«АВТОПРОБЕГОМ ПО…ПАССАЖИРАМ!»

Газета "Flash!"

«Эх, прокачу!» – девиз на «Антилопе-Гну»

Адама Козлевича, И.Ильф, Е.Петров,

«Золотой теленок».


Казалось бы, черт возьми, живем в сверхрациональном двадцать первом веке – времени бурного развития электроники, компьютеров, средств связи, коммуникаций, и это должно заставить нас и жить, и действовать резонно, логично, так, чтобы всем нам было хорошо и удобно существовать в этом мире… Но – нет! Не хотим мы жить рационально, не хотим с умом, не хотим – проще и понятней, обязательно надо придумать нечто настолько идиотское, что просто диву даешься – откуда что берется! О чем я? А вот о чем!

Много лет наш общественный транспорт плачется о своей нелегкой доле. Дескать, трудимся, не покладая рук, «пашем, как рабы на галерах», а получаем сущие копейки! Вот-вот на грани закрытия, чуть ли не рыдают трамвайщики и автобусники, и в результате их стенаний время от времени местные власти идут им навстречу, и те с облегчением повышают цену за проезд. Справедливости ради, надо отметить, что трамвайщики в этом смысле немного скромнее автомобилистов, но тоже время от времени требуют:

– И нам, и нам!

Казалось бы, да, надо «въехать» в их положение, надо помочь! Но – давайте разберемся! Подчеркну, я не специалист в области пассажирских перевозок, но, льщу себя надеждой, все же могу немного логично мыслить. И вот мне в этой связи непонятна логика повышения цен на проезд на общественном транспорте, прежде всего, вот в каком плане.

ВОПРОС НУМЕР ОДИН:

ПОЧЕМУ ЦЕНА НА ПРОЕЗД ПОВЫШАЕТСЯ ВСЕГДА НА КРАТНУЮ ВЕЛИЧИНУ?

Непонятно, о чем я? Ну, вот, смотрите, условно говоря, стоил проезд 50 тенге, а затем автобусники просят повысить цену билета до 65 тенге. Так вот, почему именно до 65, а не, скажем, до 62 или 67? Ведь, мотивируя повышение цены, «автобусные экономисты» как-то обосновывают эти цифры? Но ведь они не могут всякий раз повышаться с пятерками или нулями на конце?

Мне скажут:

– Элементарно, Ватсон, это же удобно для расчетов!

– Минуточку! – отвечу я. – Удобно – для кого, для транспортников? Но, пардон, вступая в договорные отношения, как ни странно это звучит, «заказчики» – пассажиры и «подрядчики» – «транспортники» должны быть в равных условиях, не правда ли? Иначе – это неравноправный договор! Почему Я ДОЛЖЕН платить за ИХ удобство, а они не должны?

О чем я опять? Да о том, что, соглашаясь платить транспортникам больше, я должен понять, а затем на себе ощутить, ЗА ЧТО я плачу больше! За улучшившийся комфорт, за новые автобусы, на которых приятно ездить? Или хотя бы за улучшившийся внешний и внутренний вид транспорта, исчезнувшую грязь и убогость в салонах. За упорядоченный и удобный НЕ ТОЛЬКО транспортникам график движения, но и нам, пассажирам! Но когда мне говорят: «бензин стал дороже», «электричество подорожало», «завгар дрянь, запчастей не выдает» и т.д., мне хочется сказать:

– Милейшие, а, подряжаясь на выполнение этих работ, вы что, не обдумывали все эти вопросы? И не лукавите ли вы, стеная от низких цен за проезд, НО ПРОДОЛЖАЯ РАБОТАТЬ? Разве будет «нью-капиталист» (не зря пишу это слово в кавычках!) работать себе в убыток? Но ведь – работают же!

