21 мая в СШ №17 г. Усть-Каменогорска были объявлены итоги творческого конкурса среди школьников, посвящённого 70-летнему юбилею Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
Главной целью проведённого конкурса стало воспитание и формирование у школьников, высоких морально-нравственных ценностей, основанных, прежде всего, на патриотических началах, на чувстве любви и преданности своей Родине, гордости за великий подвиг старших поколений.
– Это можно сказать была стратегическая цель проведённого конкурса, – говорит член оргкомитета Евгения Масленникова. – А вот в тактическом плане решались сразу несколько задач, которые и помогают добиться нужной цели. Во-первых, вместо общих пафосных фраз, мы попросили школьников, прежде всего, спуститься к своим истокам, к судьбе своих близких людей – родственников, соседей по дому, улице. Именно от переживаний за своих самых близких тебе людей проникает в душу юного человека чувство своей сопричастности к прошлому своих предков, семье, а, в конечном счёте, и своей стране в целом. К тому же, такой способ даёт отличную возможность школьнику наработать у себя способности к поиску, анализу информации, способствует формированию личного мнения, и, по сути, закладывает фундамент для приобретения активной гражданской позиции на будущее.
Во-вторых, именно личные поиски об истории своих близких, помогают молодым людям составить собственный, не замутнённый внешней пропагандой, образ о людях, принимавших участие в той войне, получить исследовательские навыки работы с историческими документами и закрепить для себя интерес к отечественной истории. Это тем более полезно, если учитывать тот мощный внешний идеологический прессинг со стороны заинтересованных кругов, которые внедряют удобное для себя видение той войны. Да и школьная программа по истории Великой Отечественной войны «сжалась» до размеров лоскутка «шагреневой кожи», хотя логичнее поступить наоборот, ведь та Победа является историко-нравственным маяком для всех последующих поколений, при помощи которого можно создавать гордую и независимую государственную идеологию.
Теперь о самом конкурсе. Он был организован Восточно-Казахстанским отделением Совета российских соотечественников в Казахстане, в партнёрстве с ВКО акиматом, ВКО «Дом Дружбы – Центр общественного согласия», Общественным объединением «Верх-Иртышская Русская Казачья община», ВКО филиалом «Славянское движение «Лад», «Русской общиной Рудного Алтая» и областным Этнографическим музеем. На рассмотрение жюри конкурса были представлены творческие работы учащихся по возрастным группам от 12 лет и старше. Форма работ включала в себя как исторический реферат и сочинение по теме, так и отображение темы конкурса при помощи визуальной презентации или видеоклипа. В результате победителями и призёрами конкурса были признаны следующие участники: Салауат Исхаханов, Даниил Сперанский, Владислав Лахин, Александра Шаповалова, Вадим Савченко, Ксения Сизикова, Руслан Дакенов, Виктория Ткачёва, Наиль Жуанышпаев, Павел Федченко, Екатерина Сюсина, Ольга Козакевич, Александра Слабкова, Кристина Джиникашвили, Анна Гофман, Анастасия Шипилина, Полина Эбель, Анна Сергеева, Абиль Сарсенбаев, Надежда Колмагорова и Ольга Орлова. Всем им были вручены почётные грамоты. Также были отмечены самые активные наставники школьников – Мария Анатольевна Чемарёва и Ирина Александровна Смолкина из СШ №37, Елена Юрьевна Мацковская и Ирина Анатольевна Плотникова из СШ №10, а также Елена Александровна Кудрявцева из СШ №38., все они также были отмечены дипломами и скромным денежным вознаграждением.
Выдержки из работ лауреатов конкурса
А теперь, к сожалению, очень кратко, из-за извечной проблемы нехватки печатной площади, приведём с сокращениями несколько выдержек из творчества ребят. Они взяты произвольно автором статьи, поэтому пусть поймут другие участники, что только из-за недостатка места в газете, нам пришлось ограничится лишь малой толикой материла, который приготовили десятки других участников.
Павел Смолов, ученик 5 класса: «Я учусь в пятом классе, мне 10 лет. Вообще-то, считаю себя взрослым, но понимаю, что это не совсем так. Каждый день я открываю для себя что-то новое. Но самое великое для меня открытие – это самый родной человек. Он живёт рядом со мной, каждое утро мы с ним завтракаем, ведём разговоры, потом он провожает меня в школу и ждёт моего возвращения. А как он радуется моим успехам, как горько переживает мои неудачи. Я стараюсь не огорчать его, не хочу видеть, как тускнеют у него глаза и хмурятся брови. Я понимаю, что он старенький, его нужно беречь. Вы догадались, что я говорю о своём прадедушке. Он мало, как мне бы хотелось, пока рассказал мне о своём военном прошлом, но лучше всего за него говорят его награды и пожелтевшие от времени фотографии в маленькой старой шкатулке, которую прадедушка открывает в день Победы».
«Живёт со мною человек – обыкновенный дедушка.
Ничем непримечательный, но, всё же замечательный.
И знаю я один секрет, который мне доверил он:
В шкатулке старенькой хранится военный медальон
Когда-то мой прадедушка, ещё совсем мальчишка,
Перед атакой страшной из гильзы смастерил
Себе и другу Сашке подарок на двоих
А дальше дедушка молчит и гладит гильзы сталь,
И влажными становятся всегда его глаза.
А я украдкою смотрю на выцветшее фото
И сразу деда узнаю, а рядом кто-то, кто-то…
И Сашка где-то среди них, ещё живой, весёлый…
И почему-то у меня скатилась по щеке слеза…»
Даниил Сперанский, ученик 6-го класса:
« Праздник. Это слово всегда связано с массой положительных эмоций. У каждого человека он свой – любимый праздник…
В детстве я очень любил Новый год. Блеск игрушек, запах хвои, обещание необыкновенного. Но это было, пока не наступил тот незабываемый май. Весна! Красота! Гомон птиц. И вдруг эти звуки пронзило какое-то мелодичное позванивание. Я не мог понять, откуда происходит этот звук, пока не увидел старика, шагавшего по тротуару. Впервые я так пристально вглядывался в пожилого человека, мы ведь, к сожалению, бывает, редко обращаем внимание на стариков. Почему? Старомодны, неинтересны…
А этот был какой-то особенный. Простой тёмный костюм, а на нём солнечная радуга от множества наград. Каждый шаг этого ветерана сопровождало мелодичное позванивание орденов и медалей. Он спешил на звуки военного оркестра, к памятнику героям Великой Отечественной войны. И не было для него сейчас дела важнее. Он шёл на встречу к своим однополчанам, своему командиру, сгоревшему тогда в танке, к своему фронтовому другу Сашке, умершему у него на руках в далёкой Германии… Они его ждали, именно в этот день…
И пришло осознание: а ведь это Он, с самого моего рождения дарил мне чудо, Он – Новогодний праздник, Он – день моего рождения, Он – первое сентября… Он… Потому что без него ничего этого не было бы…
Теперь каждая весна для меня связана с этим праздником, я стою у памятника рядом с ними, а рядом со мной стоит наша История…»
Здесь, как говорится, комментарии не уместны… Остаётся лишь поблагодарить всех участников этого конкурса: ребят, наставников, членов жюри и инициаторов этого мероприятия за их работу и неподдельную искренность в творчестве. В следующих номерах мы познакомим читателей ещё с одним творческим конкурсом, посвящённым 220-летию со дня рождения классика русской литературы А.С. Грибоедова.
Сергей МИХЕЕВ