Эта известная библейская фраза вполне применима к левобережному жилому массиву усть-каменогорска. Горожане зовут этот район «кшт». И, несмотря на то, что комбинат шелковых тканей, давший имя огромному району, сегодня не работает, название все равно сохранилось. А причем здесь библейская фраза? Такой вопрос могут задать либо молодые жители города, либо недавно поселившиеся в областном центре.
Старожилы помнят, как начиналась застройка левобережья. Перенос основной жилой части города на Левый берег Иртыша был определен еще генеральным планом Усть-Каменогорска 1969 года, разработанным архитекторами ленинградского института «Ленгипрогор». К этому подталкивали два обстоятельства: чрезмерная плотность застройки на правом берегу Иртыша (ранее это был Октябрьский район города) и в районе за Ульбой (Ульбинский район), а также более здоровая экологическая обстановка на левобережье. Ведь там было практически чистое поле, без единого промышленного предприятия.
Именно со строительства комбината шелковых тканей и началось освоение этого района. Руководители города тех времен позднее рассказывали, что решение о возведении КШТ было принято с учетом того, что в городе металлургов и энергетиков были распространены в основном мужские профессии. Явно назревал как дефицит работы для прекрасного пола, так и дефицит невест. Поэтому партией и правительством и было решено строить чисто женское производство. Да и качественные шелковые ткани были нужны легкой промышленности.
В июле 1972 года были начаты работы по строительству прядильно-ткацкой фабрики №1 комбината шелковых тканей. А в апреле 1974 года было завершено строительство первого жилого здания в будущем микрорайоне – 9-этажное общежитие для специалистов КШТ. Это здание по пр. Сатпаева (бывший пр. Текстильщиков),3. Вскоре появилось и профтехучилище для обучения ткацким специальностям (СПТУ №19), сейчас в этом здании школа №45.
Нужно отметить, что еще одним важным событием, позволившим реализовать планы развития левобережья, стало строительство моста через Иртыш, который был сдан в эксплуатацию 9 августа 1970 года. Тот самый мост, который сейчас находится на капитальном ремонте. На Левом берегу уже был жилой массив частного сектора, и переправляться жителям приходилось на пароме. Новый красавец-мост открыл возможность для бесперебойного транспортного сообщения.
Инфраструктура будущего района развивалась с возведением КШТ. Для нужд комбината и будущего района были построены котельная, мощная подстанция, водопровод, система водоотведения. Все это позволило развернуть массовое жилищное строительство. В декабре 1979 года вступила в строй третья очередь КШТ на 500 ткацких станков. К этому времени район уже начал обрастать 5-ти и 9-ти — этажками. В то время, чтобы быстро получить квартиру, можно было устроиться работать на КШТ. Но новый район не пользовался у горожан популярностью. Прежде всего, из-за отдаленности, плохой благоустроенности, неважного транспортного сообщения.
Самые ближние к центральной части города дома стали строить на возвышенности примерно в 4 километрах от Иртышского моста. Это было вызвано тем, что территория от Иртыша до этой возвышенности считалась зоной затопления в случае аварии на гидроэлектростанции, либо атаки на Усть-Каменогорскую ГЭС при военных действиях, которые тогда, в эпоху «холодной войны», и весьма напряженных отношений между СССР и Китаем, не казались чем-то нереальным. Среди горожан даже ходили слухи, что в Китае готовят специальных водолазов – смертников, которые каким-то образом могут взорвать ГЭС, и даже говорили о некой чудо – торпеде, способной в мгновение ока достичь по Иртышу плотины ГЭС с территории Китая.
Кстати, этот пустой промежуток в 4 километра в 1985 году был засажен соснами и елями. Комсомольцы вышли на субботник в честь 40-летия Великой Победы и заложили будущий парк, который так и хотели назвать – парк Победы. Парку так и не суждено было появиться, а деревья выросли, теперь им уже по 30 лет, и они стали украшением проспекта Сатпаева.
