БЕЗ КРЫШИ НАД ГОЛОВОЙ

Газета "Flash!"

В Усть-Каменогорске люди из категории социально уязвимых годами ждут, не дождутся очереди на жилье. И вынуждены скитаться – кто по родственникам, кто по съемным квартирам. По их словам, очередь практически не движется. Между тем, город активно застраивается и количество жилых многоэтажных домов растет. Почему создалась такая ситуация – пыталась выяснить наш корреспондент.

Дождется ли?


Вдова ветерана Великой Отечественной войны Гульбану апа давненько обивает пороги государственных учреждений – всякий раз с надеждой на помощь. Пожилая женщина ютится с семьей дочери в квартире площадью 37 квадратных метров. На последнем этаже. Дом, в котором они живут, без лифта. А спускаться и подниматься немощной бабушке тяжело. Но раз в месяц она, все же выходит на улицу. Чтобы вновь посетить городской отдел ЖКХ. Кто бы знал, с каким трудом ей приходится проделывать этот путь. В этот раз пришла опять. Увидев журналистов, старушка расчувствовалась.

– Я каждый месяц сюда хожу. Куда мне идти? Мне приходится ютиться в маленькой комнатушке с дочерью и ее семьей. В 37 кв. метрах. Чтобы подняться, мне нужно 128 ступенек пройти, на самом верхнем этаже живем. Практически в подъезде ночую, получается. Почему мне не дают жилье? Я полностью права имею на квартиру. В 2009 году на очередь встала. И еще 904-ая. Не продвигается очередь годами совсем, – сетует Гульбану апа.

С годами преодолевать этот маршрут становится все труднее. Сегодня ей тоже ничего утешительного не сказали. По словам чиновника из отдела ЖКХ, за шесть лет ее очередь существенно продвинулась, с 1800 – го номера до 900 -го. Однако, такими темпами пожилой женщине придется ждать еще минимум лет шесть. Выдержит ли? Доживет ли? Хотя их, вдов ветеранов войны, всего 34. Но они стоят в общей очереди.


– В законе «О жилищных отношениях», видите, конкретно написано, инвалиды и участники войны. Про вдов ничего не написано. Хотя, конечно, это тоже может быть неправильно. Чисто с этической стороны, вдовы – те же наши матери. Но закон есть закон, его не перешагнешь, – говорит заместитель начальника отдела ЖКХ г. Усть-Каменогорска Аскар Жаксылыков.

Что правда, то правда. Но мое мнение таково: вместо «поющих фонтанов», на которые «вбухают» немалые государственные средства, и, неизвестно, сколько они еще прослужат, лучше бы власть имущие прислушались к чаяниям простого народа и дали жилье такой категории лиц. На 70-летие Победы в Великой Отечественной войне это было бы как раз кстати. Но чиновники только разводят руками. В городе не успевают строить жилье для очередников. Ежегодно количество желающих получить жилье от государства растет на тысячи человек, в то время как в городе выделяются на эти цели до 100 квартир. Поэтому, те, кто не относится к первоочередникам, отодвигаются назад – автоматически.

Какие мы добрые, однако

Сейчас в списках первоочередников только ветераны Великой Отечественной войны и сироты. Впрочем, даже в этом льготном списке, как выяснилось, находятся те, кто годами ждет законных квадратных метров. Девушка по имени Жансая с сестренкой – бывшие воспитанники детского дома. После детской деревни им пришлось нелегко. Они остались один на один со своими проблемами. Только после хождения по инстанциям, ни них, наконец, обратили внимание. Сестренка и сейчас проживает вместе с ней, учится в колледже. Сама Жансая уже замужем, есть маленький ребенок. У молодой семьи очень тяжелое материальное положение. Поэтому пришлось сразу после рождения ребенка выйти на работу и ей. Благо, в отделе занятости г. Усть-Каменогорска ей нашли работу и трудоустроили в пекарню. Помогли и с жильем. На них обиды нет, говорит девушка. Хотя, признается, что жить очень тяжело. Может, чиновники и хотели как лучше, но сделали как всегда. Неужели нельзя было подобрать для семьи сироты более приемлемый для них вариант? Дали жилье в печально известном поселке «Шыгыс». Где дома давно прозвали «картонными» из-за того, что они были построены в «южном варианте». Где были установлены скандальные теплофоны, которые накручивают электроэнергию за месяц до 40-50 тысяч тенге. Половина жителей поселка до сих пор из-за этого на зиму перебираются в город к родственникам или ищут недорогое арендное жилье. Платить такие суммы нечем. Вот в один из таких домов молодую семью добродетели и поселили.

– Холодно. У меня ребенок начал болеть из-за этого. Тем более от теплофонов идет сухой воздух. Судороги начались у моего ребенка, – в слезах рассказывает Жансая Жуппаева.

Услышав ответ чиновников из ЖКХ, и она не сдержала слез. Говорит, ждать, сказали, еще года два.

– С 2009 года стою в очереди. Вот по телевидению услышала, что сейчас в первую очередь детям – сиротам выдаются квартиры. Пришла в ЖКХ узнать, есть продвижение очереди или нет. Уже почти семь лет прошло. Я слышала, что недавно дом сдали на КШТ или в 19 микрорайоне, где поселили сирот. Но я не получила.

Всего в Усть-Каменогорске на сегодняшний день в списках очередников значатся 7028 человек. Ветеранов в очереди уже не осталось.

– На сегодняшний день у нас стоящих в очереди детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей -1442 человека. Просто у нас каждый день поступают заявления, и у нас идет мониторинг, который показал, что количество таких детей увеличивается. Всего из социально уязвимых слоев населения в очереди стоят 2051 семья, затем идут госслужащие, работники бюджетных организации – их 3367, и граждане, у которых жилье признано аварийным – у нас таких 134 семьи, – комментирует по этому поводу Аскар Мекешович.

«Моя твоя не понимать»

Как выяснилось, чиновники ЖКХ еще не разобрались и с нововведениями, которые были внесены в законодательство в конце прошлого года.

– 31 декабря вышло постановление правительства, которое мы очень ждали. Ожидали, что там будут внесены изменения в закон о жилищных отношениях. Именно в отношении тех граждан, которые стоят в общей категории и относятся к малоимущим, госслужащим, кроме детей – сирот. Мы думали, что там будут внесены изменения. При выделении квартир первоначально, когда сироты стали первоочередниками по закону, они все квартиры забирали. А в этом, новом постановлении, написано не менее 20%. Мы сейчас готовим письмо разработчикам. Вопрос возникает по распределению квартир. Если бы в законе было написано не более 20%, тогда бы мы от общего количества жилья, которое выделяется, 20% выделяли на детей – сирот, а 80% квартир мы бы распределяли на остальную очередь, тогда бы у нас очередь начала двигаться. Но так как в законе написано не менее 20%, то изменений как бы нет. Поэтому, вот здесь тоже нюансы. Очень много жителей приходят, и жалуются, почему такое, но закон разрабатывают в Астане наши депутаты. Надо с ними работать.

В отделе ЖКХ сообщили, что они готовят письмо разработчикам закона о жилищных отношениях. В котором чиновники намерены просить разъяснить ситуацию. Между тем, житель Усть-Каменогорска, чья фамилия сейчас возглавляет список на получение квартиры, в очереди стоит с 1986 года. Спрогнозировать, когда он, наконец, получит жилье, невозможно.

Жанар АСЫЛХАНОВА