Защитники «прав рабочих» сейчас начнут мне вещать о том, сколь непомерны расходы транспортников на то, на се! Но попробуйте выудить у них реальные цифры! Особенно размеры зарплаты транспортного руководства и топ-менеджеров, нецелевое расходование средств. Наткнетесь на упоминание коммерческой тайны!

По мне, «тупому пассажиру», логично так: ВЫ повышаете цену, а МЫ взамен получаем ОЩУТИМОЕ УЛУЧШЕНИЕ РАБОТЫ! Но та же «двойка» (автобус №2) как ходила «на двойку», так и ходит, автобусы – как были б/у, так и остались, только ЕЩЕ постарели, как была грязь – так и есть! Про трамваи – вообще молчу! Парк их устарел уже давным-давно, хотя, помнится, поколение трамваев 50-70 годов с честью отрабатывала и значительно перерабатывала гарантированный производителем срок службы, хотя тогда проезд стоил, только не падай со стула, молодежь! – ТРИ КОПЕЙКИ! Всего! И их хватало – неважно, с дотацией государства или нет, потому что все и было государственным! Но сейчас все частные транспортные компании – во всем – как однояйцовые близнецы! И во многом – похожи в плохом, а не в хорошем!


Теперь что значит – цена билетов не окупает издержек производства? Тут я уже упоминал – надо выяснить, на что идут наши деньги, сколько их в целом имеют авто и трампарки, как они затем распределяются – если на дело, то есть на улучшение РАБОТЫ предприятия – это одно, а если на руководство и содержание по два кондуктора на транспортную единицу – то другое! Тут я, конечно, не вправе диктовать транспортникам, сколько им содержать кондукторов и контролеров, ибо они вроде бы и должны обеспечивать сбор денег, но, напомню, в добрые старые времена общественный транспорт работал и без кондукторов вовсе, только с компостерами и контролерами. И ничего – ездили как-то. Не скрою, в определенные годы транспорт работал из рук вон плохо, но, то были годы перестройки и вселенского раздрая!

В этой связи немного отвлекусь от «горестных замет» и развеселю приунывшего читателя старым транспортным анекдотом времен «бескондукторной компостерной эры».

Арнольд Шварценеггер, известный актер-качок, приехавший к нам на один из кинофестивалей в тогдашнее еще единое государство, ради экзотики решил прокатиться в трамвае.

Обомлев от вида видавших виды наших трамваев, актер забывает расплатиться, как вдруг входит контролерша:

– Ваш билет!

Смущенный Арнольд скромно произносит:

– Я Шварценеггер!

На что контролерша ему:

– Это ты в Америке – негр! А здесь – компостируй билет!

– У меня нет билета!

– А деньги – есть?!

– Шварценеггер, не поняв:

– А, да-да! Достает ЮБИЛЕЙНЫЙ МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ РУБЛЬ и КОМПОСТИРУЕТ ЕГО!

– Вот и хорошо! – отвечает контролерша и… РВЕТ РУБЛЬ ПОПОЛАМ!

В таких случаях японцы говорят: «Хорошо наблюдать за пожаром в ЧУЖОМ доме»!

Увы, положение дел с общественным транспортом, несмотря на кажущееся в последнее время засилье личного транспорта, касается еще многих из нас, и здесь веселыми анекдотами не отделаться!

Так вот, я много рассуждал в уме о «бедственном положении общественных транспортников», в результате которого до комфортной работы последних – «как до Шанхая пешком». И пришел к универсальной формуле, которую можно применить, по меньшей мере, для пассажиров, дабы не расстраиваться по поводу плохой работы транспорта, точнее, несоответствия цены за проезд и комфорта, получаемого взамен. Вот она:

ХОДИТЕ ПЕШКОМ! Как говорится, «назло кондуктору»! Поверьте, если правильно планировать время, полезнее, здоровей, а с учетом последних цен на проезд, и менее накладно, ходить пешком – не такой уж у нас большой город! Лично я в 90% случаев так и делаю! В экстренных ситуациях, конечно, приходится ездить. Хотя близится время, когда цена за проезд на такси будет весьма близкой к автобусно-трамвайной!

