Ожидание счастья растянулось на 20 лет

Газета "Flash!"

В 23 микрорайоне Усть-Каменогорска с тревогой ждут весны. Приходу весеннего тепла там не рады.


– Дороги в поселке не асфальтированы, – рассказывает житель микрорайона Виктор Литвинов. – Поэтому начало таяния снега для нас – это начало бездорожья. Наступает непролазная грязь, в прямом смысле ни проехать, ни пройти. Март – начало апреля – это кошмар. К нам может добраться только конная полиция, а «скорая помощь» и пожарные не проедут. Разве что спасатели на своих вездеходах! А сейчас кошмар еще кошмарнее. Ведь в поселке прокладывают водопровод. Все перерыто, а в результате пока нет ни воды, ни дорог. Грунт просел от разрытия. Строители умудрились сделать водопроводные колодцы без заглубления. Зимой начали чистить снег и вместе со снегом сгребают колодцы!

23 микрорайон начали строить на самом излете Советского Союза, в 1991 году. Горожане с завистью смотрели на первые появившиеся коттеджи. Еще бы – и город рядом, до центра 15 минут езды, и район экологически относительно чистый, и строительство индивидуальное, и земельный участок. Чуть раньше началась застройка микрорайона «Металлург», больше известного в народе под названием «Куленовка», примерно в это же время стал возводиться еще один район индивидуального жилья – микрорайон Ульбинский. Из этих трех братьев – близнецов больше всего повезло Куленовке. Там и инфраструктура, и дороги асфальтированные, и общественный транспорт. Может быть, потому, что в Куленовке живет основная часть «крутых» – госчиновники высокого ранга, бизнесмены, словом, местная элита. Достаточно сказать, что практически все акимы области проживают в резиденции, расположенной в этом районе.

23 микрорайон изначально был рассчитан на т.н. «средний класс». За эти годы поселок разросся почти до 300 домов, население весьма солидное. Но инженерное и социальное обеспечение поселка осталось на нулевом уровне, хотя по проекту здесь планировались и школа со стадионом, и автобусный маршрут, закольцованный по всем улицам, и магазины, аптека, медпункт и прочее. Но не повезло, Союз развалили, пришла рыночная экономика, и о микрорайоне благополучно позабыли, предоставив жителям самим решать свои проблемы. Только к 2011 году городские власти сподобились проводить здесь централизованный водопровод.

– Дело, вроде бы нужное и хорошее, – продолжает рассказ Виктор Николаевич. – Но вот когда мы узнали, что подключаться нам придется самим, вести трубы от колодца, то энтузиазм наш иссяк. Ведь бывший аким города Ислам Абишев говорил, что подключение сделают за счет бюджета. А теперь получается, что от дома до колодца нужно тянуть за свой счет. А это в некоторых случаях до 40 метров. Выходит, что нужно прорыть траншею экскаватором, проложить трубы, минимальные затраты не меньше 50 тысяч, а у кого-то попадает и в скальный грунт, а это уже не меньше четверти миллиона! Не у всех есть такие деньги, хотя и бытует мнение, что у нас живут обеспеченные люди, но это не так. У большинства доходы с трудом можно назвать средними. Вот и подумаешь – а нужен ли этот водопровод? Ведь почти у всех уже давно свои скважины, и вода есть. Желающих подключаться теперь мало.

Виктор Николаевич показывает СНиП, где черным по белому записано: «При проектировании вновь строящихся и реконструируемых сетей водоснабжения водопроводные сети должны быть подведены непосредственно к границам участков потребителей с установкой прибора учета воды в колодце». Так почему людей заставляют проводить за свой счет?

Виктор Николаевич – неформальный лидер жителей микрорайона, активный общественник. В этом году даже баллотировался в депутаты городского маслихата, шел под знаменами Коммунистической народной партии Казахстана. Свою программу построил на принципе «Больше внимания городским окраинам».


– Ведь мы – такие же жители города, как и все остальные, – рассуждает Виктор Николаевич. – Мы также платим налоги в бюджет. Кстати, о налогах. Для нашего района налог на недвижимость увеличился. В Согре, например, применяется понижающий коэффициент 0,88, а у нас – 1,05. Видимо, считают наш район действительно элитным. Я платил 6000 тенге за свой дом, а теперь 9500. Приехали бы оценщики к нам весной, посмотрели бы на эту «элиту»!

Да, действительно, кроме множества разбросанных домов, при этом отнюдь не самых роскошных, больше никаких признаков «особого статуса» у 23 микрорайона нет. Это явно не местная Рублевка!

