(Из цикла «Неизвестный Семей»)
Мы продолжаем знакомиться с городом Семей. И продолжаем делать совершенно удивительные открытия. Сегодня мы поговорим о предпринимателях города, внесших просто неоценимый вклад в социальную сферу города. За годы развития капитализма с казахстанской спецификой мы уже привыкли, что наш бизнес, за редким исключением, озабочен только размером личного состояния. И, как правило, занимается теми сферами, где денег можно получить побольше, и, как можно легче. А сделать это лучше всего способом «купи-продай».
Но не все так безнадежно и тоскливо. Есть предприниматели, после общения с которыми, настроение улучшается. А если познакомиться с творением их рук, действительность уже не воспринимается только в уныло-серых тонах. Ведь, как говорится, если такие люди в стране нашей есть, может быть, действительно все изменится к лучшему, и жить в эту пору прекрасную доведется и мне, и другим жителям славного Казахстана.
Судите сами – ведь очень радостно и приятно узнавать, что есть в Семее человек, который вложил громадные средства в строительство не очередного торгового дома или офисного здания, а совершенно новой больницы! Этот человек – Руслан Енсебаев – директор консультативно-диагностической поликлиники №3 г. Семея.
Новая, сияющая поликлиника, полностью построена на частные средства. А это, ни много, ни мало – целых полмиллиарда тенге.
– Я знаю, что вернуть эти средства очень трудно, и практически невозможно, – говорит Руслан Зейнуллинович. – Этот проект фактически невозвратный. Но дело не в этом. Я сам медик, врач. У меня большая практика. Довелось поработать и начальником управления здравоохранения. Когда появились финансовые возможности, захотелось сделать полезное для народа. А что для людей самое важное, о чем мы спрашиваем в первую очередь, чего мы желаем друг другу? Конечно, здоровье. Я решил создать новую поликлинику.
К реализации своей идеи Руслан Зейнуллинович шел долго.
– Два года длилась работа над проектно-сметной документацией. Технологическую часть проекта я писал сам. У меня большая практика в области технологии медицины, знание санитарных норм и правил и прочей нормативной документации. Строительство началось в 2009 году, к концу 2012 года в основном работы были закончены, а открылись мы 1 августа 2013 года.
Что мы чувствуем, когда идем в больницу? Наверное, у 99% настроение перед посещением лечебного учреждения довольно унылое. Только представишь очередь в регистратуру, длинные серые коридоры, толпу больных возле кабинетов, старые продавленные стулья, которых на всех не хватает – и в сознание закрадывается предательская мысль: а может, не стоит ходить? Может, само «рассосется», или в Интернете самостоятельно диагноз определить, и заодно самому себе рецепт выписать?
Зная такие настроения больных, Руслан Зейнуллинович сделал все возможное, чтобы его поликлиника не «давила» на психику и настроение посетителей. Ведь человек и так приходит сюда со своей проблемой, своей болезнью, которая для него в данный момент является самой главной. Никто ведь не бежит в больницу с радостным возгласом: «У меня ничего не болит!».
В таком деле мелочей не бывает. Даже обычную раздевалку Руслан Енсебаев устроил по-своему.
– Как правило, гардероб – это открытое помещение, отделенное от посетителей перегородкой. И все видят огромное количество пальто, шуб, висящих, как попало. Уже это зрелище давит на психику. У нас гардероб в закрытом помещении. Человек заходит, сам вешает одежду, берет номерок, а за порядком и сохранностью следит сотрудник охраны.
Холл в этой поликлинике – как в пятизвездочном отеле: круглый, светлый, со стеклянными дверьми, с огромным потолком, расписанным узорами. Холл своим кругом как бы разрезает здание, что создает ощущение простора, свободы, воздуха. Здесь же регистратура с полукруглой стойкой, также по принципу ведущих отелей. На стенах – информационные табло. Подняться на этажи можно как по лестнице, так и на лифте. Светлые коридоры, никакой гнетущей обстановки, так же светло и идеально чисто в кабинетах, везде самое современное оборудование. Идеальная обстановка в лабораториях, хозяйственных помещениях. Есть просторный конференц – зал. Здание довольно большое – 3500 кв. м., но очень уютное.
