Президент усть-каменогорского хоккейного клуба, управляющий директор по устойчивому развитию ТОО «Казцинк» Андрей Лазарев дал оценку выступлению команды «Казцинк-Торпедо» в текущем сезоне и рассказал о том, какие изменения происходят в клубе сейчас.
– В этом году в ПХК «Казцинк-Торпедо» произошли и происходят существенные изменения. Начать хотелось бы с тех, которые осуществились еще накануне сезона. Это полная смена тренерского состава 1-й и 2-й команд и смена руководства клуба. С чем были связаны столь радикальные изменения?
– То, что у нас часто менялись тренеры, ни для кого не секрет. Их работа оценивалась по результатам, что и диктовало продолжение или непродолжение контрактов. В нынешнем сезоне мы пригласили на пост главного тренера Николя Ивановича Мышагина, как человека, который возглавил «Казцинк-Торпедо» после ухода Бориса Викторовича Александрова и несколько лет подряд показывал хороший результат. У нас было много предложений на данную вакансию от разных специалистов, но анализируя их, мы все же решили остановиться на кандидатуре, проверенной еще в те времена – Николае Ивановиче.
Что касается смены администрации клуба, здесь было несколько объективных причин. И первое, то, что еще в прошлом году мы планировали с акиматом создать какую-то совместную структуру с общим финансированием, которая и займется дальнейшим развитием клуба – то, о чем мы с вами будем говорить дальше. И естественно у этой новой структуры должно было быть свое руководство – вне «Казцинка». Планировали мы это сделать к концу прошлого лета. Но, по ряду объективных причин, в том числе согласованию бюджетной части со стороны акимата, процесс затянулся, а производить перемены в клубе осенью или зимой, когда начался уже хоккейный сезон, было бы неправильно. По этой причине я стал руководителем ПХК «Казцинк-Торпедо», поскольку все годы существования клуба курирую финансовую и имущественную его части. Что касается деятельности Юрия Владимировича Петухова и его помощников, считаю, что объективно с тем бюджетом, который у клуба был тогда, они достигли своего потолка. Если смотреть на «Сарыарку» и выступление команды в сезоне 2013/14 гг., среди прочих причин успеха, прежде всего, нужно назвать бюджет клуба. Сегодня он превышает наш в 2,5 раза. И дело не в том, что мы хуже кормим хоккеистов или хуже возим. Кстати сказать, больше половины всех поездок в этом году наша команда осуществляла чартерными рейсами. У нас очень хорошо организована логистика поездок. Но в хоккейном мире сегодня не малую роль играет зарплата игроков. За годы существования клуба мы увеличили затраты по его содержанию почти в 3 раза, и фонд зарплаты рос соответственно. Но есть и потолок. Так получилось, что последние семь лет «Казцинк» несет очень большие дополнительные социальные затраты. И, как я уже говорил когда-то, если встанет вопрос о том, добавить денег хоккейной команде или купить жизненно важное оборудование в больницы Зыряновска или Риддера, мы, конечно, выберем спасение жизни. Не потому, что мы не любим хоккей. А потому, что это несоизмеримые вещи. С 2008 года компания до сих пор не может оправиться от мирового экономического кризиса, как и другие предприятия отрасли. Цены на металлы, которые раньше позволяли нам широким жестом финансировать социальные проекты, так и не вернулись на прежний уровень. Конечно, если сравнивать «Казцинк» с другими предприятиями, которые вообще отказались от социальной нагрузки, мы очень рачительно относимся к своим проектам и понимаем: да, тяжело, но настанет завтра, когда будет легче, и это мы должны сохранить. В том числе и хоккей. Мы находили средства, и бюджет клуба увеличивался каждый год. Но, тем не менее – это не бюджет победы. Поэтому повторюсь: Юрий Владимирович за эти годы смог сделать максимум из возможного.
– По ходу сезона по Вашей инициативе в клуб пришел новый старший тренер – Алексей Фетисов. В Усть-Каменогорске привыкли, что если идет замена, то главного тренера. С чем было связанно данное решение, и что должен был привнести приход Фетисова в команду?
– Спустя несколько месяцев менять главного тренера, наверное, не совсем верная практика. Мы проанализировали ситуацию в середине нынешнего сезона, выявили недочеты, которые у нас были, и так в клубе появился Фетисов. Что привнес его приход? Думаю, болельщики могли увидеть это сами по результатам. Он поменял тренировочный процесс, поменял игру. Я не скажу, что это была полная противоположность тому, что делал Мышагин. Каждый из них внес свой вклад в результативность. И, в принципе, мы планировали оставить эту связку на будущий сезон. Но, если бы по какой-то причине встал вопрос по главному тренеру, то Фетисов стал бы кандидатурой номер один. Не жалею, что позвали этого специалиста. Уверен, он себя еще очень хорошо покажет в клубе. И то, что сегодня руководство вновь создаваемого клуба на базе уходящего нашего, сделало ставку на Алексея Дмитриевича – правильное решение.
