Впрочем, почему из воздуха? Многие наши государевы люди превращают в деньги вполне осязаемые, материальные вещи. А самое главное – в деньги можно превращать такой весомый козырь, как служебное положение.
Кунанбай Мусаев, выполняя ответственную государственную работу председателя районного суда, в череде важных дел по утверждению законности и справедливости, однако, не забыл и о себе. Высокая зарплата, статус неприкосновенности и другие, установленные государством льготы для судей – это, конечно, хорошо. Но, наверное, Кунанбаю Абибулаевичу хотелось большего. Поэтому в мае 2006 года, находясь в должности председателя Зайсанского районного суда, он приватизировал свою служебную квартиру. В частную собственность служебное жильё досталось ему, естественно, бесплатно. Через полгода, 4 января 2007 года, он продал эту квартиру за 1 300 000 тенге.
Эта схема по деланию денег из воздуха, видимо, ему очень понравилась. И он повторил её, уже находясь в должности председателя Кокпектинского районного суда № 1. Только на этот раз схема оказалась более тонкой, изощрённой. Сначала главный районный судья решил хорошенько отремонтировать своё служебное жильё, находящееся в селе Кокпекты, по улице Кабанбая, № 92-2. Разумеется, не за свой личный счёт, а за счёт бюджета. Районный акимат охотно откликнулся на это пожелание председателя райсуда № 1. 2 мая 2007 года был заключен первый договор на текущий ремонт дома на сумму 350 000 тенге. 10 ноября 2007 года – второй договор на сумму 400 000 тенге. Наконец, 15 января 2008 года районные власти заключают договор на третий за восемь месяцев ремонт дома председателя райсуда – на сумму в 139 000 тенге. Кстати, интересно, что во всех трёх случаях ремонт председательского дома проводит один и тот же подрядчик – ТОО «Рыспаев и сыновья». Но, впрочем, это уже совсем другая тема. Итак, на ремонт дома председателя райсуда № 1 из скудного районного бюджета потратили в общей сложности 889 000 тенге.
Итак, хорошенько отремонтировав дом, Кунанбай Мусаев решил, что теперь самое время заполучить его в свою частную собственность. Он подаёт заявление в районный акимат. 22 мая 2008 года аким района Баянды Кужамбетов выносит постановление о разрешении приватизации дома. С этого момента начинается самое интересное, поэтому прошу читателей внимательно следить за хронологией событий. А они развиваются очень стремительно. 30 мая заключается договор о приватизации. Как вы уже догадались, жилье председателю райсуда передаётся в собственность бесплатно. 2 июня 2008 года в 11 ч. 24 мин. в Центре недвижимости Кокпектинского района регистрируется право собственности. А теперь – внимание – 3 июня 2008 года, на следующий день, Администратор судов ВКО проводит государственные закупки способом из одного источника (то есть без конкурса). И покупает дом по адресу: с.Кокпекты, ул. Кабанбая, №92-2 у Хадишы Манкараевой за 1 542 000 тенге. Каким образом некая Хадиша Манкараева могла продать дом, ещё 2 июня принадлежавший Кунанбаю Мусаеву? Да всё очень просто. Хадиша Манкараева – это жена председателя райсуда № 1. Он просто оформил не неё доверенность – и уже она продала дом Администратору судов ВКО. Таким образом, в кармане предприимчивого судьи оказалась очередная солидная сумма, теперь уже более полутора миллионов тенге.
Далее события принимают уже просто анекдотический характер. 20 июня 2008 года Администратор судов ВКО издаёт приказ о закреплении квартиры по адресу: с.Кокпекты, ул. Кабанбая, № 92-2 за Мусаевым К.А. в качестве… служебного жилья! Итак, Мусаев проживает в этом же доме, снова в служебной квартире, но уже имея в кармане полтора миллиона за продажу этой же самой квартиры. Вот так, уважаемые граждане, нужно уметь делать деньги.
