«Я ПАМЯТНИК СЕБЕ ВОЗДВИГ…»

Газета "Flash!"

(Размышления о городской скульптуре и людской глупости) Вместо эпиграфа. Большинство людей не задумывается над тем фактом, что мы всю жизнь создаем… памятники себе – своими делами, своими поступками, своими творениями. То есть, образно говоря, все мы «скульпторы истории», а созданные нами «памятники» – и есть след нашей деятельности на земле. Но есть скульпторы настоящие, всамделишные, так или иначе запечатлевающие нашу жизнь в скульптурах и памятниках. Но и они, как это ни странно, своими творениями отражают и характеризуют, громко говоря, не только какие-то моменты эпохи, но и самих себя, а, значит, их работы – это и памятники им самим… Вот почему я и озаглавил эти заметки пушкинской строкой

– «Я памятник себе воздвиг…»

«AB ABAY…»

Есть такая крылатая латинская фраза: «Ab ovo», что в переводе означает дословно «от яйца», а в переносном смысле – «сначала». По аналогии и созвучию – «Ab Abay» – начнем с Абая. И Михаэлиса… А теперь – к делу.

В ночь с 22 на 23 июня 2014 года, то есть почти год назад, аккурат, как посчитал народ в Интернете, к тогдашнему приезду нашего уважаемого Президента, на пересечении проспекта Абая и ул. Михаэлиса был воздвигнут давно уже анонсируемый памятник двум замечательными людям и друзьям – Абаю Кунанбаеву и Евгению Михаэлису. Кто это такие – напоминать не буду, поскольку оба – люди достойные во все времена. Ну, и как вы понимаете, место памятника было выбрано не случайно, наоборот – символично – две улицы имени известных людей именно здесь и встречаются друг с другом. Казалось бы, можно было бы жить и радоваться, что в Усть-Каменогорске появился еще один исторический монумент. Но не тут-то было! То, чего было нельзя разглядеть ночью при установке, ясно проявилось днем! А именно – первым зрителям, а затем и вездесущим и жадным до сенсаций журналистам предстал этакий дуэт из двух скульптур с несколько, как бы это помягче выразиться, непропорциональными формами тела. Впрочем, после того как фото данного монумента было напечатано на местном популярном сайте www.yk.kz, некоторые недипломатичные читатели-зрители назвали фигуры карликами, а дальше пошло-поехало! Присмотревшись не только к пропорциям фигур, но и к общей композиции, народ тут же «заюморил» по поводу того, что-де «Абай и Михаэлис делают селфи на, типа, Айфон для отсылки фото Лермонтову»… и далее – в том же духе! Короче, комменты посыпались как снежный ком. Сенсация, благодаря Интернету, быстро разнеслась не только по Усть-Каменогорску и Казахстану, но и по СНГ и даже по миру! Дошло до того, что даже Би Би Си отразила сей знаменательный факт!

Таким образом, помимо мировой некогда славы Усть-Каменогорского титана, урана свинца и цинка, хоккейной школы и ряда других достопримечательностей, теперь на весь мир мы прославились еще и «ваятелями»! Лично мне в этой связи живо вспомнился Киса и Ося с их фигурой «Сеятеля»! Но вот тогда я в общей оживленной дискуссии о том, отчего стало так много китча (во всем – не только в скульптуре!), участия не принял по причине того, что уже не раз в местной прессе писал о городских достопримечательностях, в том числе и скульптурных. Не принял, но дал себе слово вернуться к этой теме, потому что у меня было, что сказать по ней – не в пылу интернетовских словопрений, а размышляя серьезно! Был и еще один случай, который также заставил меня вернуться к теме памятников. Это когда на «Аллее Влюбленных», что на набережной им. Славского, какие-то вандалы буквально разгромили часть установленных там скульптур. Но тогда ряд личных обстоятельств не позволил мне написать по этому поводу. И вот сейчас, вновь внимательно пройдясь по городу и проанализировав, так сказать, «скульптурное наследие и его состояние в Усть-Каменогорске», позвольте поделиться своими наблюдениями.



«ЭТО Ж ПАМЯТНИК, КТО ЖЕ ЕГО ПОСАДИТ?!»

Позвольте, для начала напомню вам эпизод из известного фильма «Джентльмены удачи».

Помните, там Трошкин (Леонов) и Косой (Крамаров) и оперативник под видом таксиста Славина (Видов) ищут адрес по городским достопримечательностям? Вот этот диалог из сценария Виктории Токаревой:

« – Пруд там был? – спросил Славин.