Автобусы в новый район уже ходили, но интервал движения был не отработан, и всегда переполненные. Проложена была только трасса проспекта Текстильщиков. А строительство велось довольно быстро, по технологии панельного домостроения. И жителям домов, расположившимся в отдалении от проспекта, приходилось добираться от конечной остановки пешком. Поэтому массового потока желающих поселиться на КШТ не было. В то время я работал в «Алтайэнерго», и хорошо помню, как очередники отказывались от получения квартиры в этом районе. «Лучше я еще год подожду, но получу квартиру в центре», — такова была их логика. Поэтому с полным основанием можно говорить, что тогда, в конце 70-х – начале 80-х годов, этот район в городском рейтинге был на последнем месте. Даже Защита считалась лучше.
С принятием программы «Жилье -91» недалеко от КШТ по инициативе директора свинцово-цинкового комбината Ахата Куленова началось строительство типовых индивидуальных коттеджей для работников СЦК. Народ сразу окрестил поселок «Куленовкой». Посмотреть опыт решения жилищного вопроса для металлургов приезжал даже председатель Совета министров СССР Николай Рыжков.
Продолжал развитие и микрорайон КШТ. Даже началась реализация плана по прокладке на левый берег трамвайной линии. Успели возвести 2 опоры для специальной трамвайной переправы близ Иртышского моста. Но грянули политические и экономические преобразования, перестройка, «шоковая терапия» — и работы остановились. Кстати, именно на этих опорах и проложили новый трехполосный мост, по которому сейчас и организовано движение на период ремонта Иртышского моста.
На долгое время обстановка в районе КШТ законсервировалась. Этот район по-прежнему считался не престижным. Еще в конце 90-х годов прошлого века «полуторку» здесь можно было купить за 1000 долларов, хотя дома были самыми новыми в городе на тот момент. В центре города такая квартира стоила 5-6 тысяч. На улицах зияли пустыми глазницами коробки недостроенных домов. А жители наслаждались уникальностью своего положения. Вроде бы и город, а отойдешь от дома, и через 5 минут окажешься в чистом поле, через 20 минут ходьбы можно погулять по сопкам, взобраться на вершину, откуда весь город как на ладони. Здесь было раздолье для прогулок с собаками, одну из сопок назвали даже «Собачьей горкой», катания на лыжах, пикников на природе. На пустующей земле народ с хозяйской жилкой организовал огороды, погреба – и все это рядом с домом.
Второе дыхание район начал получать в начале 2000-х годов. В это время слились в один поток два фактора. Здесь стали достраивать все заброшенные когда-то дома. С помощью прессы именно в этот период горожане принялись активно обсуждать экологические проблемы. И вдруг ко многим пришло понимание, что в левобережном районе значительно чище атмосфера. Это подтверждали и данные Гидромета, публиковавшиеся в СМИ. Такое вполне естественно – район удален от промпредприятий. И вдруг бывший некогда не популярным район стал за пару лет едва ли не самым желанным для проживания! По популярности и престижности он сравнялся со Стрелкой! Цены на жилье в мгновение ока сравнялись с центральными районами. Квартиры в новостройках раскупались, как горячие пирожки. Район Куленовки из рабочего еще в конце 90-х стал превращаться в элитный поселок, своеобразную местную «Рублевку». Рядом появился еще один коттеджный поселок – Ульбинский. Проспект Сатпаева украсил жилой комплекс «Радуга».