Живёт в этой квартире предприимчивый служитель Фемиды до апреля 2009 года, пока его не переводят на должность судьи Мактааральского районного суда № 2 Южно-Казахстанской области. В том же 2009 году комбинациями с квартирами занимаются правоохранительные органы. Вот что выявило следствие: «Анализ полученных материалов показал, что Мусаев К.А. приватизировал служебные квартиры на основании льгот, предусмотренных Законом РК «О льготах и социальной защите участников, инвалидов ВОВ и лиц, приравненных к ним». Однако, вышеуказанные квартиры предоставлялись ему как председателю районного суда, так как Мусаев К.А. направлялся в г. Зайсан и с.Кокпекты в рамках ротации по службе. Кроме того, согласно требований ст. 72 Закона РК «О жилищных отношениях», отчуждение гражданином в течение последних пяти лет пригодного для проживания жилища, принадлежащего ему на праве собственности, независимо от того, в каком населённом пункте РК оно находилось, является основанием для отказа в постановке его на учёт для предоставления жилища из государственного жилищного фонда. В соответствии с п.4 главы 1 Положения о приватизации государственного жилищного фонда в РК, жилые помещения, включённые в число служебных, приватизации не подлежат. Согласно п.2 ст. 5 Закона РК «О приватизации» объектом приватизации не может быть государственное имущество, не подлежащее приватизации в соответствии с решением Президента и Правительства РК».
Кроме этого, следствие в результате строительно-экономической и судебно-экономической экспертиз выявило, что рыночная стоимость квартиры в селе Кокпекты была завышена чуть ли не в 2 раза, а сумма убытков, нанесённых государственному бюджету в результате необоснованной приватизации Мусаевым К.А. служебной квартиры в с. Кокпекты составила 981 112 тенге.
Тем не менее, громкое дело в итоге завершилось ничем. Генеральная прокуратура сочла, что в действиях Мусаева К.А. отсутствуют какие-либо признаки состава преступления, и они подпадают под гражданско-правовые отношения.
21 октября 2009 года вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Правда, в постановлении есть пункт о том, что «материалы в отношении работников акимата, отдела ЖКХ Кокпектинского района, Администратора судов ВКО выделить в отдельные производства для дополнительной проверки». Но чем завершилась эта дополнительная проверка и наказаны ли должностные лица, способствовавшие «квартирным играм» судьи – нам неизвестно.
Конечно, мы знаем только отдельные факты «делания денег» государственными служащими с использованием своего служебного положения. В том числе и путём различных манипуляций со служебными квартирами. Всё это обычно делается тихо, незаметно и лишь в редких случаях становится достоянием общественности. Так, два года назад наша газета писала о том, что бывший тогда прокурором ВКО Хаким Кушкалиев приватизировал трёхэтажный особняк в п.Металлург – престижном районе Усть-Каменогорска – за 225 000 тенге(!). Как нам стало известно из неофициальных источников, сейчас по этому факту ведётся следствие. В этой связи возникает закономерный вопрос: «А судьи кто?» Имеют ли право такие люди, озабоченные только собственным благополучием, вершить правосудие или надзирать за соблюдением законности?
Между тем, ещё не все ветераны Великой Отечественной войны обеспечены жильём. Кстати, по льготам судьи приравнены к ним. Так, последняя сессия областного маслихата на обеспечение жильём участников и инвалидов войны направила трансферты в Усть-Каменогорск (143,2 млн. тенге) и в Семей (61,2 млн. тенге). Хотя в областном центре ещё 7 мая торжественно сообщили, что все до единого ветераны Отечественной получили квартиры. Им даже выдали ключи. Кого обманывали?
Всё же есть надежда, что места таким предприимчивым судьям, как бывший председатель Зайсанского, а затем Кокпектинского райсудов Мусаев, в нашем крае больше не будет. Новый председатель Восточно-Казахстанского областного суда Мухамеджан Пакирдинов, судя по всему, взял твёрдый курс на неукоснительное соблюдение законности и дисциплины, судейской этики. Кстати, сам он с момента начала работы в ВКО и до сегодняшнего дня, уже более восьми месяцев живёт в съёмной квартире. Служебное жильё ему пока ещё не предоставили.
Денис ДАНИЛЕВСКИЙ