Отношение к государственным служащим в нашем обществе по большей части негативное. И для этого имеются вполне понятные причины. Несмотря на то, что и среди госслужащих есть честные, добросовестные работники, в целом вся система оставляет у людей, столкнувшихся с государственными органами, неприятное впечатление.
Волокита, равнодушие, казенные отписки – какая после этого может быть дана оценка работы госслужбе? Да и в целом, несмотря на раздувшийся до невероятных размеров аппарат, работа органов управления очень неэффективна, не ощущается на жизни простых людей.
Тем не менее, госслужащие среднего и низшего звена действительно работают много, до позднего вечера. Это пахари и рабочие лошадки. И не их вина, что вся деятельность сводится к написанию бумаг и отчетов. Так устроена нынешняя система: бумаг много – толку мало. Эти госслужащие получают сравнительно небольшую зарплату, и многие не испытывают особого удовлетворения от своей работы. Они практически не защищены. В любой момент начальник может выгнать их. А потом ходи, отстаивай свои права в суде. Пойдешь в суд – вообще «черную метку» получишь, потом нигде не сможешь работать в госорганах.
Пример такого отношения к специалистам – в открытом письме, которое попросили опубликовать в нашей газете.
«Открытое письмо
Ахметову Д.Д. – заместителю
руководителя управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО
Данияр Дуйсенбинович!
Как известно, в мае текущего года вы пришли в управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО на должность заместителя руководителя управления по вопросам транспорта. За непродолжительное время в должности заместителя ваша деятельность и приказы вызывают, мягко говоря, массу вопросов.
Так, с 20 августа 2015 года без уведомления в установленные сроки уволена главный специалист отдела пассажирского транспорта Чернецова Л.В., несмотря на мои возражения и ходатайства как руководителя данного отдела. При этом Вы ссылались на ЗРК «О государственной службе» в части того, что она 20 августа 2015 года достигла пенсионного возраста (иначе говоря, в этот день ей исполнилось 58 лет). Все это происходит на фоне наличия в отделе пассажирского транспорта уже более полугода вакансии главного специалиста и отзыва за 2 месяца до увольнения, главного специалиста Чернецовой Л.В. из очередного трудового отпуска в связи с острой производственной необходимостью (при этом она на протяжении более полугода выполняла и свою работу и работу вакантной должности без какой-либо доплаты из-за «отсутствия средств», как вы сказали).
Но согласно подпункта 1-1) пункта 1 статьи 27 указанного закона при достижении пенсионного возраста, наоборот, возникает право ежегодного продления срока пребывания на государственной службе путем заключения трудового договора по взаимному согласию сторон. Таким образом, достижение пенсионного возраста не является основанием для увольнения.
В этой связи возникает резонный вопрос — чем Вам не угодила грамотный и принципиальный специалист? Может быть тем, что она не только грамотная и принципиальная, но и является в соответствии с распоряжением акима области Д.К. Ахметова секретарем конкурсной комиссии по проведению конкурсов на право обслуживания регулярных междугородных маршрутов.
Хочу заметить, что сама процедура увольнения была организована в унизительной форме. Женщину заставили подписать приказ на увольнение в присутствии 5 свидетелей в день, когда у главного специалиста Чернецовой Л.В., как секретаря конкурсной комиссии, был последний срок приема документов потенциальных участников конкурса на право обслуживания регулярных междугородных маршрутов (19 августа 2015 года). И ей было совершенно не до этого из-за большого объема поступившей конкурсной документации. Также ей отказали в выдаче копии приказа на увольнение, ссылаясь на указание руководства, и не дали собрать личные вещи, так как якобы: «руководство сказало не задерживаться в стенах управления». Это вот так сейчас провожают на заслуженный отдых?
Следует отметить, что трудовой стаж главного специалиста Чернецовой Л.В. (рука не поднимается написать «бывшего») в отрасли пассажирского транспорта составляет более 40 лет. В 16 — летнем возрасте она устроилась на работу и прошла путь от простого рабочего до начальника смены. С 1998 года (с момента основания) она работала в управлении пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО, посвятив работе свою жизнь и вложив в нее всю душу и здоровье. За отличные показатели в работе министром транспорта и коммуникаций РК ей присвоено высшее профессиональное звание «Кұрметті автокөлікші», она награждена медалью «Ерен енбеги ушін», многочисленными почетными грамотами и благодарственными письмами. Вы, наверное, не знаете, но именно при ее участии возродились в области регулярные междугородные пассажирские перевозки в 1998 году, восстановлена маршрутная сеть.
На мой взгляд, увольнение главного специалиста Чернецовой Л.В. носит незаконный и необоснованный характер, а действия руководства не соответствуют высоким требованиям, предъявляемым к морально-этическому облику государственных служащих. Готов провести с Вами публичную дискуссию на эту тему на страницах газеты или в телеэфире.
Гражданин Республики Казахстан
Есмуканов М.А».
Что же, не так часто подчиненный открыто выступает против своего руководства, да еще в защиту уволенного сотрудника. Мы готовы продолжить эту тему и предоставить слово руководству управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог.