НЕ БОЛЕЙТЕ, ГОСПОДА!

Газета "Flash!"

Наиболее ценным для любого человека, является здоровье. Обществу также нужны здоровые и трудоспособные люди – это трудовой потенциал любой страны, ее богатство. Государство на социальные программы выделяет значительные бюджетные средства, в том числе и на здравоохранение. Реформы здравоохранения продолжаются более 20 лет, а результаты, надо отметить, не очень впечатляют.


Три года назад начали переводить медицинские учреждения на ПХВ (производственно-хозяйственное ведение) – что-то наподобие хозяйственного расчета, не подготовив медиков, привыкших работать за счет полного бюджетного финансирования. Теперь это головная боль бывшего врача – не лечение больного и восстановление его трудоспособности, а сведение баланса и экономия средств на всем, что возможно и невозможно.

Вот и очередной перл реформаторов – «возложить отдельные функции врача на медицинскую сестру». Кстати, ее тоже не учили в требуемом объеме настоящего лекаря. Можно прогнозировать, что завтра к инициатору такой идеи подойдет санитар – и тоже будет лечить. Хотелось посмотреть прямо в лицо этому инициатору от здравоохранения.

В этом очерке с натуры попытаюсь раскрыть некоторые особенно рельефные вопросы в области современной медицины.

Питание

Наиболее важным элементом лечения со времен Гиппократа было диетическое питание. В зависимости от заболевания научная медицина за столетия своего развития сумела выработать множество диет. Только в советское время во всех санаториях и домах отдыха, включая далекую периферию, насчитывалось пятнадцать основных диет и еще несколько дополнительных. В наше время, когда уровень доходов и пищевой арсенал значительно расширился, пресловутая оптимизация и постоянная реорганизация отрасли привели к тому, что и питание в стационарах теперь единое, усредненное на все медицинское учреждение комплексное меню. Так, для больных с повышенным содержанием белка не рекомендуются продукты из бобов (горох, фасоль, чечевица), а их предлагают в разных комбинациях два раза в день. Но это уже продолжение анекдота об устойчивой средней температуре по госпиталю в 36,6 С. А больничное меню, хотя форма предусматривает, диетсестра не подписывает, ей не позволяет профессиональная этика и человеческая совесть.

По моему разумению, в стационаре под наблюдением врачей необходимо выработать здоровый образ жизни и правильное питание здесь должно быть в приоритете.

Распорядок дня

Важным элементом в излечении любого заболевания является соблюдение режима. Так, при сахарном диабете, холецестите, гастрите и других болезнях научные мужи от медицины рекомендуют дробное 5-6 разовое питание. Но в современной больнице дробить уже дальше некуда. Ведь раскладка такова, что на питание стационарного больного выделяется средств меньше, чем на человека, лишенного свободы в местах не столь отдаленных. А ведь больница предназначена для восстановления трудоспособности, а для цели доживания специально создаются хосписы. Медицинский персонал рекомендует пополнять дневной рацион питания передачами родственников, но это уже нарушение режима и вмешательство в лечебный процесс.

Непосредственный режим дня предусматривает прием пищи три раза: в 8-30; 12-30 и 17-00. Для проведения точных анализов, например, крови натощак на сахар – требуется перерыв в питании не более 12 часов. Мы же реально имеем 17 час 30 мин. В результате искаженный анализ, не совсем верный диагноз и неправильное лечение. Но здесь основная причина в персонале, у которого восьмичасовой рабочий день и нужно экономить фонд оплаты труда.

Процесс лечения или организационный вопрос

В современных условиях для плановой госпитализации больного обязывают пройти комплексные анализы, электрокардиограмму и флюорографию, получить направление участкового терапевта и узкого специалиста и ждать сообщения из стационара. Если пройдет более 10 дней после прохождения анализа – то их потребуют повторить.

В отличие от давно прошедших дней, сегодня для госпитализации пациент должен иметь ложку, миску, кружку (так в XVII-XIX веках рекрутировали в армию), полотенце, процедурную салфетку, туалетную бумагу и прочие атрибуты личной гигиены.

Вызывает удивление, что при таких сложных процедурах попадания в лечебное учреждение, во многих отделениях заполняемость койко-мест не превышает 50 процентов. Иными словами, чем меньше пролеченных в стационаре, тем лучше экономические показатели хозяйственной деятельности. Спрашивается, зачем выделять огромные инвестиции на строительство новых зданий, которые используются так неэффективно, и особенно в условиях финансового кризиса. На эту же тему хороший пример – это приобретение дорогого оборудования без соответствующей подготовки кадров.

Медицинская наука требует подходить к каждому пациенту индивидуально, но, реально установлен лимит пребывания в стационаре в 10 дней, а при проведении дорогих процедур – и вовсе пять дней. Т. е. по разумению руководителей-эскулапов за этот промежуток времени можно излечить любого. Или же оплачивайте дополнительно и лекарства, и койко-место. Борьба за улучшение показателей продолжается. В качестве сервиса вам могут предложить приобрести более эффективное лекарство за дополнительную оплату, а практически бесполезное лекарство имеется в арсенале больницы.

В стационаре все стены пестрят плакатами и информацией, которая в своей основе необходима, но удивляет содержание отдельных из них. Например, прейскурант платных услуг: «стоимость 1 койко – места в палате с сервисными условиями – 2230 тнг и далее – стоимость пребывания в отделении 1 койко- место – 3286 тнг.» (видимо, обычная палата). Спрашивается, сервис это благо или зло? Простому смертному не совсем понятно. Среди огромного блока информации не нашлось места для оповещения льготников (участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц). Наверное, чтобы лишний раз не использовали свое право на льготы.

И в заключение мое пожелание – граждане, господа, не болейте. Это очень накладно.

Николай Грязев