Ведущий казахстанский производитель легковых автомобилей группа компаний «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» значительно расширил рамки своей деятельности, выйдя в Россию и приобретя сеть дилерских центров в ряде крупнейших сибирских городов. В результате рынок сбыта компании теперь превышает 51 млн. человек.
По обороту, доле на рынке, объему налоговых отчислений усть-каменогорское предприятие фигурирует в списке казахстанских флагманов – «национальных чемпионов». В 2013-2014 годах общие продажи новых автомобилей в стране вышли на уровень 3-3,5 млрд. долларов ежегодно. 53% всех этих продаж составляет продукция Группы Компаний «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО». Иными словами, более половины всей выручки от продаж новых автомобилей приходит в Усть-Каменогорск. Предприятие с 6 тысячами сотрудников платит 14% налогов в полуторамиллионной индустриальной области, соседствуя с такими гигантами, как Казцинк, Усть-Каменогорский титано-магниевый комбинат, Ульбинский металлургический завод и рядом других.
Новый завод, который ГК «БИПЭК АВТО-АЗИЯ АВТО» строит здесь же, в Усть-Каменогорске, на огромном участке в несколько сотен гектаров около поселка Согра, как раз ориентирован на новые рынки. В обозримой перспективе (старт завода намечен на 2018 год) новый конвейер сможет выдавать от 60 до 180 тысяч автомобилей ежегодно. В том числе здесь будет собираться будущий флагман концерна «Renаult – Nissan», производственного альянса «АвтоВАЗа» – автомобиль «Lada Vesta».
География играет определяющую роль, когда речь идет о продажах. И с этой точки зрения Усть-Каменогорск оказался идеальной площадкой. Завод стоит на транзитной железной дороге: Турксиб и далее – Транссиб. Продукцией покрыт весь Казахстан, при этом рукой подать и до Сибири. В ближайший географический ареал сбыта для нового завода попадают 51 млн. потенциальных потребителей – 17 в Казахстане и 34 в России.
Фактически БИПЭК стал ближайшей к рынкам сбыта в Сибири и на Дальнем Востоке производственной площадкой «Renаult – Nissan – АвтоВАЗ». Собственно, это и стало основным мотивом договоренности компании с главой АвтоВАЗа Бу Андерссоном, согласно которой компания получила в свое распоряжение сеть сервисно-дилерских центров альянса в городах Сибири. Не менее 50% продукции нового завода в Усть-Каменогорске будет экспортироваться на рынки соседних стран.
На основном строительстве сейчас задействованы 2,5 тысячи человек. Всего на период строительства планируется привлечь порядка 4 тысяч рабочих и специалистов. Это не считая вспомогательных и сервисных структур, таких как, например, собственное производство бетона (компания сама организовала производство бетонных свай для сооружения цехов, столкнувшись с низким качеством и завышенными ценами ряда местных подрядчиков), производство полов, стеклопакетов и многое другое.
Сейчас для строительства необходима поддержка Правительства – кредит в 70 млрд. тенге. При этом для всех очевидно, что если компания за три года заплатила 56 млрд. тенге в виде налогов, то такой кредит она легко потянет. Если государство предоставит льготный кредит под 3%, то только за счет налогов он возвратится в госказну уже за 4-5 лет. Плюс к этому, естественно, вернутся и средства, выделенные на кредит.
Руководители предприятия подчеркивают, что логика бизнеса БИПЭК АВТО строится на экономическом прагматизме. А это также один из стержневых принципов государственной стратегии, обозначенных Президентом страны Н.Назарбаевым.
– Ни одного тенге мы не вложили в пусть красивые, но хоть в чем-то сомнительные идеи, – комментирует генеральный директор АО «АЗИЯ АВТО Казахстан» Ержан Мандиев. – Произвести на конвейере можно что угодно, хоть «Бентли». Однако весь вопрос в том, что востребовано, что нужно потребителю? Только продукция, пользующаяся спросом, позволит окупать инвестиции и двигаться вперед. Поэтому основной акцент компания строит на массовых продуктах. В частности, в центре нашего внимания находятся автомобили Lada, пользующиеся наибольшим спросом. Эта марка занимает порядка 34% автомобильного рынка Казахстана. Еще более высокий спрос на «Лады» мы видим в российских регионах, где компания начала осуществлять продажи.
– Нынешние проекты БИПЭК АВТО вполне сообразны задачам, которые поставил Президент Казахстана в рамках Плана нации «100 конкретных шагов», – считает Ержан Мандиев. – Глава государства, в частности, говорит о необходимости развития компаний-лидеров – национальных чемпионов. И ставит задачу через национальных чемпионов привлекать в Казахстан крупные интернациональные группы из числа компаний – мировых лидеров в своих отраслях. Думаю, что с этой точки зрения деятельность ГК «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» вполне соответствует президентской задаче. Как с точки зрения статуса (БИПЭК контролирует более 53% рынка новых автомобилей в стране), так и с точки зрения проектов (в числе наших партнеров – «KIA Motors», «Volkswagen AG», «General Motors»). Все они – лидирующие мировые автоконцерны. А главный партнер АЗИЯ АВТО – российский АвтоВАЗ – сегодня является частью альянса «Renault-Nissan», четвертого в мире производителя автомобилей.
По словам представителей БИПЭКа, все это делается на идеальной экономической почве. Действительно, Казахстану сам Бог велел развивать транспортное машиностроение. Огромные расстояния, растущий объем транзита, перспективы роста перевозок по мере углубления евразийской интеграции – все эти преимущества создают обширные возможности. И государство это хорошо понимает. Рынок сбыта, в том числе экспортный, обширен. Бизнес АО «АЗИЯ АВТО», наверное, не был бы таким успешным, если бы не последовательная государственная политика Астаны, нацеленная на взращивание своих национальных чемпионов.
Алексей ИКОННИКОВ
Полную версию материала можно найти по ссылке www.kazpravda.kz/fresh/view/kak-virashchivaut-natsionalnih-chempionov/