– В чем Вы видите минусы прошедшего сезона?
– Что касается селекции, мы стали заложниками ситуации, поскольку у большинства игроков, перешедших к нам из сезона 2013-2014, были заключены контракты больше чем на год. Плюс некоторые из тех, кого мы пригласили, получили хорошие контракты, но на деле, оказалось, им не соответствовали. Чтобы расторгнуть с ними отношения, мы должны были оплатить им всю сумму контракта, как того требует регламент ВХЛ. В этом плане мы также оказались заложниками. Еще один момент, поскольку наша 2-я команда не играла в МХЛ, мы не могли ребят из фарма переводить в первую команду. Таким образом, когда мы поняли на практике, что у нас есть слабые игроки, плюс, когда последовала череда травм у ведущих игроков, у нас не было никакого пространства для маневра. Приходилось играть в 3-4 пятерки, ребята работали на износ. В этом плане, организационно мы, конечно, проигрывали остальным клубам ВХЛ, которые могли спокойно вести ротацию состава по ходу сезона, переводя игроков из одной своей команды в другую. Если в новом сезоне новому руководству клуба удастся решить эту задачу, и будет, как сейчас планируется, третья команда, выступающая в МХЛ, проблема будет снята. Для нас же, это были те две причины (неэффективная селекция и отсутствие возможности пополнять состав игроками фарма), которые, я считаю, сыграли основную роль в достигнутых результатах. Поэтому, когда в январе у нас появился Фетисов, уже в то время, мы начали составлять список – наши наметки, кого бы мы хотели видеть как эффективных игроков в команде в будущем сезоне 2015-2016 гг. Рассмотрели игроков ВХЛ, КХЛ, плюс те предложения, которые нам делали иностранные агенты. И уже в феврале этот список был готов – больше 50 фамилий. И когда в том же месяце мы вместе с акиматом начали переговоры с Немчиновым, как основным кандидатом на позицию главного менеджера клуба, то уже по этому списку велось обсуждение. Я так понимаю, что и на текущий момент он так же является списком №1 во вновь создаваемом клубе. Когда 1 мая, согласно регламента, уже можно будет вести переговоры с игроками, то Сергей Львович и Алексей Дмитриевич будут работать по этому списку. Поэтому, да, я понимаю, болельщиков: мы плохо показали себя в прошедшем сезоне, но на то есть объективные причины. Тем не менее, мы не опустили рук, не ударились в эмоции, а продолжали работать и начали готовить команду к следующему сезону.
– Будем считать, что итоги сезона подведены. Теперь хотелось бы задать вопросы касательно перемен, которые сейчас обсуждаются всеми. Клуб меняет название, меняет собственника, меняет руководство. О чем мы можем говорить уже официально? И с чем связаны данные перемены?
– Я уже рассказывал про бюджет клуба – это не бюджет победы. Мы, как компания, к сожалению, не можем выделить дополнительные деньги по тем причинам, о которых упомянул выше. Для примера скажу, что государственный фонд «СамрукКазына», который сегодня является вторым самым крупным акционером «Казцинка», в текущем году перестал финансировать все спортивные проекты, которые ранее поддерживал. Мы же продолжаем финансирование хоккея. «Ужали» многие социальные проекты внутри компании, но хоккей не тронули, потому что понимаем, насколько он важен для нашего города, для региона. Но, чтобы развивать этот спорт далее, чтобы клуб показывал действительно высокие результаты, дополнительное финансирование необходимо. Именно поэтому мы еще несколько лет назад выходили с предложением к акимату, отделить клуб от «Казцинка», сделать его самостоятельной структурой, с совместным финансированием с государством. «Казцинк» при этом продолжит финансирование в том объеме, который есть сегодня. Плюс, когда клуб будет самостоятельной структурой, появится возможность привлечь сторонних спонсоров. Естественно, клубу возвращается прежнее историческое название – «Торпедо».
– Возникает вопрос, какая «радость» от того «Казцинку»?