– Не было. Лужи были, – отрезал Косой.

– Может, памятник? – подсказал Трошкин.

– Памятник был.

– Чей памятник? – спросил Славин.

– А я знаю? Мужик какой-то.

– С бородой?

– Не.

– С бакенбардами?

– Да не помню я! – заорал Косой. – В пиджаке.

– Сидит?

– Кто? – не понял Косой.

Славин уже потерял всякое терпение и выразительно посмотрел на Трошкина, выражая ему полное сочувствие.

– Ну, мужик этот! – заорал уже Славин.

– Во, деревня! – снисходительно сказал Косой. – Ну, ты даешь! Кто ж его сажать будет? Он же – памятник!».

Вот она, ключевая фраза, от которой я отталкивался в своих дальнейших рассуждениях о судьбах скульптур в Усть-Каменогорске (боюсь, что, увы, и в других местах, ибо это, скорее, уже тенденция!):

– Кто ж его сажать будет? Он же – памятник!

Да, памятники у нас, слава Богу, не сажали и не сажают, но…

Сразу после революционных событий 1917 года, была, увы, такая тенденция – крушить памятники: «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем…», как пелось в «Интернационале». Но то были перегибы революции, осужденные историей, хотя и не сразу. Затем, уже на моей памяти, хотя и более деликатно, как говорится, «без шума и пыли», демонтировали памятники И.В. Сталину в связи с осуждением культа личности.

Ну, а в недобрые времена развала Советского Союза, стали крушить памятники, в той или иной мере отразившие эпоху социализма. А, как я писал в одном из предыдущих фельетонов, два одинаковых события, это может быть и совпадение. А вот три – это уже тенденция! И вот эта тенденция начала прослеживаться дальше, когда мы стали самостоятельно-суверенными. Где-то потихоньку, а где и «кавалерийским наскоком» мы начали менять многое, что было связано с эпохой социализма. Однако, как справедливо заметил кто-то из народа, никто почему-то не стал ломать жилые дома, созданные в «эпоху тоталитаризма», как обозвали социализм его «заклятые друзья», не снесли с лица земли города и села, заводы и фабрики, построенные в то же время. Наверное, потому, что они еще были нужны тем, кто в них жил, и тем, кто все это организовал и затеял. Хотя, благодаря «мудрому руководству» эсэнгевских «кормчих» во всех без исключения республиках бывшего Союза все вышеперечисленное стало «успешно» разваливаться само. Но тенденция была задана, направление указано и – пошло-поехало! «Ономасты-топонимисты» неистовствовали вовсю, переименовывая все и вся: города, поселки, улицы… Как будто от этого «жить стало лучше, жить стало веселее», как сказал товарищ Сталин на Первом всесоюзном совещании рабочих и работниц – стахановцев 17 ноября 1935 года.

Причем особенно усердствовали с улицами, переименовывая их «по просьбе общественности». Ну, подумаешь, расходы в связи с этим будут – документы там, печати разные менять, таблички и т.д.! Зато как ново звучит! Хотя в том же Усть-Каменогорске (если так уж хотелось переименований!) одних Паровозных – штуки четыре и прочих нейтральных названий улиц, типа: «Вторая», «Третья» и т.д. – меняй – не хочу! И почему-то переименованные улицы, вопреки грамматике, назывались: улица Казахстан, улица Астана? Заметьте, я не против переименований вообще, но я за хоть какую-то логику в них! Почему в честь одного исторического героя улицу назвать можно, а в честь другого – нет? Особенно если ни тот, ни другой, скажем, к Усть-Каменогорску никакого отношения не имели? Вопрос непростой, местами даже болезненный, но все же не настолько важный, чтобы решать его единым махом – без настоящего, а не выдуманного обращения к мнению народа! Вы спрОсите – чего это он от памятников к ономастике и топонимике перешел? Да потому, что и эти переименования – тоже вклад в тенденцию «всемирного разрушения насилья», куда входит и смена памятников. Да, таки вернемся к памятникам!

