет расширения платных услуг и других дополнительных источников? Будет ли способствовать такое решение притоку молодых амбициозных кадров в медицину?

– Заработная плата главных врачей, являющихся гражданскими служащими, определяется в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан №1400 от 29.12.2007 г. «О системе оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий». Должностной оклад зависит от стажа работы и составляет от 60 400 до 72 200 тенге. Руководителям, работающим в сельской местности, предусмотрено повышение должностного оклада на 25%.

При наличии категории по организации здравоохранения предусмотрена доплата в процентах от базового должностного оклада (БДО):

За высшую категорию – 120% от БДО (21 236 тенге);

За первую категорию – 90% от БДО (15 927 тенге), за вторую категорию – 70% от БДО (12 388 тенге).

За работу, направленную на развитие организации, применение в практике организаций передовых методов диагностики и лечения больных, устанавливается надбавка до 150% от БДО (26 545 тенге).

Таким образом, заработная плата главного врача в городских условиях со стажем свыше 20 лет и высшей категорией организатора составляет 120 тысяч тенге.

Для руководителей предприятий, перерегистрированных в предприятия на праве хозяйственного ведения, размер должностного оклада согласно действующему законодательству, устанавливается органом управления.

В апреле 2012 года управлением здравоохранения был издан приказ об установлении должностных окладов руководителей предприятий на праве хозяйственного ведения в рамках упомянутого постановления правительства №1400.

– Ходят слухи, что в ближайшее время начнется акционирование лечебных учреждений. И наблюдаемое сейчас давление на некоторых главврачей через непрекращающиеся проверки и другими способами преследует цель освободить эти места для «своих», чтобы провести акционирование «как надо». Соответствуют ли эти слухи действительности?

– Нет. В ближайшее время акционирование лечебных учреждений не предполагается. Принятие решения по данному вопросу входит в компетенцию Правительства РК.

– Уже полгода Вы находитесь на посту начальника облздрава. Есть ли у Вас программа работы на ближайшее время и на перспективу? Каковы Ваши приоритеты в работе?

– Основными приоритетами в работе считаю обеспечение доступной и качественной медицинской помощи населению нашей области. Не маловажным также остается вопрос приведения к нормативам (постановление Правительства №2131) сети больничных организаций в регионе.