– На наших домах даже нет аншлагов с названиями улиц, – сетует Виктор Литвинов. – Есть только на трех улицах, а вот на улицу Такежанова средств уже не хватило, теперь предлагают устанавливать за счет жителей. А чем мы отличаемся от жителей, допустим, многоэтажных домов? Там ведь названия пишут за счет бюджета! Мало того, что далеко, что грязь непролазная, так еще «скорая помощь» к нам не может проехать, потому что трудно найти нужный дом. Ищут по принципу – «где эта улица, где этот дом», а драгоценное время, от которого зависит жизнь, теряется! Нет уличного освещения, и поздним вечером или ночью та же «скорая» замучается искать. Осенью, зимой – темень страшная. Интересно, что в расположенном через дорогу 22 микрорайоне сразу сделали и дорогу, и уличное освещение, хотя там всего два-три десятка домов. До ближайшей больницы нам добираться 3-4 километра в один конец. Там же, в Меновном, и наш участковый. Власти, наверное, считают, что мы все разъезжаем на машинах, на иномарках. Поэтому совсем не думают об автобусном сообщении с городом. Что касается меня, то я езжу на «Оке», и машина меня до сих пор не подводит, недавно съездил на ней в Краснодар и обратно. Но авто, даже такое, как у меня, есть не у всех, далеко не у всех. Много живет у нас и пенсионеров. Как им добираться до той же больницы, или до банка, получить пенсию? Всего 6 раз в день ходит автобус маршрута 53В. Можно доехать еще и на пригородном, идущем до Молодежного. Билет выдают до остановки «По требованию», а она считается уже за чертой города. К нам билет стоит 50 тенге, а вот в город уже почему-то 60. И ждать – пождать этого пригородного.

– Мы надеялись на «Дорожную карту», – говорит Виктор Николаевич. – Даже обращение отправляли. Но ремонт сделали в городских дворах, про нас забыли. Да что говорить, у нас даже некуда мусор выбросить, нет контейнеров. Ящиков почтовых – и то нет!

Да, проблем у обитателей «мелкобуржуазного» 23 микрорайона хватает с лихвой. По сути, кроме электричества других благ цивилизации нет. После введения ночного тарифа многие перешли на отопление электрокотлами. Но тариф потом задрали, а ночное время снизили с 23 часов до 7 утра (было до 8 часов), и электроотопление стало невыгодным. Вернулись к старым добрым печкам.


Какие же перспективы у 23 микрорайона? Вот что нам сообщили в акимате Усть-Каменогорска.

«По заказу ГУ «Отдел строительства города Усть-Каменогорска» в 2009 году был выполнен проект: «Строительство сетей водоснабжения 23 жилого района», в котором предусмотрено строительство сетей водоснабжения с устройством водопроводных колодцев (один на 2-6 домов в зависимости от плотности застройки), с установкой счетчика и вентиля на каждый дом в колодце. Проект получил положительное заключение государственной экспертизы».

– Согласно действовавшему тогда СНИПу подводка систем водоснабжения предусматривалась до колодца, новый СНИП был принят в 2010 году.

Работы по благоустройству территории будут выполнены ГКП «Оскемен Водоканал» в весенний период 2012 года.

Понято, что проведение этих работ действительно создает определенные проблемы. Но это временные трудности, их нужно пережить. Вместе с тем, руководителям КМС следует взять на контроль ход этих работ и соблюдение техники безопасности со стороны подрядчиков именно для жителей. Это касается открытых люков и колодцев, не огороженных траншей. Весной даже закрытые траншеи могут создать определенную опасность для людей, замерзшая земля начнет «проседать». Поэтому отдел ЖКХ, «Oскемен Водоканал» и КМС совместно с подрядными организациями должны вести контроль за состоянием дорожного полотна в местах проведения работ, при необходимости оперативно принимать меры – говорит пресс-секретарь акима города Гульфариза Рамазанова.

«В соответствии с Правилами благоустройства, охраны зеленых насаждений в городе Усть-Каменогорске, владельцы жилых, служебных, производственных и прочих зданий, сооружений обязаны иметь вывески с названием предприятия на двух языках, номерные знаки и содержать их в исправном состоянии.

23 район является районом частной застройки, а это значит, что владельцы за счет собственных средств должны установить аншлаги.

По вопросу обслуживания транспортным сообщением 23-го жилого района, сообщаю, что данный вопрос отработан с КГКП «Центр управления пассажирскими перевозками».

Действующее расписание маршрута №53-В «Ивушка-23 микрорайон» разработано на основе изучения пассажиропотока. Для улучшения качества обслуживания жителей данного района с 21.11.2011года на маршруте №53-В добавлен дополнительный рейс в 21.47 с конечной остановкой «23-й микрорайон». В дальнейшем, при увеличении пассажиропотока в данном районе будет рассмотрено изменение существующего расписания.

По вопросу освещения 23 жилого района сообщаем, что отделом ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Усть-Каменогорска совместно с подрядными организациями выполнено обследование, определены объемы выполнения работ. Рассматривается возможность включения данного микрорайона в перечень работ на 2012 год.

Стоит отметить, что левобережная часть города (к ней относится и 23 микрорайон) активно застраивается. В городе полностью ликвидирована очередность на получение земельных участков под индивидуальное жилищное строительство. В 2011 году оформлено 983 документа, построено 53,8 тыс. кв. метров жилья. Из них львиная доля приходится на левобережье.

Как и во всяком районе, новостройкам пока не хватает социальных объектов, зон отдыха. Поэтому уже сейчас рассматривается вопрос о детальной планировке данных микрорайонов с учетом этих требований».

Первые поселенцы, «пилигримы» 23 микрорайона, начиная строительство в далеком 1991 году, рассчитывали на счастливую жизнь в тишине, уединении, рядом с природой. Но ожидание счастья растянулось на 20 лет. И, судя по расплывчатому ответу из городского акимата, совсем не факт, что не придется ждать еще лет 20.

Денис ДАНИЛЕВСКИЙ