– У нас работают 138 человек, 38 врачей, 72 медсестры и административно-хозяйственный персонал. Коллектив сплоченный, квалифицированный. Он сформировался еще в старом здании поликлиники, и затем в полном составе перешел в новое помещение. Все работники получают социальные гарантии и льготы, положенные медицинскому персоналу, направляются на обучение, повышение квалификации. Мы обслуживаем около 20000 населения, получаем госзаказ на гарантированный объем бесплатной медицинской помощи.
Руслан Зейнуллинович делится своими мыслями о непростом пути развития частной медицины.
– По моему мнению, у нас сложилось неправильное представление о государственно-частном партнерстве в медицине. Почему-то считается, что это партнерство заключается в предоставлении государственного заказа. Но ведь еще в стратегии развития здравоохранения на 2005-2010 годы было четко записано, что право на государственный заказ имеют все организации здравоохранения, независимо от формы собственности. Государственно-частное партнерство должно быть гораздо шире. Вот когда нам помогли подвести к зданию инфраструктуру в рамках программы «Дорожная карта», это и есть подобное партнерство.
А теперь посудите сами, находимся ли мы в одинаковых условиях с государственными медицинскими учреждениями? У нас нет возможности приобретать дорогостоящую технику в лизинг. А государственные больницы получают технику на таких выгодных условиях. Наши врачи и медсестры не получают надбавку к зарплате размером в 10%. А почему? Ведь они такие же медики, как и персонал государственных учреждений, и власти объявили о такой надбавке всем медицинским работникам!
Даже кредитование частной больницы осуществляется на тех же основаниях, что и для других отраслей предпринимательства.
– Я выплачиваю кредит на общих основаниях. Для нас нет никаких субсидий. Кредит был получен в рамках программы «Дорожная карта бизнеса – 2020», но субсидирование процентной ставки осуществлялось только три месяца.
Согласитесь, странно, когда медицинское учреждение по условиям кредитования приравнивается к промышленности, сельскому хозяйству, к производителям материальных благ. Разве можно нас сравнить с заводами и фабриками? Почему не предоставить поликлинике льготы, которые, кстати, имеют некоторые отрасли бизнеса? Ведь я национальный инвестор. Вложены огромные средства, мы выполняем важнейшую социальную задачу, при этом снимаем нагрузку с государства.
Сейчас все государственные медицинские учреждения переводятся на право хозяйственного ведения. Это, фактически, почти тот же частник. Но государственные больницы получают государственную поддержку, и, по большей части, ждут вливания бюджетных средств. А мы, частники, вкладываем свои средства. Весь объем получаемых платных услуг идет у нас на погашение кредита и покупку дорогостоящего оборудования.
– Руслан Зейнуллинович, сейчас сложилась такая практика, что весь объем средств, выделяемых государством на первичную медицинскую помощь, направляется в семейно-врачебные амбулатории. А уже оттуда эти средства, в том случае, если больной направляется на дополнительное обследование, перечисляются в консультативно-диагностические учреждения. Бывает, что в целях сохранения этих денег у себя, врачи СВА просто не направляют больных к узким специалистам и на обследование, пытаются обойтись своими силами, что очень опасно для здоровья. Получается, что СВА являются распорядителями немалых средств.
– Да, это так, фондодержателем всех средств на первичную медицинскую помощь являются СВА. Зачастую взаимоотношения СВА и консультативно-диагностических учреждений во многом зависят уже от личностных отношений между руководителями. Если такие отношения есть, то пациент из СВА направляется именно в то учреждение, с которым имеется договоренность, и ни в какое другое. Разве это правильно?
В президентской программе «100 шагов» 81-й шаг направлен именно на развитие частной медицины. Но там говорится о приватизации уже существующих государственных больниц. А мы ведь создали свою поликлинику с нуля, никакой приватизации не нужно. При должной государственной