ТРЕБОВАТЬ ПОВЫШЕНИЯ ЗАРПЛАТЫ СТАЛО ТРУДНЕЕ

Газета "Flash!"

Новые поправки в Трудовой Кодекс был приняты и подписаны 17 февраля 2012 года.


Эти поправки были приняты в новом Мажилисе. Целью этих поправок является практически полная ликвидация какой-либо возможности и прав организации и проведения такого вида трудового спора, как забастовка – со стороны профсоюзов и трудовых коллективов. И даны дополнительные права работодателям по увольнению неугодных рабочих, что означает полную легализацию локаута. Так, забастовка может быть признана незаконной судом, а в некоторых особых случая приостановлена не только решением суда, но и прокурора. Если после этого рабочие продолжают не выходить на работу, то их можно уволить уже на полном законном основании. Эти поправки приняты, скорее всего, под влиянием многомесячной забастовки в Жанаозене, завершившейся трагическими событиями 16 декабря прошлого года.

Кроме этого, существенно снижены права работающих беременных женщин, с работодателей сняли обязанности, связанные с медицинским страхованием работников, увеличены права хозяев по увольнению сотрудников, по произвольному переводу на другую работу и навязывания дополнительной работы. Власти также помогли промышленникам уменьшить выплаты по сверхурочным, сделали профсоюзы абсолютно бесправными, как и сами трудовые коллективы.

Что интересно, многие группы и фракции в Европарламенте приветствовали такие поправки. Почему? Ответ понятен – эти законы облегчают транснациональным корпорациям и европейским компаниям без существенных проблем еще больше эксплуатировать казахстанских рабочих.

В действительности законы, принятые 17 февраля 2012 года и подписанные Президентом Республики Казахстан, в частности, поправки к Трудовому Кодексу, означают серьезный регресс в области трудовых отношений, сужают права работников и поле для так называемого «социального диалога». Так, например, внесенные изменения в статью 40 позволяет работодателю навязывать работникам дополнительную работу без существенных дополнительных выплат.

Внесены изменения и в статью 50, где увеличено количество причин, по которым работник может быть уволен. В измененных статьях 55 и 74 есть уже четкие положения, позволяющие увольнять работников, участвующих в забастовке. Внесены изменения и в статью 127, которые уменьшают платежи за сверхурочную работу, внесены изменения в статью 185, которые существенно снижают права беременных женщин. Поправки и изменения, внесенные в статью 266, вообще уменьшают право профсоюзов и трудовых коллективов на ведение коллективных переговоров,

Внесены изменения в статью 266, что дает работодателю больше контроля над финансами профсоюза; измененные статьи 278 и 288 – существенно сокращают права профсоюзов. Подкорректировали и статью 284, эти изменения снимают с работодателей обязанность обеспечить медицинское страхование для работников.

Внесены изменения и в статью 287, которые снимают ограничения на увольнение выборных представителей профсоюзов во время забастовки и переговоров. Теперь введен новый и пока непонятный механизм «представителей коллектива», подразумевающий, что этим «представителем» может быть совсем не профсоюз, как ранее четко оговаривалось право профсоюза на ведение переговоров и представление интересов трудового коллектива. Внесены изменения в статью 289, которые еще больше затрудняют профсоюзам проводить процедуру по принятию решения о забастовке, а внесенные изменения в статью 303 позволяет судам вмешиваться в трудовые споры, объявлять забастовки незаконными, а дополнительные поправки в статью 305 полностью легализует «локауты», то есть увольнение забастовщиков.

И поэтому нынешние процессы свидетельствуют, что в то время как правительство Казахстана декларирует новые реформы и якобы поправки и изменения законов, направленные на приведение их в соответствие с современной международной передовой практикой – в действительности оно сознательно и преднамеренно нарушает многие из необходимых условий Международной организации труда и других международных договоров и пактов.

Есть в поправках и некоторые положительные моменты. Так, если трудовой договор, заключенный на определенный срок, до года, затем продляется, то он считается заключенным на неопределенный срок. Это избавляет работника от постоянного продления договора. Отпускные должны выдаваться за 3 дня до ежегодного основного и не позднее 3-х дней с начала дополнительного отпуска (есть теперь и такое понятие – дополнительный отпуск). В кодекс введен новый пункт о дистанционной работе. Это продиктовано самой реальностью – в век компьютеров и Интернета немало людей, работающих за сотни, а то и тысячи километров от головной организации. Теперь их трудовые отношения урегулированы законом.

На предприятиях теперь создаются совместные комиссии по безопасности и охране труда, с участием представителей работодателя и работников. В организациях численностью более 50 человек должен быть создан отдел безопасности и охраны труда, а если работает менее 50 человек, нужно, либо назначить специалиста, либо возложить эти обязанности на кого-то из уже работающих. Правда, для малых предприятий это создаст только головную боль. Трудовые инспекторы получают еще одну возможность «придраться» – а почему не создан отдел, ведь работающих-то 51 человек? Создавать какой-то отдел, значит, нести дополнительные затраты. Пострадают – то простые рабочие, им зарплату не будут повышать.

Еще один нюанс, не относящийся напрямую к трудовым отношениям. Теперь при приеме на работу в организации образования, воспитания, искусства, досуга, социальную сферу – нужно предъявлять справку об отсутствии судимости по преступлениям против несовершеннолетних и в половой сфере. Так решили поставить заслон всяким педофилам и маньякам, пробирающимся в учителя и воспитатели.

В целом же можно повторить, что поправки сужают права работников, особенно в части трудовых конфликтов. Теперь это практически возможно только через механизм т.н. социального партнерства.

Аналитическая служба Восточно-Казахстанского профсоюза «Защита труда»