ТАРИФ УТВЕРЖДЕН НА ЗАКОННОМ ОСНОВАНИИ

Газета "Flash!"

Утверждение тарифа нужно считать общей удачей и для услугодателей, и для населения: бизнесмены получили возможность работать в соответствии с нормами права, семейчане же постепенно получат расширение перечня услуг за те же деньги.


Тема утверждения норм сбора мусора и тарифной политики по ТБО для семейчан не нова. К ней неоднократно обращались и обращаются городские газеты «Спектр», «Арна», «Наше дело», неиссякаемые проблемы сферы ЖКХ не дают Семею покоя.

Год назад, 2 апреля 2014 г., городская газета «Спектр» опубликовала большой материал «Тариф остался прежним». Речь шла о том, что 5 марта 2014 г. сессия маслихата Семея приняла новую норму накопления мусора на жильца благоустроенной квартиры – 1,97 кубометра в год. Прежняя норма – 1,33 кубометра в год – была утверждена еще в 1998 году. Поскольку норма накопления ТБО в семейской «благоустройке» выросла на 0,64 кубометра в год с каждого жильца, платить семейчане стали больше – не 130 тенге в месяц, а 200.

И сразу начались спекуляции. Предпринимателей, оказывающих в Семее услуги по вывозу ТБО, огульно обвинили в самовольном повышении ежемесячного тарифа со 130 до 200 тенге, на них посыпались жалобы, ими занялся областной антимонопольный комитет, их стыдили все, кому не лень – в большинстве случаев, не разобравшись в сути вопроса. Желая быть услышанными и понятыми, ИП Мельников А.К., ИП Петлин А.Б., ИП Иванчин В.Г., директор ТОО «Спец Транс Семей» Н.П. Киселева и депутат городского маслихата Р.С. Хазипов предельно ясно высказались со страниц «Спектра» 2 апреля 2014 г. в той самой статье «Тариф остался прежним».

Острая социальная тема получила продолжение.

Услугодатели желают действовать по закону

9 предприятий, занимающихся в Семее вывозом ТБО: ИП Доровских В.В., ИП Иванчин В.Г., ИП Веретенников А.А., ИП Петлин А.Б., ИП Мельников А.К., ТОО «Семей-Тартып», ТОО «Спец Транс Семей», ПК «Семей-Эко Проект» дорожат своим бизнесом, добрым именем и возможностью зарабатывать, очищая город от завалов отходов. Но, получая прибыль, перечисленные предприниматели хотят оказывать качественные услуги в строгом соответствии с законом, поскольку незнание закона и несоблюдение правовых норм чревато серьезными неприятными последствиями. Однако возможности работать в рамках правового поля у них не было много лет, и тупиковая ситуация лишь усугублялась. В итоге, соперники-конкуренты забыли о разногласиях, выработали общую стратегию и совместно инициировали ряд судебных исков в адрес акимата Семея и отдела ЖКХ. Они доказали свою правоту и выиграли дело.

Экологический кодекс предписывает

Статья 20.1 Экологического кодекса РК гласит, что тарифы на сбор, вывоз и захоронение отходов, а также нормы образования и накопления ТБО не реже, чем один раз в пять лет, утверждают местные исполнительные органы власти (то есть акимат – прим. авт.). Минимальные познания в математике позволяют посчитать, что с 1998 по 2014 г. прошло 16 лет, в течение которых нормы накопления отходов и тарифы на вывоз ТБО в Семее должны были быть пересмотрены, как минимум, трижды. Этого не произошло. Причины расхождения действий акимата Семея и местного отдела ЖКХ с буквой закона в упомянутой ранее статье от 2 апреля 2014 г. прокомментировала Жанат Шаймуратова, заведующая правовым сектором ГУ «Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог г. Семей ВКО». Цитата из ее комментария: «На имя акима города были обращения со стороны услугодателей – индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по вывозу мусора. Аким города обещал принять нормы накопления ТБО на февральской сессии маслихата (2014 г. – прим. авт.), сессия была передвинута, он свое слово сдержал, 5 марта новые нормы образования и накопления твердых бытовых отходов решением сессии городского маслихата были приняты. Для благоустроенного жилья норма на одного жителя составляет 1,97 м3 в год. Новые нормы должны пройти регистрацию в Управлении юстиции ВКО, быть опубликованными в прессе, после чего через 10 дней они вступают в законную силу. Рассчитать новый тариф на вывоз мусора специалисты отдела ЖКХ пока не имеют права: браться за расчет нового тарифа можно будет после того, как регистрация новых норм образования и накопления ТБО будет произведена в Управлении юстиции ВКО».

