Вот и завершились отчёты акима Усть-Каменогорска Темирбека Касымжанова. Завершились вполне благополучно. Жёсткой критики со стороны участников отчётных встреч не последовало. Были отдельные замечания, предложения, но в целом всё прошло тип-топ. А как ещё может быть, если сама организация проведения отчётов заточена именно под такой результат?
В самом деле – кто может прийти на отчётную встречу в рабочий день и в 10 часов утра? Все, кто имеет работу, в это время трудятся, студенты – на учёбе. Значит, побывать на отчёте могут только пенсионеры, да всякая праздношатающаяся маргинальная публика. Ещё – госслужащие. Но маргиналам глубоко наплевать на акима и его отчёты. Второй отчёт проходил в 16-00. Тоже разгар рабочего времени. Поэтому отчётные встречи по большей части напоминали междусобойчик. Этакая тусовка чиновников, сотрудников комитетов местного самоуправления, записных активистов, перекочёвывавших с одной встречи на другую. Были, конечно, и люди «со стороны», но не они определяли ход собрания.
Сам отчёт акима также нацелен на его положительный исход. Он пестрит обилием цифр, создающих иллюзию очень бурной деятельности и самого акима и всего акимата. Такой текст трудно воспринимается не только на слух, даже для подготовленного слушателя, но и читать его нелегко. Чтобы дать оценку, нужно внимательно, с карандашом в руках проанализировать все цифры, сравнить их хотя бы с прошлогодними показателями. Естественно, это невозможно сделать, слушая доклад. Прав наш молодой автор Алексей Дмитриев, впервые побывавший на отчёте акима – практически ничего не понятно из этих цифр и диаграмм.
Наверное, весь отчёт должен сводиться к ответу на один-единственный вопрос: стало ли за этот год горожанам жить лучше, удобнее, комфортнее, безопаснее? Без всяких цифр и диаграмм. Делал ли аким всё возможное для достижения этой цели в зоне своей ответственности и своих, предоставленных ему законом рычагов управления? Стало ли, к примеру, горожанам удобно, без опаски упасть и сломать ноги или рёбра, ходить по тротуарам, или же ходьба напоминала катание по льду? Стало ли удобнее водителям ездить по городским дорогам, или они по-прежнему в летнее время напоминают японское выражение «то яма, то канава», а зимой – площадку для экстремального автородео? Решилась ли за этот год хоть одна транспортная проблема города, или областной центр верно приближается к транспортному коллапсу? Удобнее ли стал график движения городского транспорта, или в городе после 21-00 по-прежнему наступает негласный комендантский час? Хотя бы – стало ли в городе больше элементарных парковок? Что сделано, чтобы в городских больницах уменьшились очереди? А что предприняла за прошедший год городская власть, чтобы водоснабжение, как в многоэтажном, так и в «частном» секторе было бесперебойным, без порывов и аварий? Исчезнет ли в этом году удушающий запах с очистных сооружений, накрывающий почти весь Ульбинский район? Стало ли за этот год у нас больше освещённых улиц, а само освещение более ярким, чтобы можно было безопасно двигаться как пешеходам, так и водителям? Лучше ли стало на городских окраинах в плане обеспечения этих районов элементарными благами цивилизации, хотя бы асфальтированными дорогами?
И таких простых и ясных вопросов много. На них нужны чёткие и ясные ответы, а не громада цифр и диаграмм. Каждый горожанин сам может дать ответы на эти вопросы, из своей жизни, из своих будней. И, исходя из этого, дать и оценку работы акима и его команды. И если уж у нас нельзя проводить местные референдумы, то хотя бы опрос горожан с оценкой работы городской власти накануне отчёта акима провести можно, только реальный опрос, а не дутые рейтинги.
Но кому он нужен, такой опрос? Гораздо удобнее собрать управляемую и предсказуемую аудиторию, создать видимость народного волеизъявления, и поставить «галочку» в графе «отчитался перед населением». Самый яркий пример полнейшей формальности подобных отчётных встреч – это итоговая встреча акима города. В первоначальном графике её время было обозначено 6 февраля в 16-00. Затем на сайте акима время уточнили – в 17-00. За 15 минут до означенного срока я специально ещё раз посмотрел сайт и уточнил – да, в 17-00. (см, фото на стр. 2) Через 10 минут я был в акимате. В фойе уже были установлены стенды с красивыми фотографиями, пресловутыми графиками, диаграммами. В конференц-зале также всё было «на мази». Не было самого главного – народа. Странно, 5 минут до начала, а зал пуст. Я вышел в коридор, и задал этот вопрос миловидной чиновнице. «А встреча завтра, в субботу, 7 февраля, в 10-00», – ответила она. «Как же так, я только что смотрел сайт, там указана пятница, 17-00?». «Не знаю, мы всех предупреждали». Надо отдать должное, молодая чиновница принесла мне извинения. Хотя сама она, видимо, никакого отношения к ложной информации на официальном сайте акима не имеет.