Когда-то я написал целый «трактат» на тему: «Памятники Усть-Каменогорска», разместив его в одном из местных изданий. В том «исследовании» я констатировал, что, несмотря на тогдашнюю немногочисленность памятников в одном отдельно взятом Усть-Каменогорске, нам все же было чем гордиться в этом плане! Например, хотя бы тем фактом, что две, без преувеличения, всемирно известные скульптуры не менее известного и титулованного скульптора-монументалиста, лауреата Ленинской и пяти(!) Сталинских (Государственных) премий, Героя Социалистического Труда и Народного художника СССР Евгения Викторовича Вучетича – «Перекуем мечи на орала» и «К звездам!» установлены у нас в городе возле Центрального дома культуры, бывшего детища УМЗ. Похоже, своим здесь происхождением они обязаны легендарному министру Средмаша Е.П. Славскому, курировавшему во «время оно» УМЗ и бывавшему у нас не раз и много сделавшему для расцвета Усть-Каменогорска. Попутно отмечу, что хорошо, что хотя бы не сразу, но этот легендарный во всех отношениях человек был, наконец, увековечен в скульптуре (не очень похожей на оригинал!) на улице, носящей его имя! Вот тут и я против переименования ничего не имел, когда из само собой разумеющегося названия – Набережная Иртыша – эта улица стала называться им. Славского! Я – за такие переименования!

Кстати, не всем, наверное, известно, хотя и об этом я когда-то писал в местной прессе, что скульптура «Перекуем мечи на орала» имеет всего четыре отливки: одна из них установлена в Москве, вторая – перед зданием ООН в Нью-Йорке, третья в Волгограде и четвертая – у нас, возле ЦДК! Думаю, что и «К звездам»! тоже «оптом» не производилась!

Так вот – и «самого главного Ленина» в ВКО, много лет ТВЕРДО простоявшего на своем постаменте на одноименной площади в Усть-Каменогорске ваял тоже Е.В. Вучетич! Я намеренно выдели слово «твердо» в предыдущем предложении! Все же монументально и прочно строили и возводили памятники в прошлом веке! Берусь это так же твердо утверждать, поскольку когда (вероятно, тоже «по многочисленным просьбам общественности»?), вышеуказанный памятник Ленину начали демонтировать (кстати, почему-то тоже ночью, как и устанавливали «Селфи Абай-Михаэлис»), за одну ночь справиться с ним не удалось. Провозились, особенно с постаментом, что-то около недели! Капитально ваял Вучетич! Для сравнения: «селфи» убрали в рекордный срок – через день, тем самым, как язвила мировая пресса, побив рекорд установки-демонтажа, что, ну, прямо так и просилось в Книгу рекордов Гиннеса!

И так вот, постепенно, наш народ и привыкает, что одни статуи и памятники, образно говоря, «приходят», а другие – «уходят», а точнее одниХ приходят, а другиХ уходят. Но, слава Богу, хоть не сажают! А вот на так любимом и цитируемом нами в поступках, да что там, в экономических формациях (ведь у нас сейчас уже капитализм… как бы?!), Западе, говорят, никто и никаких скульптур и памятников не уничтожает. Ну, разве что французы когда-то Бастилию разрушили!

Да, и поскольку далеко не всем эта «памятникосносительская», кгм… тенденция, по нраву, я опять-таки общественность имею в виду, то придумали для нее хороший «ход конем». А давайте-ка, как бы, не снесем, а перенесем памятники куда-нибудь в другое место! Как говорится – и овцы целы, и волки сыты! И вот уже в парке, который, я уверен, в свое время (дай Бог, еще очень не скоро!) будет назван именем его основателя – Н.А.Зайцева, создали целую аллею памятников, куда свезли всех Лениных, Дзержинских и т.д., а также по неясным причинам Маяковского с Львом Толстым (уж они-то – чем провинились?!). Хорошо ли это? Ну, если считать, что совсем не выкинули на свалку или в переплавку, то хорошо! Оставили – чтобы помнили! Ибо из истории – страницы не выкинешь! А мы все эти годы успешно занимались тем, что историю эту, в угоду сиюминутной конъюнктуре, все время перекраивали-перелицовывали, да так, что учебники этой дисциплины не успевали переписывать! И вот парадокс – сегодня никакие ЕНТ-ЕГЭ не помогут молодому поколению привить знание, а с ним и любовь к отечественной истории, потому что одна часть населения трактует эту историю так, а другая – иначе! И вырастает поколение, которое историю не знает и не уважает! А памятники – есть отражение истории – в бронзе или камне! А потому для молодых крушить памятники – это невинная забава! А возьми их к ногтю – и они тебе заявят:

– А почему взрослым памятники сносить-переносить можно, а им – нельзя?!

И возразить на это что-либо трудно! Логичное – во всяком случае!

