ВОДА СТАЛА ТОВАРОМ. И ОЧЕНЬ ДОРОГИМ

Газета "Flash!"

Итак, за предстоящие 5 лет стоимость услуг водоснабжения и канализации возрастет в 2 раза. А с учетом того, что с 1 июня уже произошел двукратный рост тарифа, то вода в целом подорожает за это пятилетие, с 1 июня 2015 по 1 июня 2020 года в 4 раза. до 1 июня цена водоснабжения и канализации в Усть-Каменогорске составляла 427 тенге с человека. С 1 июня – 854,9 тенге, с 1 июня 2016 года будет 1097, 21 тенге, 1 июня 2017 года – 1206,25 тенге, 2018 год 1281,07, 2019 год – 1385,8, 2020 год – 1699,97 тенге с человека.

Для предприятий, занимающихся производством тепловой энергии и оказанием услуг водоснабжения, тариф за 5 лет вырастет также в 2 раза: с 82,78 тенге за кубометр до 116,07. Сразу можно уверенно предположить, что в такой же, если не большей пропорции, вырастет и стоимость горячей воды и тепла.

Для прочих потребителей стоимость воды в 2015 году вырастет почти на 30%, до 197,02 тенге за кубометр, и далее в течение 5 лет повышаться не будет. Такой же порядок и по канализации. Для ТЭЦ, котельных, тепловых сетей эти услуги вырастут на 10%, для прочих потребителей сразу на 75,4% и затем до 2020 года останутся на этом же уровне.

Сразу видно, что цель этого резкого повышения тарифов – выровнять стоимость водоснабжения и канализации для населения и для предприятий и организаций. Юридические лица платили в 6 раз больше, чем население. Эту цель не скрывают ни в «Оскемен Водоканале», ни в Департаменте по регулированию естественных монополий и защите конкуренции по ВКО.

Так, директор «Оскемен Водоканал» Ержан Аубакиров сообщил редакции, что в 2013 году предприятие снизило свои доходы на 126 млн. тенге, а в 2014 году – на 239 млн. Причина – снижение объемов потребления юридическими лицами из-за возросшего тарифа. Предприятия и организации стали экономить воду, ставить счетчики, а некоторые – и совсем отказываться от услуг водоканала, и бурить собственные скважины, устанавливать автономную систему водоснабжения и канализации. Потребление у юридических лиц снизилось на 18,5%. Кстати, сокращается потребление услуг водоканала и населением. Народ ставит счетчики, экономит. В общем снижение объемов потребления в прошлом году составило 3,8% по водоснабжению, 1,3% по водоотведению. А в целом за 2 года снижение на 7,2%.

Еще о некоторых основаниях повышения тарифа. «Затраты по оплате труда составляют 30% в общей сумме доходов. По производственному персоналу заработная плата возросла с 82 147 тенге до 97 129 тенге или на 18,2%. По административному персоналу с ростом на 6% к действующей, или со 115 918 тенге до 122 873 тенге. В целом по предприятию среднемесячная заработная плата в среднем по двум услугам 97 581 тенге, при действующей 81 502 тенге или повышение на 16 079 тенге в месяц. В последующие годы индексация на 6%.

Численность персонала предусмотрена на уровне фактической за 2014 год – 1012 человек, из них на водоснабжение 510 человек. Фонд заработной платы по двум услугам увеличился с 988 млн. тенге в год до 1 млрд. 185 млн. тенге или на 197 млн. тенге в год».

«Предприятием разработана новая инвестиционная программа, направленная на реконструкцию существующих активов с техническим перевооружением основных средств и на создание новых активов на общую сумму 8 млрд. 733,4 млн. тенге. Источниками реализации на 89% являются средства амортизации, остальная сумма за счет прибыли. Действующая инвестиционная программа на два года – в сумме 1,3 млрд. тенге». Из них почти 6 млрд. на ремонт 149 км. водопровода и 42 км. канализационных сетей.


Очень важным проектом станет реконструкция очистных сооружений. Она должна завершиться в 2016 году. Финансирование за счет бюджета – 3,9 млрд. тенге. «Одним из мероприятий реконструкции является изменение системы обеззараживания сточной воды. Вместо жидкого хлора будут использоваться ультрафиолетовые лампы». Почему-то ничего не упоминается о новых технологиях утилизации иловых осадков. Ведь именно от этих осадков во многих районах города распространяется очень неприятный запах, а говоря проще – вонь, как в грязном общественном туалете. Хотя водоканалу предлагали недорогие, но очень эффективные технологии сжигания иловых осадков, уже применяемые во многих городах России, в частности, в Санкт-Петербурге. Эту технологию активно продвигал бывший директор «Водоканала» Валерий Вихрев. Переехав в Омск, он не забывал родное предприятие, информировал обо всех новинках в сфере ЖКХ. К сожалению, в прошлом году Валерия Ивановича не стало…

Еще одна новость – введение дифференцированных тарифов по объему потребления пока откладывается. Но это не значит, что карточную систему на воду совсем не будут вводить. Будут, только позже. Сначала нужно побудить потребителей поставить счетчики. Усть-Каменогорск отличается от других городов Казахстана довольно небольшим числом счетчиков. Вот когда 80-90% потребителей обзаведутся приборами учета, тогда и можно будет вводить лимиты потребления. А пока вопрос был вынесен на экспертный совет, и члены совета высказались против поспешного внедрения лимитов.

