Ура! Мы идем на экскурсию по судам Жемчужно-Зеленостанской области! Для экскурсии нами были выбраны самые-самые лучшие судьи, на которых равняются все остальные. Мы должны посетить заседания, послушать приговоры. Эти судьи были признаны лучшими на государственном уровне, и награждены медалями за мужество и юбилейными медалями.
Правда, эти награды не имеют ничего общего с правосудием, поэтому в придачу к медалям была подарена каждому статуэтка «Правосудие»: сама из золота, повязка на глазах брильянтовая, меч алмазный, облачена в малахитовую мантию, а на голове диадема.
Обрадованные судьи носили статуэтки с собой на заседания. Поговаривали, что настолько ими дорожили, что не хотели расставаться. А на поверку оказалось, что боялись элементарной кражи. Случилось наоборот: золотым правосудием любовались все подсудимые-воры, вот их и не стало у судей, а возникли они в сейфах местных уважаемых людей, включая некоторых губернаторов.
Итак, едем в лучший Лопуховский районный суд. Это двухэтажное здание, с лопнувшим линолеумом и облупившимися стенами. Зато здесь отправляет правосудие лучший районный судья Забубайло. Как раз идет заседание, не будем мешать. Тем более, процесс подходит к концу, уже прения. Слово дают прокурору. Послушаем?
– Уважаемый суд! – Говорит прокурор. – Перед нами находится подсудимый, обвиняемый в убийстве тридцати четырех человек. Это….
– Постой, постой, Виталя! Не забивай нам мозги, – перебивает его судья. – Мы эту твою филькину грамоту наизусть знаем. Давайте я лучше всем расскажу, каким будет приговор. Значит, будет так….
Вот видите, какой хороший, демократичный судья! С таким всегда удобно и легко иметь дело. Он всегда будет рубаха-парень! Такой достоин не только статуэтки, но и лимузина в гараже из слоновой кости – его будут уважать и прокурор, и защитник, и каждый уголовник района.
А теперь заглянем в лучший Крыжопинский городской суд. Здесь осуществляет правосудие судья Козлобородов. Наверняка это судья гораздо более грамотный, нежели тот, которого мы увидели в районном суде! Ведь суд-то городской! Вот, он как раз начинает допрос подсудимого. Посмотрим-посмотрим:
– Подсудимый, встаньте! Вы служили до ареста мэром города?
– Да, Ваша честь!
– Служили честно, добросовестно выполняли все свои обязанности…
– Да, Ваша честь!
– И вдруг к вам врывается полиция и обнаруживает у вас в сейфе миллиард бубликов, похищенный из городской казны?
– Так точно, Ваша честь!
– Откуда же они у вас взялись?
– Бес попутал, Ваша честь! Все верну, клянусь.
– Суд удаляется в совещательную комнату.
Вот видите! Этого судью не зря называют лучшим. У него все по закону. Подождем приговора, послушаем. Идет! Идет!!! Все по местам!!!
– Оглашается приговор! Именем страны! Подсудимый… обвиняется… установлено… судом учтено обещание все вернуть… приговаривается к одному году лишения свободы условно без конфискации имущества.
Здорово! Браво! Видите, какой хороший судья? Все по закону, все по справедливости. Ведь подсудимый служил честно, все исполнял. Но, без наказания не остался. А деньги он непременно вернет, он же обещал!
Народ собирается на новое заседание. Будут судить гаишника, получившего взятку в размере трех бубликов. Не будем выслушивать всю галиматью, которую несут свидетели. Давайте вновь послушаем допрос подсудимого и выслушаем приговор.
– Встать, подсудимый! Вы осознаете всю тяжесть обвинения?
– Да… – лепечет плачущий гаишник.
– Да как вы посмели? Коррупция – зло на блистательном лоне нашего общества!
– Уважаемый суд! Обратите внимание на положительные характеристики моего подзащитного, – сунулся адвокат.
– Тихо там! Знаем мы ваши характеристики!!! Бумага все стерпит. Вы признаете себя виновным?
– Да…. Я возместил ущерб государству…. Я клянусь, что больше такого не повторится!
– Суд удаляется в совещательную комнату!
Ох, и тяжела работа судьи! Все надо учесть: и признание вины, и возмещение вреда…. Да и наказание надо назначить соответствующее преступлению. Тяжела работа, ох, тяжела!
– Встать, суд идет!
– Оглашается приговор! Именем страны! Подсудимый… обвиняется… установлено… судом учтено признание вины и возмещение вреда… с учетом опасности преступления…. приговаривается к десяти годам лишения свободы с конфискацией имущества и отбыванием наказания в колонии строгого режима. Конвой уводит рыдающего в автозак. Так ему и надо. Вину он признал, видите ли! Такую заразу надо каленым железом, чтобы и следа не осталось. Плохие у нас законы, мягкие! Надо было расстрел! Да прямо в зале суда! Чтобы другим не повадно было. А лучше, чтобы статуя Фемиды рубила осужденным головы своим алмазным мечом. А если кому ненароком тоже бы отрубила, так поделом – не высовывайся!
Ну, а нам пора в Жемчужно-Зеленостанский областной суд. Честно говоря, это не совсем суд! Это дворец с десятком подъездов. Через центральный вход попадают в здание только коронованные особы, а черновой люд проходит лишь через черный ход. Остальные двери заколочены изнутри крест-накрест досками.
В этом здании суда рассматривают апелляционные и кассационные дела. Вот, к примеру, на этом этаже, по которому мы идем, заседает апелляционный суд. В каком же он кабинете? Давайте спросим у тех людей, которые толпятся у дверей мрачной комнаты. Кстати, а что это за толпа? Странно, они входят на пять минут и тут же выходят. Смотрите, опять вошли. Успеем войти с ними? Нет, они уже вышли. Что тут происходит? Вот, заходят следующие, проникнем внутрь с ними.
И что же тут происходит? Смотрят на нас три квадратных головы…. Черные…. Молчаливые…. Фу…. Это не головы, это мониторы. А головы за ними. А, это кассационная инстанция, вот в чем дело. Но, почему же так быстро люди выходят? Послушаем?
– Представьтесь!
– Иванов Иван Иванович, истец.
– Представьтесь!
– Сидоров Сидор Сидорович, ответчик.
– Представьтесь!
– Петров Петро Петрович, третье лицо на стороне ответчика.
– Докладчик, доложите!
– Истец обратился… бу-бу-бу…. Ответчик подал жалобу… бу-бу-бу…. Как-то так!
– Ответчик, вы поддерживаете жалобу?
– Да, я хотел бы пояснить…
– Нам и так все ясно.
– Истец, вы признаете жалобу?
– Нет. Я поясню.
– В другой раз. Ждите в коридоре.
Бу-бу-бу…. Дзынь (колокольчик).
– В удовлетворении жалобы отказано. Следующий!!!
– Постойте, я же ничего еще не рассказал!!!
– Пристав, проводите ответчика. У нас много дел….
А давайте не будем искать зал апелляционной инстанции. Что мы там не видели? Там тоже будет все по закону и по справедливости! Тем более что уже вон кого-то понесли на носилках. Кто это? А, это истец, который был вызван на утро и помер от голода в ожидании вызова в зал. Да и черт с ним! Истцов будет еще много, а судей у нас мало. Их надо лелеять и беречь. И не надо их обижать! Они у нас лучшие. Даже награды имеют.
Федор БАНОЧКИН