Без результата

Справедливости ради стоит сказать, что попытки разработать новые нормы накопления мусора в Семее все-таки были. Так, в начале 2011 г. жилищный сектор отдела ЖКХ г. Семей заказал государственные закупки на расчет норм накопления ТБО. Выиграл лот и рассчитал нормы Казцентр ЖКХ Астаны, который в ноябре 2011 г. представил эти нормы в Семей. Но практически в то же время вышел новый закон, регламентирующий правила утверждения норм образования и накопления ТБО, и расчеты Казцентра ЖКХ автоматически устарели. В 2012 г. Казцентр ЖКХ доработал 20 позиций из 33 требуемых новым законом, летом 2013 г. решением сессии маслихата Семея вновь разработанные нормы ТБО были приняты. Однако их не утвердило Управление юстиции ВКО: хотя в Семее, как хорошо известно всем горожанам, давным-давно нет пляжа, областное Управление юстиции обязало семейский отдел ЖКХ произвести по пляжу расчет образования и накопления ТБО. Как нужно было обсчитать виртуальный пляж, который действительно жизненно необходим городу, история умалчивает. Но бесспорно одно: до 5 марта 2014 г. попытки дать Семею новые законодательно утвержденные нормы накопления ТБО оканчивались ничем. До 18 марта 2015 г. в Семее не существовал утвержденный тариф на вывоз твердых бытовых отходов из благоустроенных квартир и частных домовладений. Услугодатели, те самые 9 ИП, ПК и ТОО, работали согласно методическим указаниям по сложившимся ценам, а должны были по твердому тарифу. И точка невозврата оказалась пройдена: семейские бизнесмены-ТБОшники объединили усилия и подали в суд на акима и отдел ЖКХ Семея именно из-за отсутствия видимых результатов и непонимания – как работать дальше, без опоры на правовую базу на фоне бесчисленных и бессмысленных отписок со стороны госорганов.

Бездействие акима – грубейшее нарушение законности

В Постановлении за №2а-2088-14 от 26 июня 2014 г. Апелляционной судебной коллегии по гражданским и административным делам Восточно-Казахстанского областного суда под председательством судьи Г.В. Любичанской дословно сказано: «Признать незаконным бездействие Акима города Семей и ГУ «Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог г. Семей» о признании незаконным бездействия по предоставлению на утверждение местным исполнительным органам норм образования и накопления коммунальных отходов в период с января 2012 года по май 2012 года, с января 2013 года по май 2013 года и с июля по декабрь 2013 года, и тарифов на сбор и вывоз коммунальных отходов с августа 2011 года по 4 марта 2014 года. Обязать Акима города Семей и ГУ «Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог г. Семей» разработать и представить на утверждение местным представительным органам тарифы на сбор и вывоз коммунальных отходов.

Суд, таким образом, подтвердил правомочность требований истцов и предписал исполнительной власти Семея приступить к исполнению своих прямых обязанностей. Но «упрямый» аким усомнился в справедливости данного Постановления суда и подал кассационную жалобу. Однако вновь рассмотрев обстоятельства дела, Кассационная коллегия Восточно-Казахстанского областного суда, состоявшаяся 4 сентября 2014 г., решение Апелляционной коллегии от 26 июня 2014 г. оставила без изменений, а жалобу акима – без удовлетворения.

В заключение

судебной темы

Процитированное выше Постановление от 26 июня 2014 г. занимает 11 страниц, читается как детектив, но ключевым моментом, на мой взгляд, можно считать вывод Апелляционной коллегии, сделанный на стр.8. Дословно: «О том, что именно в компетенции местных исполнительных органов находится разрешение этого вопроса, как установлено материалами дела, представителям отдела ЖКХ известно не было, а стало известно только в связи с рассмотрением данного судебного спора. Данный вывод коллегия основывает на ответах семейского отдела ЖКХ на обращения заявителей-бизнесменов. Так, в своем ответе от 19.03.2014 года представитель отдела ЖКХ Семея указывает, что утверждение и согласование тарифов на ТБО не входит в компетенцию местных исполнительных органов и рекомендовал обратиться в антимонопольный комитет ВКО. Однако антимонопольная инспекция указала на действующее законодательство, в соответствии с которым утверждение норм образования и накопления коммунальных отходов, а также утверждение тарифов относится именно к компетенции местных исполнительных органов. В другом ответе от 26.03.2014 года руководство отдела ЖКХ дает ответ заявителям, что тарифы будут рассмотрены и утверждены после его регистрации в Управлении юстиции ВКО. Данный ответ также не соответствует положениям Закона от 12.01.2007 года №221 «О порядке рассмотрения физических и юридических лиц».

No comments: Если тайное вдруг становится явным, и оправдаться в совершенных грехах без потери репутации не получается, промолчать – эффективный метод.