Итак, что будет, когда мы все установим счетчики? Естественно, объем потребления уменьшится. Значит, доходы водоканала снизятся. Что сделает монополист? Правильно – повысит тариф. А поскольку тариф уже расписан на 5 лет вперед, то гораздо лучше будет ввести лимиты потребления. Теперь обратите внимание на цифры. Согласно данным антимонопольщиков, средний уровень потребления в Усть-Каменогорске составляет 3,2 куб.м. на человека при норме 7,5 куб.м. в месяц. А лимиты для потребителей, имеющих счетчики, планируют ввести следующие: 1-ый уровень – до 1,7 куб.м. на человека, 2-й уровень – до 3,1 куб. м. Получается, что даже верхний лимит будет ниже среднего потребления воды по городу. Отсюда вывод, что с внедрением лимитов, карточной системы потребления воды, купание под душем или в ванной станет просто роскошью. И это в обществе потребления! Один из министров поучал, что нам нужно привыкать по-другому мыть посуду. Не под струей воды, льющейся из открытого крана, а набрать водички в тазик, помыть, потом снова набрать – и ополоснуть. А то привыкли, понимаешь, к хорошей жизни! Кстати, лимиты потребления воды уже введены в Новой Согре. Происходящее с тарифами на водоснабжение и канализацию в Усть-Каменогорске и Семее – это часть процесса, происходящего во всем Казахстане. Принято специальное правительственное постановление. И способ решения проблем системы водоканалов правители видят только в одном – в увеличении тарифов, причем в резком увеличении. Других способов наши рулевые просто не знают. При капитализме вода, как и все остальное, стала товаром. Из важнейшего социального блага, без которого жизнь невозможна, она стала таким же товаром, как телевизор, огурцы, или набор косметики. Важнейшее отличие социального государства от государства капиталистического в том, что все жизненно важное в социальном государстве доступно для всех: жилье, работа, медицина, лекарства, вода, тепло, свет, основные продукты питания, образование, обеспеченная старость. И еще целью существования такого государства является нормальная, достойная жизнь для всех его граждан. В капиталистическом – все является товаром, предметом товарно-денежных отношений, а целью является только получение прибыли.

Что такое вода, как товар, я хорошо почувствовал, будучи прошлым летом в Израиле. Жара под 50 градусов. А в таком крупном, под миллион жителей городе, как Иерусалим, совершенно негде просто попить воды. Даже в историческом комплексе Старого Иерусалима, где сосредоточены такие мировые памятники, как Храмовая гора, Храм Гроба Господня, мечеть Аль-Акса, Стена Плача, всего несколько фонтанчиков с водой на десятки тысяч туристов и жителей города. К фонтанчикам – очередь, все набирают по несколько пластиковых бутылок, чтобы был запас бесплатной воды. Конечно, уже через 10 минут она нагреется, и жажду утолить такой теплой водой весьма трудно. Но, хотя бы горло прополоскать можно. А холодненькая – пожалуйста, вот она, по 3 доллара за бутылку объемом 0,33 литра. Платите, берите, и пейте. В этот момент мы с женой вспомнили советские автоматы с газ-водой стоимостью 1 копейка без сиропа, и 3 копейки с сиропом, которые стояли на каждому углу. А уж фонтанчиков в том же Усть-Каменогорске было не счесть. Тогда мы не понимали, что вода может быть недоступна из-за своей стоимости. А ведь без пищи можно прожить дольше, чем без воды. Без живительной влаги человек погибнет через несколько дней. Это понимают и власти, они знают, что за воду народ будет платить любые деньги.

Поэтому, вода, как и все другие товары, в цене будут только расти. И дело не только в особой ценности воды, как первейшей жизненной необходимости. Вполне естественно, что тот же директор монополиста будет испытывать желание жить если уж не на уровне олигархов, то хотя бы на уровне бизнесмена средней руки. А почему владелец или даже топ-менеджер фирмы, торгующей компьютерами, или какой-нибудь косметолог может себе позволить ездить на «крузаке», а директору предприятия, снабжающего весь город водой – на «шестерке» ездить, что ли? Кто же с ним будет считаться, если он ездит, как последний «лох»? Если у владельца сауны квартира в «евростиле» и «упакована» по последнему слову, то почему такая квартира не может быть у руководства водоканала или тепловых сетей? Или туда на работу принимают только аскетов или убежденных коммунистов?

Цены и тарифы будут расти, это понятно. И всякий раз повышение будут объяснять мудреными формулами, крайней необходимостью, тяжелым положением, «трудным детством, недостатком витаминов» и так далее Вот только как долго это может продолжаться? Наш народ, конечно, показывает просто чудеса выживаемости. Народ у нас жилистый, любой другой народ таких испытаний не выдержал бы. Но ведь и жилы нельзя напрягать бесконечно, они просто порвутся.

Денис ДАНИЛЕВСКИЙ