«Мы проработали по 35-40 лет, поднимали систему бытового обслуживания Лениногорска, имеем правительственные награды, звания «Заслуженный работник службы быта», а теперь остались ни с чем», — говорят ветераны-бытовики Риддера.
«Ну и что здесь удивительного?» – недоуменно спросят читатели – «Да почти все население бывшего Советского Союза осталось ни с чем». Это действительно так, но у риддерских бытовиков ситуация несколько иная.
В 1992 году имущество службы быта тогда еще Лениногорска, а это 8 добротных зданий с оборудованием и сырьем, было выкуплено у государства арендным предприятием «Бытовик». Поэтому каждый работник имел свою долю в зависимости от трудового вклада и внесенной денежной суммы.
– Предприятие работало и работает за счет первоначальных денежных и имущественных взносов работников, – рассказывают ветераны Пономаренко, Дарменбаева, Дик, Родионова и другие.
Затем было создано ТОО, а в 1996 году производственный кооператив «Бытовик». Из более чем 100 членов кооператива на сегодня осталось чуть более 20. Другие либо ушли на пенсию, либо уволились.
– Мы, как пенсионеры, как учредители и члены кооператива имеем право на свою долю, – говорят ветераны. – При выходе на пенсию нам выдали в среднем по 37 тыс. тенге, наверное, чтобы мы успокоились. Эта доля была определена на собрании в сентябре 2006 года, решения которого, на наш взгляд, не имеют силы. На собрании не присутствовали все члены кооператива. На нем поделили стоимость имущества ПК «Бытовик» на 122 человека. Но расчет производился по стоимости начала 90-х годов, а это всего около 5 млн. тенге. Переоценка не производилась. А сегодня рыночная стоимость этих 8 зданий составляет по оценкам экспертов (работу по переоценке мы оплатили сами) почти 110 млн. тенге. Мы считаем, что у нас должны выкупить нашу долю имущества по нынешним ценам, или платить нашу долю от прибыли. Основная производственная деятельность практически не ведется, здания сдаются в аренду, почему мы не имеем права на причитающуюся нам долю? Тем, кто сейчас уходит на пенсию, выдают несоизмеримо большую сумму. А почему с нами так обошлись? – возмущаются ветераны-бытовики.
Они прошли все судебные инстанции, вплоть до Верховного суда, но решения принимались не в их пользу. С юридической точки зрения все нормально. Тем более что перед тем, как получить по 30-40 тысяч тенге в качестве компенсации за долю в имуществе, многие ветераны написали заявления, что претензий к ПК «Бытовик» не имеют.
Мораль сей истории такова: а нет сегодня вообще никакой морали. Формально, какие могут быть претензии – выдали пенсионерам деньги за их долю, да и все. А ведь именно эти люди создавали службу быта, строили здания, сооружения, которыми сейчас пользуются и получают выгоду совсем другие люди. Но разве не такая же ситуация и в масштабах страны? Кто создавал нефтяные месторождения, в мороз и жару вел геологоразведку, устанавливал первые буровые вышки, добывал первую нефть? А кто строил нынешние гиганты индустрии, принадлежащие теперь всяким машкевичам, кимам? Да кто, в конце концов, построил дома, в которых мы живем? Этим людям уже много лет, они старики. Но что они имеют? Нищенскую пенсию. А плодами их тяжелейшего труда пользуются совсем другие. Они покупают дорогие яхты, виллы, особняки в Швейцарии и Лондоне. Каждому – свое.
Денис ДАНИЛЕВСКИЙ