ПРОВАЛ ПО ВСЕМУ ФРОНТУ

Газета "Flash!"

Строительная отрасль региона давно находится в «цейтноте». И виной тому даже не мировой экономический кризис, а ряд субъективных причин, главная из которых — деньги уходят из области, а качество возводимого жилья, школ и больниц оставляет желать лучшего...




«Не все ладно в королевстве Датском…»

В последнее время сводки со строек региона все чаще напоминают фронтовые. Что ни объект строительства – недоделки и брак, сдается и принимается «со скрипом», а то и с откровенным скандалом. Правда, чаще всего все «разборки» гасятся «внизу» и в СМИ попадают редко: сор из недостроенных «избушек» стараются не выносить, иначе такое вскроется!.. Недавно аким области Бердыбек Сапарбаев на селекторном совещании, посвященном строительным делам, разразился гневом за срыв строительной программы в I квартале 2012 года. «Огребли» все: и подрядчики, не выполняющие договорные обязательства, и контролирующие органы – ГАСК, управление строительства, технадзор. В официальной прессе – газете «Рудный Алтай (!) привели даже «черный список» 24 фирм – подрядчиков, допустивших невыполнение строительных работ и сдачу «под ключ» уже к апрелю одноэтажных школ в сельских районах. Причиной срыва сроков рупор облакимата справедливо назвал зимние морозы. Статья называется «Пробуксовка на всех фронтах». Но мы решили пойти дальше и копнуть глубже. В итоге выяснилось, что «школьные» подрядчики не так уж и виноваты. Конечно, холода давно миновали, и строители могли бы развить «ускорение», коли знали о горящих сроках. Однако, может, главный виновник вовсе не они, а областное управление строительства? Именно оно и провело конкурс на выполнение работ лишь в ноябре 2011 г.! Причем, одним из условий было окончание строительства через 5 месяцев.

За комментарием мы обратились к обеим сторонам – подрядчикам и заказчику. В областной Ассоциации строителей свое мнение высказал Председатель Совета директоров Игорь Шацкий (на фото).

– Если и наказывать подрядчиков, то не их одних и не в первую очередь. Да, они должны были знать, на что идут при строительстве объекта зимой – но они вынуждены были пойти на такие конкурсы, поскольку это хоть какой-то источник для сохранения коллективов.

А вот в чем причина и кто истинный виновник во всей этой ситуации – вот это главный вопрос. Почему конкурсы на строительство объектов проводятся в сентябре – ноябре? Почему заказчик выбрал время строительства в зимние месяцы? Это что – самый строительный сезон по современным методам управления строительной отраслью? А заказчик, когда объявлял конкурсы под зиму, не знал, что своевременное строительство в зимних условиях невозможно? При нормальной подготовке необходимой документации и при профессиональном управлении этими процессами конкурсы необходимо проводить весной или даже зимой, чтобы весной строительные работы уже начинались. Почему это не было сделано? Получается, сами провели конкурс в ноябре, и обвинили строителей, и переложили на них всю ответственность за свои промахи? Школы не достраивают не отдельные нерадивые строительные организации – а абсолютно все выбранные подрядчики. Что, они абсолютно все плохие строители при хорошем заказчике? Почему отобрали на конкурсе исключительно «плохие» предприятия?


Мы попытались узнать аргументы заказчика на этот счет в областном управлении строительства.

Впрочем, в главном строительном ведомстве ВКО себя в создавшемся положении виноватыми не считают. Вот что ответил нам по этому поводу начальник управления Думан Сулейменов:

«Конкурсы на строительство аварийных школ на территории области были проведены в установленном законодательством порядке после принятия решения областной бюджетной комиссией о выделении денег на строительство школ, разработки проектно-сметной документации и получения положительного заключения государственной экспертизы. Объявление конкурсов без проектно-сметной документации с положительным заключением государственной экспертизы противоречит законодательству Республики Казахстан о государственных закупках. Сроки строительства устанавливаются проектными организациями на основании требований СНиП и утверждаются государственной экспертизой. При этом в проектно-сметной документации были учтены затраты на зимнее удорожание строительства».

Получается какая-то матрешка разгильдяйства и безответственности: одно за одним. Пока деньги выделят, пока ПСД разработают, пока госэкспертиза поспеет – уже и белые мухи полетели. Возникает резонный вопрос: а стоит ли в таком случае конкурсы проводить в конце года? Может быть, их лучше перенести на следующий год, раз уж чиновничье-бюрократическая машина такая медленная и неповоротливая? Провести, допустим, в январе, с реальными сроками строительства, и не нужно будет «затрат на зимнее удорожание»? Или, может быть, эти дополнительные затраты как раз и нужны? Или уж тогда нужно подгонять финансистов, проектировщиков, госэкспертизу, чтобы быстрее все оформляли. А кто должен подгонять? Короче, за 20 лет рыночной или псевдорыночной экономики многочисленное чиновничество, кормящееся на строительстве, так и не смогло выработать эффективную, мобильную систему управления отраслью. Или не захотело выработать. А зарплату получают. Можно предположить, что и не только зарплату.

В данном конкретном случае, пусть и с опозданием на 2-3 месяца, но, видимо, школы в сёлах достроят, «доведут до ума». Всё-таки аким ВКО взял на контроль! А сколько недостроенных объектов было брошено, и желающих их подобрать находили с трудом. А сколько миллионов, даже миллиардов уже разворовано, распихано по карманам. Да так, что не отнять и не вернуть! Владельцы этих карманов уже благополучно покинули щедрую для всяких проходимцев восточно-казахстанскую землю, значительно облегчив не менее щедрый областной бюджет. Этот сор пока ещё не выносился наружу. Мы, пожалуй, попытаемся…

Чужие здесь ходят. А иногда – бегут…

В среде строителей Восточного Казахстана давно зреет недовольство. В последние два года на этот рынок хлынуло множество иногородних фирм, зарегистрированных в Алматинской области или в Астане. Зачастую эти фирмы создаются под определенный тендер, и не имеют ни собственной строительной техники, ни собственных профессиональных кадров. Все их имущество – джип «Лэнд Крузер» под задницей новоявленного директора, да пустой съёмный офис с одним столом и парой карандашей. Выиграв конкурс и взяв тендер, эти горе-строители далеко не всегда доводят дело до конца. Поначалу арендуют технику у местных строительных фирм, нанимают их же рабочих, а когда что-то не ладится – могут и исчезнуть. Сел в джип – и помахал аборигенам рукой… Хотите примеры? Пожалуйста!

Самым скандальным стал срыв строительства Центра крови на КШТ в Усть-Каменогорске. Широко разрекламированный в свое время проект едва не оказался заморожен. А все дело в том, что ушлые южные строители умыкнули почти 610 млн. тенге (более 4 млн. долларов!) государственных средств, отпущенных на строительство объекта социального назначения. Госзаказ достался алматинской фирме ТОО «Пелестрой», названной, очевидно, в честь известного мирового футболиста. Его фанаты строительными работами утруждали себя недолго: прикарманили денежки, да и пустились в бега, забив этим самым изрядный гол местным властям, и пробив изрядную брешь в бюджете региона. Управление строительства обратилось в суд о взыскании средств с недобросовестных горе-строителей, а в финполиции даже возбудили уголовное дело против них, и даже объявили руководителей «Пелестрой» в розыск. Но долго, уж очень долго длилась вся эта канитель. Договор на строительство первой очереди Центра крови был заключен еще в августе 2008 года, на вторую очередь – в марте 2009 года. И только в январе 2011 года управление строительства подало иск в суд, 16 февраля прошлого года исковые требования были удовлетворены. А что – раньше было непонятно, что эти «строители-футболисты» просто натуральные кидальщики? Естественно, задержать никого пока не удалось, да и покрыть убытки оказалось нечем – никакой собственности у фирмы не оказалось. Ни в Усть-Каменогорске, ни в Алматы. Ни одного завалящего крана. Сами «футболисты», наверное, уже давно лежат на пляжах Рио-де-Жанейро, любуются мулатками, а по вечерам смотрят настоящий бразильский футбол. Жизнь удалась! А положение на стройке спасла местная фирма «Кумаров и К», взявшаяся доделывать и исправлять чужие огрехи. Справедливости ради надо сказать, что кроме них никто за это не взялся. Честь им и хвала! Так что можно надеяться – Центр крови всё-таки достроят, и он примет своих пациентов.

