НЕ НАСТУПАТЬ НА ТЕ ЖЕ ГРАБЛИ!

Газета "Flash!"

Сегодня, пожалуй, вряд ли кто помнит и знает о том, что семь лет тому назад, т.е. 24 июня 2005 года, в Мажилисе Парламента РК состоялись Парламентские слушания с повесткой дня: «Об охране здоровья и социальной защите населения, проживающего в зоне влияния бывшего Семипалатинского ядерного полигона».


Эти Парламентские слушания были инициированы тогдашними депутатами Мажилиса Парламента РК Верой Сухоруковой и Ержаном Рахметовым на основании многократных встреч с избирателями, обращений общественных организаций, пострадавшего от 40 – летних ядерных испытаний населения Восточного Казахстана, Павлодара, Караганды и проведены в соответствии с решением Бюро Мажилиса Парламента. Мне, как участнику тех событий, хотелось бы поделиться своими впечатлениями о подготовке и проведении этих слушаний .

Нет нужды доказывать общественно – политическую значимость тех слушаний, смелую инициативу мажилисменов, выступивших с ней в условиях, когда Правительство вносило предложение на утрату Закона «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне».

Как и должно было быть, подготовкой к парламентским слушаниям занималось тогдашнее руководство Восточно – Казахстанской области. Однако, не помню, чтобы проводились, как сегодня, общественные слушания, собирали и обобщали бы общественное мнение, предложения НПО и самих пострадавших, ученых, медиков.

Более того, как было ни странно, в список приглашенных из г. Семея был включен всего лишь один человек, который в это время оказался за пределами города.

Узнав об этом, тогдашний депутат Мажилиса Ержан Рахметов в срочном порядке внес коррективы в эту программу, поручил своему Представительству по Семейскому региону вплотную заняться вопросами подбора участников и выступающих на этих слушаниях.

С помощью руководителей и специалистов городов Семея и Курчатова, Абайского и Бескарагайского районов мне удалось в короткие сроки разработать «Проект Государственной Программы по комплексному решению проблем бывшего Семипалатинского испытательного ядерного полигона на 2005-2007 годы и в период до 2010 года», который был представлен в Парламент. Затем были подготовлены Предложения по проведению парламентских слушаний и составу приглашенных.

24 июня 2005 года в зале заседаний Мажилиса Парламента РК открылись парламентские слушания. В работе помимо депутатов Парламента, секретарей и депутатов маслихатов, приняли участие руководители центральных исполнительных органов, представители акиматов областей, руководители неправительственных организаций, а также представители международных организаций. С вступительной речью заседание открыла Председатель Комитета по экономической реформе и региональному развитию Мажилиса Парламента РК Вера Сухорукова. Было много выступающих. Приведу отдельные выдержки из выступлений.

ДОСАЕВ Е.А., министр здравоохранения РК:

– на территории бывшей Семипалатинской области проживало 325 тыс.300 человек, относящихся к группам высокой степени риска реализации постлучевых эффектов;

– на сегодня ВКО занимает первое место среди других областей Казахстана по количеству онкологических заболеваний в год. Показатель онкологической заболеваемости в период с 1990 по 2004 годы прогрессивно растет в пределах 230-295 человек на 100 тысяч населения, что превышает показатель по республике за все годы на 25-30 процентов. Уровень смертности от онкологических заболеваний возрос вдвое по сравнению с предыдущими годами. Проблема галопирующего увеличения смертельных случаев рака в Восточно-Казахстанском регионе приобретает характер стихийного бедствия и требует немедленного принятия срочных дополнительных мер по развертыванию широкомасштабных медицинских мероприятий по ранней диагностике и профилактике онкозаболеваемости;

– в регионе произошла смена поколений, и возрастная группа от вновь рожденных до 40 лет является потомками (это 2-4 поколение) лиц, подвергавшихся прямому облучению;

– среди детей уровни пороков развития и уродств составляют 8-12 случаев на 1000 новорожденных, что почти в 10 раз выше мировых показателей;

– остро стоит проблема увеличения случаев умственной отсталости среди детей, рожденных от облученных родителей. В наиболее пострадавших районах бывшей Семипалатинской области уровень олигофрении (умственная отсталость) имеет двукратное превышение по сравнению с показателями нормального контроля.

КЕСИКБАЕВ С.К. — первый вице- министр охраны окружающей среды РК:

– установлено, что радиоактивные осадки распространялись на территории 304 тысячи кв. км. с населением около 1,7 млн. человек. В 711 населенных пунктах доза облучения населения превышала годовую норму на 0,1 бэр. Максимальные значения дозы достигали 448 бэр за весь период данных испытаний;

– особую опасность в связи с миграцией радионуклидов в грунтовых водах представляет горный массив Дегелен, где в штольнях проводились подземные ядерные испытания, и прилегающие к нему территории;

– на территориях, считавшихся ранее относительно благополучными в радиационном отношении (северная и западная части Семипалатинского ядерного полигона), обнаружены участки, которые идентифицированы как места проведения испытаний боевых радиоактивных веществ. Имеются места, загрязненные компонентами ракетного топлива.

– изложенные факты представляют опасность для здоровья людей, могут привести к осложнению экологической обстановки в регионе и поэтому определяют необходимость предъявления особых требований при передаче земель полигона в хозяйственный оборот;

– кроме того, существует проблема захоронения радиоактивных отходов и хранилищ отходов Института атомной энергетики НЯЦ на площадке реакторного комплекса «Байкал-1», расположенного на территории бывшего Семипалатинского полигона, так как некоторые из этих хранилищ практически заполнены….