Что это, как не хамское отношение к горожанам? Встреча переносится, видимо, в экстренном порядке, а об этом даже не извещают жителей?! Впрочем, чиновница сказала, что «всех предупреждали». А кого «всех»? Участников междусобойчика?
Впрочем, горожане сильно от такой дезинформации не пострадали. Поскольку в зале было всего человека три. Да и в субботу на итоговый отчёт пришли в основном госслужащие, депутаты, уже всем известный круг активистов – общественников. Людей «со стороны» практически не было. Это плохо, это результат нашей гражданской пассивности. И неверия в то, что такими вот отчётами можно изменить нашу жизнь к лучшему. А жаль, если бы собрался полный зал «простого народа», а не «своих», да задали бы акиму трёпку в присутствии главы области, глядишь, хоть что-то, да изменилось бы.
Хотя бывали на встречах и такие горожане, которые поломали благостный сценарий и подвергли акима и его команду жёсткой критике. Например, на встрече в ДКМ громом среди ясного неба стало выступление Ирины Штейнле.
– Прежде всего, я подняла вопрос о ценах и тарифах. Цены растут, чуть ли не ежедневно. Что делает власть, кроме киосков с овощами?! Что они делают, чтобы снизить тарифы? Кабельное ТВ уже стоит 1800 тенге! Зачем мне 80 каналов? Почему не сделают меньше каналов и доступную цену? Казактелеком установил программу, которая будит по ночам и напоминает об уплате. Потом всю ночь невозможно уснуть. А за 1 тенге долга отключают. Так же и Шыгысэнерготрейд. Что это за террор – присылать счёт за два месяца вперёд, и писать – «Погасите долг»?!
Я подняла вопрос по работе отдела ЖКХ. Почему во дворах, на улицах в нашем районе по ул. Ворошилова, Стахановской нет ни одной лавочки? Негде присесть. Где программа «Дорожная карта»? Почему улицы и тротуары не чистят? Для пенсионера упасть – это смертельная опасность.
Когда аким города бывал в городских больницах? Там ведь кровати и постельное бельё ещё советского времени. С лекарствами своими приходи, с бельём своим, с питанием своим.
Поднимала я и вопрос по работе полиции. Как она может работать, если они с людьми не умеют общаться? Всех пенсионеров называют «бабушками» и «дедушками». Это что за обращение такое. За кого они нас считают? Всё в выступлении я не могла поднять, подготовила акиму обращение, на отдельных листах расписала все проблемы по отраслям. Отдала ему этот конверт, обещал изучить, но я сомневаюсь, что он вообще станет читать, – говорит Ирина Георгиевна. Но таких выступлений было мало. В основном, повторюсь, всё прошло спокойно и благостно для градоначальника. Так в чём же секрет Темирбека Касымжанова, в чём Его «тайное оружие»? Наверное, в его яростных поклонниках, которые и задавали тон на встречах. В тех убелённых сединами аксакалах и пожилых женщинах, которые с упоением благодарили Его за прекрасную работу и предлагали оценить её на «пять с плюсом».
В тех сияющих счастьем горожанах, которые готовы были в пояс поклониться градоначальнику за свеколку и морковку из стабилизационного фонда по 65 тенге за килограмм. В тех, кто с пеной у рта предлагал поблагодарить Бердыбека Сапарбаева за то, что назначил к нам в город такого прекрасного руководителя. В тех, кто яростно выдвигал идею, что нужно писать письма новому главе области с просьбой оставить Темирбека Касымжанова на посту акима чуть ли не навечно. Видимо, и в депутатах во главе с секретарём городского маслихата Александром Абакумовым, которые предпочитают идти вслед за акимом, и почти не пытаются идти вопреки ему? Судя по эмоциональному накалу их выступлений, они действительно готовы идти за акимом на бой, на труд и на праздник! Вот тут и задумаешься – а как теперь произвести отстранение Темирбека Касымжанова, если в этом возникнет необходимость? А вдруг поклонники выйдут на акцию протеста с лозунгами «Руки прочь от нашего акима!», или «Темирбек Касымжанов – наше знание, сила и оружие!»? Чем чёрт не шутит. И что потом делать? Может быть, лучше Его вообще не трогать, если Его рейтинг так зашкаливает?
Это предположение, конечно, всего-навсего шутка. А реальность такова, что, несмотря на Его мудрое руководство и вопреки ему, город всё-таки этот год прожил, не загнулся. И дальше нам, судя по всему, жить с Ним. Что ж, такова наша судьба, таково наше испытание, таков наш урок. Живут же люди, например, с хроническими болезнями. К примеру, с хронической головной болью. И ничего, приспосабливаются, и даже иногда забывают о своём заболевании. До следующего обострения. Значит, и нам жить с нашим дорогим акимом. Дорогим, не в смысле денег. Из городского бюджета на услуги по обеспечению деятельности акима города расходуется ВСЕГО 236,4 миллиона тенге. ВСЕГО чуть меньше, чем на очистку и содержание улиц областного центра (более 300 млн.). Нет, в том смысле, что он действительно дорогой наш человек.
Денис ДАНИЛЕВСКИЙ