Рубеж окончания первого десятилетия нового века стал поворотным для левобережья. Началось строительство нового XIX микрорайона. До этого времени его часто показывали на макете. И вот – появились первые дома, кстати, три высотки именно на бывшей «Собачьей горке». Экономический подъем в Казахстане позволил начать реализацию самого масштабного строительства в постсоветское время. Одновременно с возведением домов велась прокладка проспекта им. К. Маркса. В эксплуатацию проспект был сдан в прошлом году. Теперь это самая комфортабельная магистраль города – шестиполоска с разделительным газоном, с удобной системой выезда из дворов. Вокруг проспекта уже высятся несколько десятков современных высотных домов с оригинальной архитектурой. Квартиры в новом районе получают ветераны войны, пограничники, госслужащие, сироты, жилье активно покупают горожане, и не только новоселы, но и желающие переселиться из других районов. Немало домов возведено по госпрограмме для очередников, вкладчиков Жилстройсбербанка, квартиры предоставляются и в аренду.
Уже сейчас в XIX районе проживают несколько тысяч жителей, а всего население левобережья вырастет на 40 тысяч человек. Поэтому нужны школы, детсады, больницы, сфера досуга. Строится новая школа, уже введен в эксплуатацию детский сад, но этого мало. Издержки неизбежны, как всегда социальное строительство пока не поспевает за жилищным. Так же как и благоустройство. Со временем эти проблемы должны решиться. Новый генплан города, так же как и прежний, предусматривает перенос делового и административного центра на левобережье. Только так можно разгрузить старый центр города, избавить его от автомобильных «пробок» и проблемы парковок. Первым в новый район переселился областной суд. Затем транспортная прокуратура. Как только появятся финансы, на пересечении проспекта К. Маркса и еще несуществующей улицы Есенберлина начнут строить здание городского акимата. Долго, с большими трудностями, но, наконец, возведен современный Центр крови. К новой застройке уже запущены автобусные маршруты № 17, 26, 43.
Несмотря на экономические трудности, строительство жилых домов продолжается и в этом году. По линии Фонда национального благосостояния «Самрук – Казына» возводится комплекс сразу из 9 многоэтажек. Этот комплекс сформирует внешний вид пересечения проспекта К. Маркса и улицы Есенберлина. Напротив новостройки уже сдан в эксплуатацию за счет частных инвестиций первый дом жилого комплекса «Рахат». Постепенно вырисовывается впечатляющая картина будущего стыка двух городских магистралей.
Жизнь на левобережье становится удобной. В 5-7 минутах езды современный плавательный бассейн и другие сооружения спортивного комплекса. Здесь же и новый драматический театр. По дороге домой можно заехать в фермерский магазин «Fresh Market», закупить продукты, свежую выпечку, товары первой необходимости. Здесь же проводятся и общегородские ярмарки, и жителям левобережья добраться до торговых рядов проще всех, даже не имея личного автомобиля. Кстати, об автомобилях. Обширная территория позволила создать немало просторных платных стоянок, да и дворы здесь значительно объемнее, чем в зажатом центре, так что особых проблем с парковками нет.
В ближайшем будущем на перевале Чечек планируется создание парка в английском стиле, перевал вроде бы уже и за городом, но езды до него 10 минут. Растет и «Куленовка», получившая официальное название «Район имени А.С.Куленова». Кроме помпезной частной застройки, ведущейся деловой и политической элитой города, там появилась и целая улица им. Алии Молдагуловой с массовым жильем. А вскоре появится и первый элитный жилой комплекс «Ривьера» с подземными паркингами, финес-центром, охраняемой территорией и прочими атрибутами жилья повышенной комфортности.
Конечно, жаль, что район потерял свое своеобразие. Именно в неповторимом сочетании «город-окраина» и был особый аромат. Но, сразу же было обретено новое своеобразие. И сегодня левобережье не спутаешь ни с одним городским районом. Недаром эту часть города начинают в обиходе звать «Астаной». Действительно, новая застройка чем-то напоминает нашу столицу.
Вот так район, начавший свою историю чуть более 40 лет назад, и «не котировавшийся» в городе, стал лучшим, первым районом областного центра. Сегодня он устремлен в будущее и уже вряд ли уступит свое первенство.
ДЕНИС ДАНИЛЕВСКИЙ
депутат городского маслихата II созыва по округу №2 (район КШТ, Куленовка и пос. Ульбинский)