ПЛОХ ТОТ АКИМ, В КОТОРОМ СПИТ… АРХИТЕКТОР ПЕРЕСТРОЙКИ!

За почти полвека моего проживания в Усть-Каменогорске мне довелось видеть разных руководителей области и города, а кое с кем и быть даже хорошо знакомым. Причем, умножайте их всех на два, так как, хотя номинально руководителями области и городов и сел были председатели областных, городских и сельских исполкомов, над ними всегда стоял еще более высокий руководитель – первый секретарь обкома, горкома или райкома партии. Скажу сразу – разные это были люди, но почти каждый из них оставил какой-то (не буду сейчас уточнять – какой именно!) след в моей душе. Думаю, и в душах большинства усть-каменогорцев – тоже. И эти градоправители и партийные руководители 60-70 годов, не в пример нынешним (и здесь никакого негатива!) руководили городом и областью порой по многу лет, были и рекордсмены, например, Александр Константинович Протозанов, партийный руководитель региона в течение 14 лет! Ныне таким стажем не может похвастать никто, кроме действующего Президента страны! И, надо сказать, многие из этих руководителей тогда внесли действительно значительный вклад в развитие нашего региона – как в промышленном, так и в социальном плане. Масштабы экономических и социальных преобразований и достижений тогда были огромны – в отличие от нынешних – торгово-сырьевых! С законной гордостью на ежегодных отчетах перед народом эти руководители докладывали о масштабном жилищном и промышленном строительстве, развитии коммуникаций, средств связи, медицины, образования, науки, культуры… Вот таким людям можно и нужно было ставить памятники, называть ИХ именами улицы за их РЕАЛЬНЫЙ вклад в развитие города и области! Но, насколько мне помнится, увековечены в памятниках и названиях улицы были лишь двое: Я. Ушанов и А. Протозанов. Заметьте, я говорю сейчас о руководителях города и области! Именами некоторых других известных усть-каменогорцев улицы назывались, и памятники кое-кому из них ставились. А кое-кому – и нет! Например, основателю города Ивану Лихареву, потому что вряд ли можно считать полноценным памятником маленькую фигурку Лихарева на небольшом фонтане в центре города, он достоин более величественного монумента! Но тут почему-то никто из последующих градоправителей, а также депутатов всех созывов так и не смог принять решения и изыскать средства для возведения такого памятника – ни в советское время, ни, тем более, сейчас. А жаль, ибо Лихарев по многочисленным (реальным!) пожеланиям нескольких поколений усть-каменогорцев такого памятника достоин!

– Так, а почему такое название главы, спросит нетерпеливый читатель! – Погодите, дойду и до этого!

Так вот, руководили прежние, советские руководители городом и областью в основном хорошо, в противном случае мы давно бы уже «в кулак свистели», ан, нет – живы пока! Более того, потихоньку-полегоньку развиваемся и крепнем и в последние годы. И здесь, безусловно, есть вклад и первых городских и областных руководителей, коих в последние годы сменилось у нас немало! Но – что характерно, особенно в последние годы, почти каждый из них, помимо того, что «рулил», хотел еще и немного побыть архитектором, а то и скульптором! С подачи одного из таких руководителей в свое время вырубили у нас аллею вековых тополей на бульваре Льва Толстого (был, был у нас бульвар такой когда-то между площадью Ушанова и Дворцом спорта!). По указке другого (или того же? Уже запамятовал!) началась у нас в городе небывалая «плиточная кампания». Того руководителя на посту уже давно нету, как, впрочем, и многих плиток в тех тысячах ее квадратных метров по всему городу. Еще один руководитель буквально, в прямом смысле этого слова «фонтанировал» идеей зафонтанировать весь город, посрамив Петергоф и Фонтенбло. Правда, фонтаны все больше получились какие-то корявые и почти никогда не «фунциклирующие»! Были среди этих руководителей и триумфальноарочники, и бордюристы, и раскрашиватели площади, и голливудчики, как с юмором прозвал их народ. Были те, кто вознамерился осветить и расцветить город, как твой Лас-Вегас, и те, кто обещал превратить Комендантку в подобие хотя бы одного венецианского канала. Короче, много их было, ибо каждый руководитель, как и В.В. Маяковский, мог сказать:

«Я планов наших люблю громадье, размахов шаги саженьи!».

Но, человек предполагает, а Бог – располагает. А посему не у всех и не всегда, и в недостаточных количествах все это получилось!

