ЭТО НУЖНО ЖИВЫМ

Газета "Flash!"

Память об усопших… Прежде всего, помнить о тех, кто ушел в мир иной, нужно нам, остающимся жить на этом свете. Это одно из главных свойств, отличающих человека от двуногого человекообразного существа. Словосочетание «человекообразное животное» я не приемлю, поскольку многие животные гораздо умнее и благороднее таких существ. Есть несколько принципиальных признаков человека. И скорбь, память о тех, кого уже нет с нами – важнейший признак человечности.


К сожалению, сегодня, если не большинство, то немалая часть – именно двуногие человекообразные. Приходится констатировать и тот печальный факт, что немалое их число и во власти. Примеров этому множество. Один из них – состояние городских кладбищ.

Из года в год родственники усопших, приходящие в Родительский день на Ушановское кладбище в Усть-Каменогорске (так его называют горожане по расположению близ поселка Ушановский) видят одну и ту же картину. Годами здесь ничего не меняется. К могилам очень трудно пробраться из-за хаотичного захоронения. Свежие могилы появляются впритык к уже существующим. Хотя, вроде бы и захоронения здесь уже давно не ведутся. И без того узкие проходы заросли кустарником и деревьями, многие из которых уже представляют угрозу, готовые вот-вот обвалиться. Обрезка сухих деревьев не проводится годами, а то и десятилетиями. Народ своими силами, кто как может, спиливает ветки, но вытащить их из нагромождения могил весьма затруднительно, иногда просто невозможно. Обрезку нужно проводить только с помощью подъемника, специализированной техникой. Но, чувствуется, что этим займутся только после того, когда кого-нибудь придавит веткой или упавшим стволом. В том, что такой несчастный случай произойдет, сомневаться не приходится, и прорицателем быть не надо, это только вопрос времени.

Годами растут горы мусора. Специально заметил для себя несколько таких мусорных «эверестов» еще с прошлогоднего Родительского дня. За год их так и не вывезли. Нынче они только прибавили в своих размерах, и значительно прибавили после очередного дня поминовения усопших. Неужели вновь не вывезут? Хотя, вопрос риторический. Конечно, не вывезут. И в следующем году мы вновь будем выносить мусор с могил на эти же горы. Вывезут их может быть только тогда, когда они полностью парализуют движение по и без того узеньким дорожкам.

Кстати, о дорожках. Именно о дорожках, а не дорогах. Не проехать, ни пройти – это выражение о перемещении по кладбищу машин и людей в Родительский день. Понятно, что расширить проезжую часть на кладбище уже невозможно. Но хотя бы принять меры, чтобы урегулировать это столпотворение – можно. Например, поставить у въезда дорожного полицейского и запретить проезд на личном транспорте. А чтобы народ мог добираться до могилок, организовать по кладбищу вкруговую движение 2-3 микроавтобусов за символическую плату. Но, вероятнее всего, об этом власти задумаются только тогда, когда машиной кому-нибудь в этом смешении людей и автомобилей передавят ноги, в лучшем случае.

Повторю свои прошлогодние мысли и об отсутствии туалета, если не считать единственного на все кладбище дощатого, провонявшегося сооружения с одним очком, к которому выстраивается очередь. Негде взять и воды для полива, да хотя бы для того, чтобы руки помыть. Кстати, о воде. Не помешала бы и торговля прохладительными напитками. Понятно, что это должна быть инициатива частного бизнеса, но направить в нужном направлении власти могут и обязаны. Было очень жарко, а привезенная людьми вода быстро нагревалась. Попить чего-нибудь прохладненького – это верх желания в этот день.

Немного лучше ситуация на новом городском кладбище, расположившемся возле Защитинской объездной дороги. Лучше там потому, что просторнее, можно свободно заехать. Нет хаотичного захоронения, кладбище разбито на сектора, могилы расположены в строгой последовательности и симметричности. Здесь нет оградок, к захоронениям можно свободно и легко подойти. Местность степная, нет деревьев, поэтому меньше и мусора. К плюсам еще можно отнести и большую бочку с водой для технических целей.

На этом, пожалуй, плюсы и заканчиваются. Главный минус – нет асфальтированных внутренних дорог, да и к самому кладбищу поворот с объездной – это сплошной проселок. Ранней весной и поздней осенью проехать сюда можно только на внедорожнике. Давно назрел вопрос обустройства нормальной дороги, как к кладбищу, так и на его внутренней территории.


И здесь несвоевременно вывозится мусор. Похоже, служащие кладбища решают этот вопрос проще – сваливают все в недостроенный цех (кладбище находится на территории бывшего промышленного предприятия). Туалет также единственный на весь погост, деревянный и одноочковый. У нас народ, конечно, привычный, непритязательный, но заходить туда лучше с зажатым носом, или в противогазе. Неужели власти не могут вывезти на два городских кладбища в Родительский день переносные биотуалеты, которые используются во время общегородских мероприятий? Ведь в этот день на кладбища выезжает явно побольше народа, чем собирается на городских гуляниях.

Представители городской власти частенько приходят в мечеть, церковь, постоять, свечку подержать, даже помолиться, отметиться. Гнать нужно их подальше от храма за такое отношение к кладбищам. Впрочем, они и для живых не могут создать нормальные, элементарные условия, что уж говорить о мертвых. А ведь когда-то и нынешние чиновники уйдут в мир иной. Неужели они думают, что и там, за гранью нашего бытия, они останутся начальниками?

ДЕНИС ДАНИЛЕВСКИЙ