Составляющие тарифа

Как сказано выше, предприниматели, специализирующиеся на вывозе ТБО в Семее, стремятся оказывать населению качественные услуги. Мусор нужно вывезти, но прежде складировать в контейнеры. Контейнеры изнашиваются, периодически требуют ремонта, впоследствии – замены. Раньше контейнеры за счет средств жильцов должны были ремонтировать и приобретать семейские КСК, ПК или, в случае отсутствия органов управления домом, сами жильцы. Теперь, после утверждения тарифа маслихатом города, эти обязанности легли в Семее на услугодателей, услугополучатели сэкономят деньги. Но значит ли это, что новенькие мусорные баки появятся во дворах Семея уже завтра? Нет, замена будет происходить постепенно. С каждого кубометра ТБО, вывезенного в Семее из благоустроенного сектора, на приобретение новых контейнеров в тарифе закладывается 11 тенге. Стоимость 1 нового контейнера – от 31000 до 33000 тенге. Предположим, что в домах, входящих в КСК, проживает 1500 жильцов. В год каждый жилец заплатит за вывоз 1,97 кубометра мусора, что, в общем, составит 2955 кубов ТБО. 2955 кубометров умножим на 11 тенге – с каждого вывезенного куба возьмем деньги на новый контейнер, получим 32505 тенге. То есть при условии, что в этом благополучном КСК с 1500 жильцами платят ВСЕ проживающие, через год во дворе появится 1 новый мусорный контейнер. А если платят далеко не все, как в Семее сплошь и рядом? А если в доброй половине квартир живет по 3-4 и больше квартирантов, тогда как хозяин жилья, в наилучшем случае, платит только за 1 человека – себя? Или не платит, что чаще; но рычагов воздействия на него, явного вора, нет. КСК города полностью самоустраняются от этой проблемы, перекладывая ее решение на предприятия, организующие сбор и вывоз ТБО. В Семее первые этажи жилых домов давно и прочно оккупировали бесчисленные магазины, аптеки, салоны красоты, кафе – подавляющее большинство этих частных заведений годами принципиально не заключают договоры на вывоз мусора и бесплатно решают свои проблемы избавления от отходов за счет добросовестных плательщиков. Закончившийся с 1 января 2015 г. мораторий на проверку законности действий предприятий малого и среднего бизнеса РК дает скромную надежду, что надзорные органы Семея заинтересуются наличием у перечисленных категорий бизнесменов договоров на обслуживание и вывоз мусора. И если такового договора не окажется, ушлые «подснежники» будут-таки платить регулярные штрафы со своих отнюдь не малых доходов. Учитывая масштаб и глубину проблемы, нужно ли удивляться, что мусорные контейнеры быстро теряют достойный вид, ржавеют, изнашиваются до дыр, и семейчане стремятся как можно скорее миновать площадку, где они установлены? В этом контексте необходимо подробнее сказать и о перспективах ремонта контейнеров в Семее. На него в тарифе заложено 13 тенге с вывезенного из «благоустройки» кубометра ТБО. Тот же расчет: 1500 жильцов, 2955 кубометров мусора за год. 2955 х 13 = 38415 тенге. Ремонт 1 контейнера стандартного объема 0,7 кубометра обходится в 6000 тенге. 38415: 6000 = 6,4. То есть опять же при условии, что все жильцы платят в срок, по КСК нет постоянной задолженности, в этом дворе услугодатель сможет отремонтировать 6,4 контейнера в год.

Также больной темой семейчан – не только тех, кто вывозит мусор, но законопослушных жильцов многоквартирных домов, остается проблема крупногабаритного мусора. Понятно, всем периодически приходится выбрасывать что-то большое – сломанный холодильник, старый стол, детскую коляску или матрац. Но делать это грамотно, не причиняя ущерба себе и людям, умеют и стремятся далеко не все семейчане. Хорошо, если все будет аккуратно уложено и выставлено рядом с мусорными баками, не загромождая проезд машине-мусоровозу и не препятствуя нормальной работе дворника. Но бывает, что жильцы упорно запихивают холодильник в контейнер, буквально забивая его так плотно, что при попытке освобождения контейнер лопается по сварным швам или лишается дна. Чтобы хоть как-то снизить болезненность вопроса, услугодатели, вывозящие в Семее твердые бытовые отходы, намерены устанавливать во дворах временные контейнеры для крупногабаритного мусора. Два-три дня специальный контейнер объемом 8 кубометров будет стоять в одном дворе, потом – в соседнем, и так далее. Задачей жильцов и дворников городских КСК будет вовремя загрузить в него крупный мусор, в обычные контейнеры не помещающийся.

Резюме и выводы

Тариф на вывоз ТБО, утвержденный маслихатом Семея 18 марта 2015 года, в течение месяца после подачи должен пройти утверждение в Управлении юстиции ВКО. 9 предприятий, обслуживающих город по вывозу ТБО, надеются, что утверждение состоится в предписанный законом срок и семейчане наконец-то получат возможность медленно, но верно начать копить свои средства на ремонт и замену мусорных контейнеров – предмета, без которого жить в чистоте нашему грязному городу невозможно. Теперь, когда юридическая подоплека вопроса выяснена и суды позади, услугодателям и населению Семея предстоит спокойно работать и жить, исполнять взятые на себя обоюдные обязательства, совместными усилиями благоустраивать Семей – как бы там ни было, духовную и культурную столицу Казахстана.

Виктория КУПЦОВА

г. Семей