Но более всего, как показала новейшая история города, наши руководители возлюбили, если так можно выразиться, скульптурное строительство. Шутка сказать – не один международный практический симпозиум скульпторов смогли организовать, дабы наш город был облагорожен плодом их трудов и высокого полета скульпторской мысли!

Не за бесплатно, конечно, тут альтруизм не прокатил бы! Более того, посимпозиумничав в течение месяца с гаком, участники симпозиумов все это время получали нехилые бабки в виде стипендии, в среднем этак тысяч по сто (чтоб так жил среднеарифметический усть-каменогорец!), а победителям же сих конкурсов и вообще светило по нескольку тысяч долларов! (Тссс! Сейчас надо говорить – в тенге! Но тогда – совсем крутая сумма выходит!). Короче, участникам предоставляли жилье, материалы для ваяния, а далее, как говорил великий предшественник наших конкурсантов, Микеланджело Буонарроти: «бери камень и отсекай все лишнее!». Что конкурсанты-международники с попеременным успехом и делали! Почему – с попеременным? А это уже прояснялось в заключение, когда, образно говоря, с изваянного в скульпторских трудах праведных, срывалось покрывало таинственности, как это и было положено, и взору опытных конкурсных комиссий представали плоды скульпторских вседневных, а, чем черт не шутит, может, и всенощных бдений.

Кгм… Вот ту-то и наступал момент истины! Дело в том, что у ряда авторов (замечу, не только на мой, но и на многих-многих горожан взгляд) их творения подозрительно напоминали приснопамятного «Сеятеля» Кисы Воробьянинова и Остапа-Сулеймана-Берты-Марии-Бендер-Бея! Ну, очень напоминали! Если не формой, то «глубоким» содержанием! Впрочем, судите сами, ряд плодов-трудов симпозиумов-конкурсов на этих снимках! Однако эти изваяния украсили ряд наших присутственных мест, «Аллею Влюбленных», например! Пишу слово украсили без кавычек, так как работы были приняты высокими комиссиями из опытных…кгм… искусствоведов, на худой конец, людей, вероятно, разбирающихся в искусстве?! А раз так, то на всех работах как бы подразумевался штамп ОТК, пардон ОИК (отдела не технического, а искусствоведческого контроля!). Потом, прочитав названия работ, я понял, что главное, что надо было сделать, для того, чтобы поразить конкурсную комиссию, это позамысловатее, позаковыристее, позаумнее обозвать изваяние – и тогда успех конкурсанту был гарантирован!

Итак, глядите! Если то, что на снимках – это искусство, тогда я – Ален Делон! А вместе со мной и половина Усть-Каменогорска! Подозреваю, что из числа другой половины кому-то все эти скульптуры вообще «до фени», а кому-то и нравятся! Так у последних я прошу прощения, так как, возможно, мое начальное эстетическое образование не дотягивает до высот авторской и их – зрительской – мысли! Справедливости ради отмечу, что ряд (увы – меньший!) работ вполне себе ничего или даже выполнен хорошо: в них есть и мысль, и форма, и полет фантазии. Но они, эти талантливые работы, только еще более оттеняют и выделяют тот китч, который наваяли, нет, не шарлатаны от искусства, а просто, скажем так, слабые скульпторы. Кое-кто скажет, «да они просто могли «сачкануть», или «а вот если бы им дали время..!» Ну, да, ну, да! Когда авторам «Селфи Абай-Михаэлис» предъявили претензии, они тоже сослались на недостаток времени! Но, как по мне, УВАЖАЮЩИЙ СЕБЯ ХУДОЖНИК костьми ляжет, но не обнародует «сырое» произведение – ибо это крах его авторитета!

А теперь – притча, которая, я надеюсь, пояснит мой вывод о том, по какой же одной из причин «Аллея Влюбленных» подверглась атаке вандалов.

В детстве нам, помнится, читали один дидактический рассказик про Ленина. Был он на охоте, и егеря загнали на него лису. Но Ильич не стрелял, и лиса убежала!

– Почему же вы не выстрелили, Владимир Ильич?! – были в недоумении егеря.

– Не смог! – ответил Ленин. – Уж больно лиса была красивая!

Не в том ли разгадка акта вандализма на «Аллее Влюбленных», что вандалы при всем желании не смогли бы крикнуть:

– Уж больно они красивые! – имея в виду размещенные там некоторые скульптуры.