ГОРДОН ДЖОНСОН, зам. постоянного представителя ПРООН в Казахстане:

– многие донорские программы в Семипалатинске завершились, несмотря на то, что серьезные проблемы в сфере здравоохранения, ухудшения экологической ситуации и экономического развития все еще остаются. Несмотря на продолжающиеся призывы Казахстана на Генеральной ассамблее ООН по привлечению внимания международного сообщества к Семипалатинску, интерес международных организаций в последние годы падает.

Я думаю, это происходит по двум причинам. Во-первых, в таких богатых природными ресурсами странах, как Казахстан, международное сообщество ожидает, что Правительство будет играть лидирующую роль в оказании помощи региону. Во- вторых, из-за текучести персонала и наличия конкурирующих приоритетов, нужно признать, что нет серьезных механизмов координации деятельности доноров, работающих по проблемам Семипалатинска;

– ситуация в Семипалатинске все еще остается критичной, еще многое нужно сделать для населения. Правительство РК вместе с международным донорским сообществом должно удвоить свои усилия по оказанию содействия людям Семипалатинского региона.

В выступлениях наших земляков – депутатов Парламента РК, представителей Семея, Павлодара и Караганды были представлены общеизвестные проблемы: снижение возрастного ценза для выхода на пенсию по экологии, отнесение г.г. Семипалатинска и Курчатова к зоне максимального радиационного риска, проведение ревизии и обустройство границ бывшего полигона, создание достоверных карт радиационной обстановки на территории полигона и т.д.

Главный вывод: внести изменения и дополнения в Закон о СИЯП, чтобы данный закон вернуть в редакцию 1992 года, вернуть все замороженные и отмененные льготы…

В моем личном архиве сохранилось официальное письмо, подписанное председателем Комитета по экономической реформе и региональному развитию Мажилиса Парламента РК Верой Сухоруковой тогдашнему Премьер – Министру РК Даниалу Ахметову о том, что по результатам обсуждения на парламентских слушаниях были выработаны соответствующие рекомендации, которые направляются в Правительство для рассмотрения на республиканской бюджетной комиссии.

Рекомендации по результатам парламентских слушаний «Об охране здоровья и социальной защите населения, проживающего в зоне влияния бывшего Семипалатинского ядерного полигона», надо отдать должное, были разработаны на высоком уровне, направлены во многие министерства и ведомства.

Но беда в том, что практически ни один пункт рекомендации образца 2005 года Правительством РК не был исполнен.

Читатель вправе спросить: почему заголовок статьи гласит: «Не наступать на те же грабли». А потому, что и сейчас, по итогам предстоящих парламентских слушаний, будут приняты такие же конкретные рекомендации, произнесены «сочные» речи о пострадавших, сделаны громкие предложения и т.д. Все это, конечно, вовремя и хорошо! К тому же, сегодняшняя экономическая ситуация Казахстана, как было сказано выше иностранцами, позволяет взять на свои плечи все заботы о реабилитации пострадавших от ядерных испытаний.

В своей статье, опубликованной в газете «Нью-Йорк таймс», наш Президент Н.А. Назарбаев особо подчеркнул, что «Многие тысячи наших сограждан преждевременно умерли вследствие болезней, вызванных воздействием радиоактивных осадков. Заболеваемость раком и врожденные пороки в пострадавшем регионе по – прежнему превышают показатели по всей стране».

А в своем выступлении на Саммите в Сеуле по ядерной безопасности глава нашего государства отметил: «Вместе с Россией и США мы ведем ликвидацию последствий использования полигона с 2004 года, 3 тыс. кв. км. – это уже реабилитированная территория, но нуждается в реабилитации еще больше. От радиации в Семипалатинске пострадали 1,5 млн. человек». Он еще раз напомнил о том, что «…сколько бед принес полигон, являвшийся в прошлом одной из крупнейших испытательных площадок ядерного оружия на планете…».

В унисон нашему лидеру Президент России Дмитрий Медведев на Саммите также заявил: «Начиная с 2004 года мы, три государства, Казахстан, США и Россия, занимаемся ликвидацией последствий использования Семипалатинского полигона. Я также хотел бы отметить, что Российская Федерация, США, как государства, на которых лежит особая ответственность за ядерную безопасность в этом вопросе, проявили необходимую кооперацию, и несмотря на то, что все это является последствием прежних идеологических подходов, мы нашли и соответствующие ресурсы, и соответствующие силы для того, чтобы совместно заниматься этой проблемой и решить ее».

Почему рекомендации парламентских слушаний 2005 года остались на бумаге? Причина одна: не было соответствующего и строгого контроля со стороны Парламента РК за исполнением своих же решений. Здесь должны были проявить свою строгую контрольную роль именно общественные организации, но мешает пассивность граждан.

Поскольку Правительства Казахстана и России сейчас сами идут навстречу пострадавшим, гражданское общество должно выразить им не только благодарность, но и выработать механизм взаимодействия, иметь надежные рычаги строгого контроля за исполнением этих решений. Только тогда мы добьемся желаемых результатов.

Владимир ПИГАВАЕВ,

член Союза журналистов СССР и Казахстана