А недавно сама жизнь преподнесла второй за это повествование – ЖИЗНЕННЫЙ уже – анекдот.

Еду я как-то, не так уж давно, в особо любимой мне «двойке», как вдруг, как говорят на дворовом сленге в Одессе, «опупеваю» и «тащусь как осетр по Енисею»! От чего, спросите вы?

Таки я отвечу! От АВТОБУСНОГО БИЛЕТА!

Кондуктор на мои «несчастные 75 тенге» (в устах и умах не таких «крохоборов», как я!) выдает мне автобусный билет – чудо дизайнерской мысли и образчик изумительной автобусного руководства расточительности! Мне выдают билет, С НАПЕЧАТАННЫМ ЦВЕТНОЙ ТИПОГРАФСКОЙ КРАСКОЙ ТЕКСТОМ, НА ХОРОШЕЙ ОФСЕТНОЙ БУМАГЕ, ВДВОЕ БОЛЬШИЙ ПО РАЗМЕРАМ ПРЕДЫДУЩИХ – НЕВЗРАЧНЫХ (А ЗАЧЕМ – ИНЫЕ?!) БИЛЕТОВ! Где, с одной стороны, билет + какая-то реклама, а на обороте – просто какая-то реклама. Будучи газетчиком и журналистом, я ХОРОШО ЗНАЮ НЫНЕШНИЕ ЦЕНЫ НА ОФСЕТНУЮ БУМАГУ И ЦВЕТНУЮ ПЕЧАТЬ! Именно из-за этих астрономических цен закрылись многие, даже солидные издания! Ай, да автобусники! Переплюнули всех, разве что не смогли еще переплюнуть государство, которое что-то в последние годы штампует все новые образчики денежных купюр, а ведь это дело дорогое! Но то – государство!

И вы еще спрашиваете – ГДЕ наши деньги? Да ВОТ ОНИ! И почему растут тарифы? Да ВОТ (в том числе!) ПОЧЕМУ!

Тут транспортники мне, наверное, могут сказать: «Страдая от непомерно долгого не поднятия цен на билеты, и «идя навстречу пожеланиям не обавтомобиленных трудящихся масс», мы заключили партнерское соглашение с рекламодателями, в результате которого и появились эти билеты. Наши затраты на это дело – минимальные».

А я отвечу: даже если это и так, не выглядит ли этот «билетный пир во время чумы» неэтично по отношению к пассажирам? Нельзя ли было, пусть и напечатать рекламу, но сделать это на более скромной бумаге, ведь первично СОДЕРЖАНИЕ, СУТЬ рекламы, а ее ФОРМА – вторична! НЕ напоминает ли это бомжа с навороченным андроидом?

Лично мне – да! Всегда ваш – в основном

пешеход – Шалико АГАРЯН


P.S. Чтобы не быть голословным, сканы автобусного билета на, в обоих смыслах, «двойку» – прилагаю!

P.P.S. Стоп! – скажет некий читатель, а что ты по этому поводу думаешь, что предлагаешь?

На это отвечу: что я по этому поводу думаю (печатное), я уже высказал, непечатное не скажу, этика не позволяет, а думать, предлагать и менять что-то к лучшему должны те, КОМУ ЗА ЭТО ПЛАТЯТ ДЕНЬГИ: государству, в лице его законодательных и исполнительных органов и тем, кто подрядился нас обслуживать. А, поскольку мне ЗА ЭТО денег не платят, наоборот, плачу я, лучше буду просто ездить, но, желательно, платя за что-то конкретное, а не просто потому, что транспортники смогли в очередной раз убедить уполномоченные органы и депутатов в необходимости поднять цену за проезд.

Те, правда, в массе своей, «голодного не разумеют», имея свой или ведомственный личный транспорт. А я лучше – буду ходить пешком! Что с успехом и делаю. И вам желаю!