БЕСПРИЛАВОЧНАЯ И БЕСПРИЗОРНАЯ

Газета "Flash!"

— Бесприлавочная и беспризорная — вот такая у нас торговля, в том числе уличная. Вспомнить о существовании когда-то прилавка поможет словарь Ожегова. Оказывается — это закрытый спереди стол в магазине, отделяющий товары и продавцов от нас с Вами — покупателей. Увы, это всего лишь забытый нюанс в эпоху «Ренессанса» рыночной экономики.


Нас уже ничто не отделяет от товара! Прилавки превращены в сплошные витрины… А покупатель? Тщетно пытается пристроить наполненные сумки, подходя к торговой точке. Ну, нет! Он находчив! Прижал одну сумку коленом к витрине, вторая – на полу. Глаза впиваются в показания весов, контроль за сумками ослаблен, тут-то и «расплачивается» покупатель за отсутствие небольшого удобства собственным кошельком.

Прилавок, на котором бы размещались сумки покупающих – необходим. Сегодня продавцы на рынках, в частности, возле «Ивушки», в загроможденном витринами торговом центре на Бульваре Гагарина, в большинстве других магазинах – в лучшем случае предлагают табурет. Было-бы слишком идеально: сумки – на прилавке, все удобно и под контролем, покупатель спокойно рассчитывается за приобретенный товар, не рискуя быть обворованным во время расчета.

Еще один фрагмент уличной торговли.

Шесть утра. Светает. У магазина „Рахат“, недалеко от парковки машин, силуэты, в основном пожилых людей с банками и бидонами. Долгожданная машина из Секисовки – и все как по команде: бидоны – на заплеванный асфальт, в лучшем случае – на фанерку на том же асфальте, банки – на капот машины. А что же в банках и бидонах? Судить можем только по ценам – молочный товар вполне качественный. Хотя в данной ситуации закон рыночной экономики звучит парадоксально: предложения, точнее, их скудость – рождает спрос. Выбор сельской, «естественной» продукции небольшой – и город все съест!!!

Было-бы слишком идеально: в 10 утра подходишь эдак к прилавку, а на витринах, незатейливых, но вполне аккуратных – молочная продукция на чем-нибудь беленьком и чистом. Опять же в чистом фартуке, а лучше в белом халате, продавцы наперебой предлагают проверенную СЭС молочную продукцию.

А теперь – реальность: чтобы не было лишних хлопот, власти запрещают торговать на улицах. Разве можно избавиться от уличной торговли? Может только превратить ее в „поквартирную“?

Любой продавец желает разместиться ближе к покупателю, поймать его, что называется, за «рукав», точнее, за «кошелек». Некоторым удается настичь наивных с «наличными» в их же собственной квартире. И «подарить» таки чудо – прибор, разбивающий соли, остеохондроз, снижающий давление, и одновременно сопротивление, доверие, житейский рассудок и даже „железную логику“ многих покупателей.

Так, в шестой подъезд ул. Добролюбова, 43, несмотря на наличие домофона, сумела проникнуть молодая девушка, предлагавшая, видимо, одну из разновидностей электрических миорелаксантов. Неосторожная пенсионерка открыла дверь. Продавец мгновенно залетела в квартиру, вытащила прибор, не умолкая ни на минуту.

– Бабушка, меня зовут Олеся. Как вас зовут? Я хочу вам подарить чудо-прибор.

– Я даром не возьму!

– Нет, послушайте, как вас зовут?

– Я же сказала...

– Я уже забыла. Вот этот прибор, разбивает соли, лечит суставы, при остеохондрозе… У нас акция. Я вам его дарю.

Рекламируя, „закинула“ электроды на воротниковую зону старушки, не успевшей сориентироваться, дала электрический импульс, интенсивно увеличивая силу.

– Девушка, я не возьму даром.

– Да я за 8 тысяч дарю.

Тогда пенсионерка сказала, что ждет дочь, которая и расплатится за “подаренный” прибор. Бойкая коммерсантка, схватив сумки, покинула место происшествия. А затем… Продавец в результате неграмотных манипуляций прибором, возможно, вызвала сужение сосудов спинного мозга (как потом разъяснил хирург), поэтому пострадавшая пенсионерка и упала навзничь на следующий день от неожиданного и резкого головокружения.

И все же торговля на улице, около остановок, порой удобна покупателю:

– Вылезешь усталый после работы из автобуса – нужный товар: свежие огурчики, морковочка, лучок – на остановке, сами в сумку «просятся».

Оказывается, уличная торговля – самое распространенное явление во многих странах: в России, Чехии, Испании, Швеции, Сирии, Китае, Японии. Власти активно поддерживают уличную торговлю в Швеции – товар на рынке очень качественный, да и ни одна торговая сеть не может воссоздать коммуникацию, которая существует между продавцом и покупателем на улице.

90% товаров покупается на блошиных рынках в Сирии. Власти Японии пытаются только автоматизировать уличную торговлю. Чехия и Россия видят недостаток уличной торговли лишь в том, что она не эстетична....

Запретить блошиные рынки в Усть-Каменогорске – значит, нанести сокрушительный удар по реализации продукции дачников и жителей близлежащих деревень. Надо преобразить уличную торговлю, не разгонять дачниц-бабушек, но организовать полюбившиеся продавцам и покупателям торговые точки, точнее „многоточия“, по определенным правилам и постоянно контролировать.

И тогда не будет она такой неопрятной, бесприлавочной, беспризорной.

Было бы слишком идеально… Со временем, может быть, так и получится?!

Ольга БЛАГОЛЬСКАЯ