Рыночные отношения в обществе все настойчивее пронизывают нашу повседневную жизнь. Рыночники и предприниматели все изворотливее используют рыночные инструменты, прежде всего, в ценообразовании на жизненно важные услуги, товары и предметы. К ним, в первую очередь, относятся продукты питания и все, что связано с обеспечением здоровья – фармацевтическая продукция.
Аптекарский бизнес в последние десятилетия – наиболее успешный среди разных отраслей торговли. Для человека в приоритетах ценностей здоровье находится на первом месте, впереди питания, одежды и других бытовых потребностей. В результате наиболее респектабельно выглядят аптеки. Реклама лекарств пестрит и на специальных полосах многих изданий, не считая самостоятельных рекламных проспектов, газет и клипов на радио- и телепередачах. Количество аптек уже перевалило за пределы градостроительных нормативов в городах. Практически «золотой жилой» для фармацевтов является государственный заказ на поставку бесплатных для населения лекарственных форм. Тут идет жесткая борьба, и без коррупционной составляющей, наверное, редко обходится. А то, что реализация осуществляется в пределах населенного пункта в разных аптеках по отдельным лекарствам, и они далеко расположены друг от друга, это никого не интересует. Товар доставлен потребителю.
Статистика свидетельствует, что продвижение продукции к потребителю занимает примерно 7-10 процентов в цене реализации. Это правило должно распространяться и на аптекарские товары, но такая норма прибыли в большинстве случаев игнорируется. И нестерпимая боль провоцирует больного платить любую предложенную цену за здоровье.
Средства массовой информации поневоле становятся соучастниками не вполне здоровой коммерческой игры в сфере здоровья нации. Практически в каждом номере разных изданий, на интернет-сайтах, имеются материалы, посвященные рекламе того или иного лекарственного препарата или описания диагностики и лечения какого-либо заболевания. С этической точки зрения это неприемлемо, а с медицинской – наносит вред здоровью не одному человеку. Раскрывая симптомы заболевания без специальных анализов, человек самостоятельно может поставить себе заведомо ложные хвори, и «лечить» совсем не то, что нужно. Для более широкого охвата населения, под видом свободы слова распространяются специальные издания, доставляемые бесплатно многотысячными тиражами в почтовые ящики. Тем самым население дезинформируют о не существующих целебных свойствах лекарственных форм.
Вызывает удивление и реклама по предоставлению «магических» и других «народных» целительных (зачастую шарлатанских) услуг по укреплению здоровья. При этом приводятся ссылки на купленные лицензии каких-то виртуальных не государственных организаций и комментарии не существующих пациентов. Кстати, и интернет пестрит аналогичной информацией. Затем скромно следует информация о привлечении к уголовной ответственности таких знахарей.
Хвалебная «ода», как правило, дает рецензии на одностороннее воздействие лекарственной формы и практически не упоминаются сопутствующие побочные явления от приема такого «лечения». А злобное предупреждение – «Имеются противопоказания по применению лекарства», или «Перед применением следует проконсультироваться с врачом» – ничего не значат, кроме моральной защиты производителей и продавцов. Почему-то рекламируются лечебные препараты не в специальных медицинских газетах и журналах, а в изданиях так называемого «ширпотреба».
На прилавках аптек в последние десятилетия широко представлены так называемая БАДы (биологически-активные добавки), имеющие на каждой упаковке надпись «Не является лекарственным средством». Зачем, в таком случае, приводятся аннотации по применению этого средства для излечения отдельных заболеваний?
Читая или слушая информацию и оценивая уровень современной подготовки медицинских работников, больные люди вынуждены прибегать к самолечению и методом проб и ошибок пытаются поправить свое здоровье. Чаще всего результатом такого лечения являются более глубокие и хронические заболевания. От такой рекламной деятельности страдает в целом здоровье нации. В отличие от технической или правовой информации к медицинской информации необходимо относиться предельно осторожно.
Анализируя цены на лекарственные препараты можно увидеть странную тенденцию – лекарства, предназначенные для детей, имеют цену на порядок выше, чем для взрослых. Здесь работает принцип – родители, конечно, не пожалеют никакие средства для лечения своих чад. Таким образом, извлекается сверхприбыль для производителей, и в процентном отношении – для аптекарей.
Вызывает сомнение в ценообразовании на лекарства их соответствие затратам и мифическим целебным свойствам, приписываемым производителями. «Ноу-хау» лекарственных форм наиболее дорогое и зачастую превышает все остальные составляющие затраты в цене в несколько раз. Прикрываясь секретностью компонентов и технологии приготовления лекарств, они являются недоступными не только широким массам населения, но и органам государственного контроля за ценообразованием. Впрочем, никакого контроля, по сути, и нет. Ведь торговля лекарствами находится в конкурентной среде – так говорят госчиновники. Подразумевается, что если не хочешь брать по высокой цене, ищи аптеку с более низкой стоимостью. А где ее найти? Единственная видимость псевдоборьбы с запредельными ценами на лекарства – это т.н. меморандумы. Вроде бы в прошлом году, после девальвации тенге заключали меморандум об установлении предельных цен на две сотни важнейших лекарств. Но не продумали механизма контроля за его исполнением, кроме мобильных групп волонтеров из числа студентов медицинского колледжа. Но это же смешно. Неужели студенты станут главной контролирующей силой? А потом и про сам меморандум благополучно забыли
В соседней Российской Федерации, государстве – участнике Евразийского экономического союза, на 600 наиболее важных лекарств установлен мораторий на повышение цены. Но за одним пузырьком или упаковкой таблеток никто не поедет в Россию, а готов заплатить втридорога здесь, на месте. Необходима, очень необходима государственная защита населения от фармацевтического беспредела и в Казахстане. А то ведь шутливая фраза из советского кинофильма – «Чтоб ты всю жизнь работал на одни лекарства» – в наши дни стала реальностью.
Николай ГРЯЗЕВ экономист