– «Казцинк» продолжает работать в хоккее. Здесь продолжают работать его люди. И если уж так смотреть, до половины тех, кто сидит на трибунах Дворца спорта во время хоккейных матчей – это работники «Казцинка». Это наш социальный вклад в развитие региона. Это то же самое, как спросить: «А какая вам радость от строительства больницы?». Вроде бы, частный бизнес – заплати налоги и спи спокойно. Но мы же все живем в этом городе, области. И нам не безразлично, как здесь жить. Насколько интересно здесь жить, насколько безопасно, комфортно. По той же причине мы выделяем огромные деньги на наши экологические программы. Мы делаем всё, чтобы снизить наше воздействие до максимально возможных пределов. Ведь здесь живем мы, наши семьи, здесь будут жить и будущие поколения. Такой же наш социальный вклад – это хоккей. Мы продолжаем быть с ним.
– Касательно хоккея, повторюсь с вопросом, все выше сказанное, это еще проект? Или же уже есть конкретные подписанные документы?
– Я думаю, с учетом того, что он был официально анонсирован акимом области – это уже не проект. Осталось буквально несколько дней, и мы подпишем соглашение о взаимных обязательствах с акиматом и новой структурой, на базе которой будет создан хоккейный клуб. Пока мы вписываемся во все сроки. Контракты у игроков завершаются 30 апреля, вести переговоры и делать предложения на следующий сезон можно будет 1 мая. Думаю, до этой даты все будет решено.
– Кто возглавит новый клуб?
– Главным менеджером станет, как я уже говорил, Сергей Львович Немчинов. Думаю, любители хоккея прекрасно знают этого человека. Руководство клубом планируется доверить Николаю Абрамовичу Проскурину, который руководил ранее велокомандой «Астана». Если вспомнить историю «Астаны», ее создали с нуля и подняли на самый пик славы Даниял Кенжетаевич Ахметов, который в то время был президентом республиканской федерации велоспорта, и его помощник Николай Проскурин. Именно «Астана» тогда принесла мировую славу Казахстану, открыв его как великую державу среди самых развитых стран мира.
– Участие «Казцинка» будет только финансовым? Входить в структуру клуба представители компании больше не будут?
– Пока мы не обсуждали этот вопрос. Возможно, будет создаваться попечительский совет, в который войдут наши представители, но это пока совсем не первостепенный вопрос. О чем мы договорились на берегу: для нас будет обеспечена полная и абсолютная прозрачность расходов.
– Выше мы уже говорили о том, что все эти изменения относительно клуба должны были свершиться еще в прошлом году, но этого не произошло. Вы допускаете возможность того, что и сейчас в итоге все может останется по-прежнему?
– Я думаю, вряд ли. Завтра мы отправляем официальную заявку в ВХЛ, где мы разъясняем ситуацию, почему клуб меняет название. В новом сезоне уже заявляется клуб «Торпедо» (Усть-Каменогорск). Не думаю, что дело получит обратный ход. Если же все останется, как было, тогда нужно просто забыть об амбициях, что мы хотим выступать лучше. Но ведь наши болельщики приходят на трибуны, чтобы видеть победы. И всем нам хочется, чтобы знамя усть-каменогорского хоккея гордо реяло среди знамен лидеров. Откладывать дальше разрешение ситуации уже невозможно. Год, потерянный сейчас, отбросит нас еще на 5 лет назад в спортивных достижениях будущих периодов. Я думаю, некоторые могут сказать, что возможно будет какое-то противостояние между прошлой администрацией клуба и новой. Не будет. По факту мы как были, так и остаемся в хоккее, просто уже не играем организационной роли. Ею займутся профессионалы спорта. Мы несем основную финансовую нагрузку. С Сергеем Львовичем мы вели переговоры еще в феврале. Он приезжал сюда, мы встречались. Алексея Дмитриевича в клуб пригласили мы. Поэтому нельзя сказать, что сейчас пришли какие-то сторонние люди, которых не поддерживает «Казцинк». Нет. Мы совместно с акимом обсуждаем, как мы видим развитие клуба, и в этом плане у нас полное взаимопонимание. Если сегодня бюджет готов поддержать клуб дополнительным финансированием, и это позволит ему выйти в лидеры, почему нет? И я уверен, что если мы сейчас все это воплотим вместе с акиматом в жизнь, то результаты не заставят себя ждать.
Поэтому, пользуясь случаем, хотел бы сказать всем спасибо за совместную работу, за помощь, понимание и поддержку. Не обессудьте, если что-то было не так. Уходящая административная команда всегда стремилась сделать всё возможное и, порой, не возможное для команды, её успеха. И мы желаем всего только самого наилучшего новой структуре, новой команде!
kazzinc-torpedo.kz