Да, здесь я сознательно утрирую! И, нет, я не оправдываю тех, кто это сделал, нет им прощения при любом объяснении! Да, я понимаю, что это упущение в воспитании подрастающего поколения родителей, школы, общественности. Но ведь и государство, как я пытался объяснить выше, тоже к этому руку приложило некоторыми своими поступками (или, наоборот, бездействием!) и разрушением институтов воспитания, коим, не смейтесь, в свое время успешно были пионерское движение и комсомол! Я просто убежден, что пионер-тимуровец, юннат, сборщик металлолома и макулатуры, кружковец из Дома пионеров или Юных техников, что-то увлеченно мастеривший, не пошел бы затем крушить скульптуры, потому что он уже знал, несмотря на юный возраст, что такое творческий труд, как он порой труден и мучителен! Вспомните, как годами лежали в неудобных позах на высоких помостах расписыватели церковных куполов, чтобы на века сохранить свои творения для потомков! Как выкалывали глаза чудо-мастерам, чтобы их творения никогда более не повторялись! Расскажите об этом своим детям! И тогда, может быть, они хоть чуточку научатся любить прекрасное, ценить чужой труд…

А пока… А пока город постепенно заполняется совершенно, чувствуется, беспланово (Почему? Архконтроль! Ау, где ты?!) самыми разномастными и разного достоинства (чаще самого низкого!) скульптурами. Причем, доходит до откровенных хохм! Помните знаменитых козлов у ОблГАИ? Тем, кто не помнит или не знает, напомню, что как-то в город завезли этаких китчеватых зверушек (их теперь немало в городе, но даже они – лучше некоторых изваяний на «Аллее Влюбленных»!), в упоминаемом случае – козлов. И долго не знали, где их разместить. И вот кто-то решил, шутя, наверное, установить их напротив ОблГАИ. Сначала на аллегорию не обратили внимания… Но народ зорок, а тут еще и Интернет «подсуропил» – разнес! В общем – было дело! Козлов убрали… Но тенденция лепить скульптурный китч – осталась! Я не голословен! Пройдитесь по городу и приглядитесь к КАЧЕСТВУ исполнения очень многих скульптур! Если бы их делали детишки, претензий не было бы (опыта нет, рука не «набита», творческое мышление не развито!). Но ведь авторы этих, с позволения сказать, «творений» наверняка имеют за душой соответствующие дипломы! Но имеют ли при этом что-то в душе – вот вопрос! А, кроме эстетического, а порой и этического аспекта, есть еще ведь и финансовый, причем, чаще всего, из нашего с вами кармана! Помните, как нас заверяли, что «супер-пупер-нано-краска», которой окрасят плитку на центральной площади, будет стоять на века?! И что же? А ничего же! В смысле – краски! Вспомните «прищепку» у Комендантки, монтаж-демонтаж которой обошелся городу (нам с вами!) в несколько сот тысяч тенге! Вспомните стоимость немалой части «скульптур» с вышеупомянутых симпозиумов – сложите все эти потраченные (даже наполовину – зря!) деньги – и вот вам сумма на ДОСТОЙНЫЙ и ТАЛАНТЛИВО ИСПОЛНЕННЫЙ памятник тому же Ивану Лихареву – основателю нашего города! Не хотелось бы заканчивать эти заметки на совсем уже пессимистической ноте, а посему отмечу, что есть в городе и неплохие памятники и скульптуры, возведенные в честь известных людей: Кабанбая-батыра, А. Кунанбаева, А. Пушкина, Р.Тагора, С. Кирова, Ж. Жабаева, Я. Ушанова, А. Протозанова, А. Куленова, Е. Славского, К. Кайсенова, О. Бокеева, С. Аманжолова, В. Потанина и др., есть достойные мемориальные комплексы. Есть в наших парках довольно милые скульптуры зверушек и сказочных героев. То есть, можем, когда захотим! Закончу же своеобразным «кавказским» тостом:

– Так давайте же будем мочь и не будем – китч!

Потому как иначе – стыдно перед потомками!

Всегда ваш, Шалико Агарян.

P.S. Будучи некогда депутатом городского Совета, призрачно намекну своим нынешним коллегам из маслихата и акимата, что на критические материалы принято как-то реагировать. Желательно – делами или хотя бы соответствующими решениями!

И тогда, чем черт не шутит, к природным красотам нашего замечательного города прибавятся еще и рукотворные – и это будет замечательным памятником нам с вами! Я ТАК думаю!