КОМУ НУЖЕН ТРАМВАЙНЫЙ ПАРК?

Газета "Flash!"

Городские трамваи на грани остановки. Трамвайный парк доконали бесконечные проверки. Они, по словам генерального директора ТОО «Тахами путь» Анатолия Успенского, продолжаются уже почти три года.


Наверное, единственный в СНГ частный трамвайный парк, снова в центре скандала. За всю свою историю нахождения в частной собственности предприятие спокойно работало от силы всего несколько лет. Первый крупный скандал разразился в самом начале нового века. Трамвайный парк хотели закрыть под разными предлогами – дескать, и вагоны старые, и рельсы уже негодные, и шума от трамваев много. Да и вообще этот вид транспорта – из XIX века, пора ему на свалку истории. Виталий Метте, бывший тогда акимом области, всерьез говорил, что рельсы нужно убрать, дорогу заасфальтировать, и вместо трамваев пустить маршрутки. Вот в этом – «пустить маршрутки» – наверное, и заключалась вся соль этого первого «наезда» на парк. Тогда трамвай отстояли. Вроде бы несколько лет трамвайщики работали спокойно, даже новый трамвай приобрели.

Вторая волна скандалов разразилась в конце 2006 года, когда скончался один из основных акционеров парка. Вокруг его пакета акций разгорелась нешуточная борьба. Пошли заявления в финполицию, проверки, разборки, заблокирование счета и т.п. Часть акционеров в итоге оказалась в местах лишения свободы, а предприятие лихорадило еще долго. Новая стабилизация наступила, когда парк приобрел известный бизнесмен Тофик Исмаилов. Но и этот период спокойствия длился недолго.

Исмаилов был обвинен прокуратурой в укрывательстве доходов, но совсем по другому его бизнесу – по рыбному. Сейчас он находится в розыске. Почему-то после этого постоянным проверкам стали подвергать трамвайный парк, хотя это предприятие никакого отношения к рыбным делам не имеет.


В результате парк практически парализован. Как рассказал Анатолий Успенский местным СМИ, часть вагонов стоит – нет средств на ремонт. Многие партнеры, поставщики прекратили сотрудничество в связи с этими проверками. Финансовое состояние пришло к убыточности. Персонал работает по 12-14 часов за гроши, денег на повышение зарплаты нет. Люди увольняются десятками. Трамваи остановятся и потому, что работать уже практически некому.

Уже не раз и Анатолий Успенский, и председатель профсоюза работников малого и среднего бизнеса Галина Казанцева заявляли, что это настоящий рейдерский захват предприятия. Кому этот захват нужен? Вряд ли своих конкурентов хотят убрать владельцы автобусных парков или маршрутных такси. Еще менее вероятная версия о том, что кто-то хочет прибрать к рукам сам трамвайный парк и делать деньги на перевозке пассажиров. Уж больно хлопотный этот бизнес, да и не очень доходный. Дворец в Майами на эти доходы явно не купишь.

Более реалистична такая версия – нужен не сам парк, а земля, огромная территория практически в центре города, на пересечении оживленных транспортных развязок. Землю парка начал эффективно использовать уже Исмаилов. Он построил автомойку, кафе с выходом на ул. Казахстан, а на выходе на ул. Мызы стоит недостроенный скелет огромного торгового комплекса. И это правильный подход – чего земле пустовать, пусть доход приносит. Наверное, в чьем-то стремлении приобрести эту землю, а заодно уже почти построенный торговый комплекс и состоит смысл очередного «наезда» на трамвайный парк.

О том, что за кулисами этой драматической истории стоит кто-то весьма могущественный, можно предположить, судя по позиции местной городской власти. Она не вмешиваются в конфликт, предпочитая безучастно смотреть, как погибает жизненно важное для города предприятие. Рабочие даже обращались в городской акимат, чтобы парк забрали в коммунальную собственность. И это логично – в том же Павлодаре или в Алматы трамвайные парки – государственные. Но в городском акимате сказали, что это невозможно. Там лишь пообещали посодействовать в получении кредитов на ремонт вагонов и в решении вопроса о повышении платы за проезд. Странная позиция. Хотя никакой особой помощи от акимата и не требуется. Анатолий Успенский говорит, что если предприятие оставят в покое, то оно выживет, выйдет на свой уровень рентабельности. Вот и все. Ведь в нашем суперзагрязненном городе нельзя терять такой экологически чистый вид транспорта как трамвай! Во всем мире сейчас постепенно ищут варианты перевода транспорта на электропитание. В Алматы акимат города закупает 200 новых троллейбусов, автобусы переводят на газ. А в Усть-Каменогорске городские власти спокойно созерцают, как дело идет к тому, что исчезнет трамвай. Зато на всех совещаниях говорят, что большая часть загрязнения идет от автотранспорта, и рапортуют – как много они делают для решения экологических проблем.

Денис ДАНИЛЕВСКИЙ