Другой вопиющий факт безответственного строительства – Президентская интеллектуальная школа на левом берегу Иртыша. Её взялась возводить фирма «Каздорстрой 2005» из Астаны. Но качество работы фирмы вскоре было признано неудовлетворительным (если не сказать отвратительным!), и школу достраивали по методу «асара» (то есть всем миром). Здесь тоже история долгая и занудная. В марте прошлого года управлением строительства был подан иск к фирме об устранении дефектов и окончании невыполненных работ. Только 30 ноября 2011 года «Каздорстрой 2005» обязали устранить дефекты и признали недобросовестным участником госзакупок. А в законную силу это решение вступило только 28 марта 2012 года! За это время усть-каменогорские строительные фирмы бесплатно помогали, кто, чем может, лишь бы завершить стройку. Теперь это учебное заведение стараются не называть «президентским», стыдливо опуская гордое слово, а именуют просто «школой». А Президентскую интеллектуальную школу строят уже в другом месте – за будущим драмтеатром, кстати, его тоже возводит организация не из Восточного Казахстана. Хочется верить, что вторая попытка окажется более удачной.

Еще один показательный пример – строительство профессионального лицея машиностроения в микрорайоне КШТ, который возводит алматинская фирма ТОО «Зак Сервис». В марте этого года на еще строящемся объекте произошло обрушение кровли. Слава Богу, что обошлось без жертв. Разве такое может произойти, когда работают грамотные и квалифицированные специалисты? Выиграв данный объект, фирма не привезла из Алматы технику и специалистов – все нанимается местное. Зато восточно-казахстанский подрядчик был отклонен по причине нехватки 2-х единиц техники из большого требуемого перечня. А где же тогда заявленная техника алматинской фирмы?

– У алматинцев наши строители работают, как правило, на субподряде, – утверждает председатель «Ассоциации профессиональных строителей ВК» Игорь Шацкий, – чтобы выиграть тендер, можно не быть хорошим строителем – достаточно уметь хорошо оформлять бумаги! Заявки требуют подать на 1500 страниц основную часть плюс 200 страниц техническая часть. А бывают на 2000 страниц, и даже 3500! «Война и мир» отдыхает…Вот и выходит, что конкурсы выявляют не реальные качества и возможности строителя, а умение красиво составить бумажки. Как фирма без опыта, зарегистрированная в юстиции всего 2-3 года год назад, может выиграть серьезный конкурс? И тем более построить добросовестно?! Их задача: взять деньги и уйти, не принеся особой пользы в регионе.

По мнению Игоря Шацкого подобная практика ничего положительного экономике нашей области не даст.

– Налоги они платят, как правило, у себя в Алматы, в Астане – делится Игорь Владимирович. – Строительную технику не покупают. А если и купят, вряд ли хоть 1 кран здесь останется. Недавно я изучал обстановку в строительной отрасли республики. Например, в Карагандинской области ни в одном бюджетном проекте нет фирм из других регионов. И всё потому, что заботятся о своих профессиональных кадрах, поддерживает их. С них и спрос проще – никуда не убегут!

Особые претензии у местных строителей к организаторам конкурсов, часто отдающим предпочтение не тем, кто годами завоевывал авторитет в области, а новичкам на строительном поприще.

– В нашей фирме, например, 100 строителей, своя техника, – говорит И. Шацкий. – «Иноземец» арендует технику у нас, по бумагам показывает 200 рабочих, и проходит. А ведь элементарная проверка в ГЦВП по уплате обязательных пенсионных отчислений покажет, что большая часть этих рабочих – «мертвые души». Их нет в действительности на этом предприятии! Предложил сотрудникам управления строительства проверить эти факты – они в ответ: «Это не наша компетенция, нам достаточно посмотреть документы». Или, скажем, взять конкурс на строительство одноэтажной школы: в требованиях пишут, что нужно 11 кранов! Зачем?! Все спецы говорят: максимум двух хватит, это же не многоэтажка!

В настоящее время Ассоциацией проанализированы системные нарушения в сфере государственных закупок, выработаны конкретные предложения по предотвращению подобных злоупотреблений. Будем надеяться, что эти предложения будут услышаны.

Сергей ВАСИЛЬЕВ